Семейное образование представляет собой актуальную альтернативу традиционным формам обучения, вызывая интерес у родителей, однако с ним связаны определенные риски и сложности.
Важно понимать, что термин «семейная школа» и «домашнее обучение» не взаимозаменяемы. В отличие от домашнего обучения, которое осуществляется в условиях дома под supervision школы, семейное образование предполагает полную ответственность родителей за учебный процесс.

Здесь они должны организовать занятия и обеспечить условия для промежуточной аттестации в аккредитованной школе, что позволяет ребенку подтверждать свои знания и получать справки об освоении учебной программы. Эти документы важны для дальнейшего поступления в образовательные учреждения.
Семейные школы могут быть разнообразными — от объединений родителей до лицензированных организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования и сохранивших атмосферу семейного обучения.
Данные проекта «Просто учиться» показывают, что доля семейных школ среди общего числа учреждений стабильно растет. Это говорит о повышенном интересе к семейному образованию и возможности создания более индивидуального подхода к учёбе, но также требует от родителей большой ответственности и тщательной организации процесса.
В 2021 году в каталоге было 200 школ, предлагающих семейное обучение, а в 2024 году их число увеличилось до более чем 300.
Это говорит о том, что семейное обучение не всегда является полностью «семейным»: дети могут активно участвовать в онлайн-уроках или посещать очные занятия в образовательных центрах.
Эти организации предлагают общеобразовательные программы на коммерческой основе и лишь отличаются отсутствием школьной лицензии, предоставляя большую свободу в выборе учебной программы.
Обычно такие центры сотрудничают с аккредитованными школами, что позволяет организовать процесс государственной итоговой аттестации (ГИА) для своих учеников.
Однако эффективность семейного обучения остаётся предметом обсуждения среди родителей и экспертов в области образования.
Мнения разделяются: для одних главное — высокий балл на ЕГЭ или поступление на бюджетное место в вуз, а для других критерием успеха являются базовые знания, пригодные в жизни.
Директор частной школы
Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие личности ученика. Эффективность образовательного процесса можно оценивать по тем параметрам, которые отражают уровень обученности ребенка на экзаменах.
Однако семья должна уделять внимание социальной адаптации ребенка, формированию его моральных и нравственных норм, что часто представляет собой сложную задачу. В разговоре с «ДП» Елена Минаева акцентировала, что успешная социализация ребенка играет ключевую роль в его развитии.
Если семья принимает решение о переходе на семейное образование, важно рассмотреть, как будет осуществляться обучение: родитель может вести уроки самостоятельно, использовать онлайн-ресурсы или нанимать репетиторов.
Выбор формата обучения напрямую влияет на финансовые затраты. Например, помимо учебников и тетрадей, семье может понадобиться принтер (около 10 тысяч рублей) и ноутбук (30-50 тысяч рублей).
Когда родители не планируют обучать самостоятельно или использовать услуги нелицензированных школ, им придется инвестировать в индивидуальные занятия. Согласно данным «Профи.ру», услуги репетиторов по математике в Санкт-Петербурге стоят от 1 до 6 тысяч рублей за час. Занятия по подготовке к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ могут обойтись дороже.
Кроме того, найти преподавателя, который сможет вести все предметы одновременно, достаточно сложно, что также следует учитывать при планировании семейного обучения.
Репетитор может вести один-два смежных предмета, такие как алгебра и геометрия или русский и литература.
Елена Минаева указывает, что после выбора формата обучения нужно обратиться в территориальный орган образования и подать заявление о семейном образовании.
К заявлению прикладывается подтверждение от аккредитованного учебного заведения о прикреплении ребенка для промежуточной аттестации.
Согласно статье 63, части 5 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители обязаны уведомить местные органы самоуправления о переходе на семейную форму обучения (СО) лично или по почте.
Если ребенок уже учится в школе, то нужно подать заявление директору и забрать личное дело, что делается бесплатно.
Хотя выбор формата образования остается за родителями, не уведомление о переходе на СО может привести к административной ответственности за уклонение от воспитания детей.
После этого семья должна взаимодействовать с образовательной организацией и проходить промежуточную аттестацию.
В выпускных классах ребенок сдает Государственную итоговую аттестацию (ГИА), включая ОГЭ или ЕГЭ, и получает аттестат той же школы.
Однако важный вопрос заключается в общении со сверстниками.
Опыт пандемии продемонстрировал, что обучение на дому для многих является сложным испытанием.
Люди являются социальными существами и не могут существовать без общества. Отсутствие школьной суеты непосредственно влияет на развитие детей и их навыки общения. Эксперты, с которыми общался «ДП», согласны, что ограждение ребенка от социума не приносит пользы, однако ожидаемые негативные последствия проявляются не всегда, если речь не идет о полной изоляции, которая может значительно отразиться на их будущем.
Елена Минаева утверждает, что процесс социализации и формирования коммуникационных навыков, а также умения работать в команде, в официальных условиях школы проходит наиболее эффективно, в то время как дети на семейном обучении часто сталкиваются с нехваткой этих компетенций.
Психолог клиники ALVI clinic, Ксения Гуцул, заключает, что участие детей в кружках, секциях и взаимодействие с ровесниками помогает компенсировать недостаток социализации, предлагая более комфортную среду. Однако не каждая школа гарантирует нормальную адаптацию к социальной среде.
Более того, бывают случаи, когда традиционное образовательное учреждение может оказывать на ребенка угнетающее влияние, что приводит к возникновению комплексов и ощущению себя «лузером». Непредсказуемость поведения учителей и одноклассников усугубляет эту ситуацию; в то время как семейное образование предлагает большую уверенность и комфорт, чрезмерная опека в замкнутых условиях также может негативно повлиять на развитие ребенка.
Создается сложная ситуация, поскольку предпочтительная форма обучения для каждого современного ребенка индивидуальна с точки зрения психического здоровья. Мотивы родителей, решившихся на семейное образование, зачастую различны: одни стремятся сократить время на ненужные дисциплины, другие пытаются защитить своих детей от негативных сторон школьной жизни.
В итоге, найти универсальное решение по выбору формы обучения не представляется возможным. Родителям следует в первую очередь адекватно оценивать способности ребенка и осознавать, что ему действительно необходимо: счастье или способность решать квадратные уравнения в первом классе.