Рост университетов бизнеса в России: новый подход к высшему образованию

Фев 20, 2025 / 02:31

В России наблюдается стремительный рост университетов, созданных бизнесом, которые играют все более значимую роль в системе высшего образования.

По мнению экспертов, традиционные государственные вузы не всегда соответствуют новым требованиям employers. Это приводит к увеличению интереса к частным вузам, особенно среди студентов, стремящихся получить практические навыки.

Рост университетов бизнеса в России: новый подход к высшему образованию

В условиях современной экономики работодатели нуждаются в узкоспециализированных кадрах, готовых к работе без дополнительного обучения на месте.

Существующая Болонская система образования, которая будет пересматриваемая к 2026 году, сосредотачивается на базовых знаниях, однако дает недостаточно практики.

Такой разрыв между образовательными программами и требованиями рынка труда вызывает дисбаланс и необходимость в более адаптированных образовательных направлениях.

В этом контексте активно развивается Центральный университет, инициированный Т-Банком в 2023 году при поддержке 50 крупнейших компаний России.

Университет делает акцент на STEM-подходе, что отражает запросы современного рынка на высококвалифицированные кадры.

Ожидается, что подобные инициативы будут популяризоваться и в других регионах страны, меняя облик высшего образования и архитектуру столиц, создавая платформы для подготовки специалистах, способных успешно конкурировать на трудовом рынке.

Методика междисциплинарного образования объединяет науку, технологии, инженерию и математику, акцентируя внимание на практическом применении знаний.

В этом проекте участвуют крупные организации, такие как Центробанк РФ, VK, «Яндекс», «Авито» и «Сбер». Выпускники получают дипломы о высшем образовании государственного образца по направлениям: «Математика и компьютерные науки», «Бизнес-информатика», с акцентом на «Разработку», «Искусственный интеллект» и «Бизнес и аналитику».

В 2025 году Центральный университет планирует разместиться в историческом здании Центрального телеграфа в Москве, что считается крупнейшей сделкой на рынке недвижимости.

Это здание в XVIII веке являлось пансионом Московского университета, теперь здесь будет находиться корпус одного из крупнейших негосударственных вузов страны.

С учетом новых реалий в образовании, в вузах ожидается сокращение числа юристов, журналистов и менеджеров. Платное обучение также претерпит изменения в сторону подготовки технических специалистов.

STEM-модель актуальна из-за ориентированности экономики на технологический суверенитет и цифровизацию. Это подчеркивает доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин, отмечая необходимость адаптации образовательных программ к требованиям современности.

Стратегические цели, прописанные в Указе о национальных целях развития России до 2030 года, подразумевают укрепление конкурентоспособности экономики страны.

Центральный университет продемонстрировал высокие результаты в этом контексте, заняв 8-е место в рейтинге лучших вузов России по качеству набора абитуриентов в 2024 году, составленном ВШЭ на основе анализа более 800 образовательных учреждений.

Universitety также отмечен как третий по количеству платного набора, что указывает на растущий интерес к платному образованию как среди студентов, так и родителей.

В числе лидеров по качеству абитуриентов также находятся МФТИ, МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ в Москве и СПб, МИФИ, Университет Иннополис, ИТМО и Академия внешней торговли.

Центральный университет не только завоевывает позиции в рейтингах, но и активно развивает научную деятельность: в партнерстве с Институтом AIRI была создана Лаборатория искусственного интеллекта и анализа данных.

Примечательно, что преподаватели вуза привели школьную команду к победе на первой Международной олимпиаде по искусственному интеллекту в Болгарии.

Ректор Евгений Ивашкевич подчеркивает, что качество образования в платных вузах растет, что связано с эффективным сотрудничеством с крупными компаниями, которые оказывают поддержку в обучении и привлекают практиков.

С 2012 года в России также действуют корпоративные образовательные платформы, такие как «СберУниверситет», нацеленные на подготовку топ-менеджеров и предпринимателей, опираясь на существующий опыт компаний.

С 2007 года в России функционирует Школа анализа данных «Яндекса».

Согласно данным Минобрнауки, с 2022 по 2024 год количество вузов в стране увеличилось на 38 — до 749 учебных заведений.

При этом существующие университеты также расширили свою сеть филиалов, увеличив их число на 16 до 540.

Среди образовательных учреждений выделяется Сколковский институт науки и технологий, где реализуются инновационные программы обучения в области математических, естественных и технических наук, а также инженерии.

Обучение в «институте» ориентировано только на магистратуру и аспирантуру, с активным привлечением зарубежных преподавателей и исследователей.

Университет Иннополис в Казани в свою очередь акцентирует подготовку IT-специалистов, при этом основная часть его студентов обучается на бакалавриате.

Российская система высшего образования адаптируется к изменяющимся требованиям рынка труда, что связано с предстоящими реформами.

С 1 сентября 2026 года запланировано значительное переосмысление образовательного процесса, инициированное указом президента РФ Владимира Путина, подписанным в мае 2023 года.

В рамках реформы предполагается отказ от бакалавриата, что будет означать кардинальные изменения в подходах к обучению и подготовке квалифицированных кадров в стране.

Система высшего образования в России планирует измениться: бакалаврская программа, которая сейчас длится четыре года, может вернуться к пятигодичному специалитету. Эта инициатива направлена на создание образовательных программ, более ориентированных на получение практических навыков и профильных компетенций, а не лишь базовых знаний.

Татьяна Блинова из Президентской академии отметила, что студенты, обучающиеся по текущей системе, получат возможность завершить свое обучение, сохраняя старые форматы. Равиль Асмятуллин подчеркнул важность новой модели, заявив, что она должна помочь лучше подготовить выпускников к требованиям рынка труда, а также обеспечить более тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и бизнесом.

По мнению экспертов, уровень практической подготовки у вузовских бакалавров зачастую не соответствует ожиданиям работодателей, что делает реформу необходимой для предоставления квалифицированных кадров на рынке труда.

Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково», заметила, что на фоне реформ существует тенденция к новым подходам в образовании, особенно к модели STEM. Эта модель ужесточает требования к образовательным программам, что важно в условиях внедрения новых технологий и производства высокотехнологичной продукции.

Таким образом, к 2030 году система высшего образования ожидает мягкая трансформация, с консолидированными учебными программами крупных университетов.

В ближайшие годы, как отметил экономист Андрей Бархота, будет наблюдаться усиление кооперации между университетами, научными институтами и индустрией, что необходимо для достижения технологического лидерства. Университеты будут стремиться сократить количество учебных программ, повышая их эффективность и сокращая время обучения.

Поиск оптимального баланса между основными теоретическими знаниями и конкретными прикладными навыками станет важной задачей для вузов, которые будут разрабатывать новые педагогические форматы.

По материалам: iz.ru