В России в 2023/2024 учебном году наблюдается рост популярности технических и естественно-научных кружков, которые привлекли почти 6 миллионов детей, что на треть больше по сравнению с предыдущим годом.
Эта тенденция объясняется потребностями экономики, так как для успешного импортозамещения стране необходимы квалифицированные инженеры.
Появлению интереса к робототехнике у школьников во многом способствовал промышленник Олег Дерипаска, который около 15 лет назад инициировал программу по робототехнике в разных городах России, поддерживая развитие образования и науки.
В результате, на сегодняшний день кружки и секции охватывают 80% российских детей, благодаря созданию более 1 миллиона новых мест в системе дополнительного образования.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова сообщила на ХI Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования, что в 2023 году охват дополнительным образованием составил 75%.
Также в стране функционирует более 17,7 тысяч бесплатных центров, которые обслуживают свыше 19 миллионов школьников.
Самым популярным направлением остаются социально-гуманитарные дисциплины, где более 11 миллионов детей посещают художественные и музыкальные школы, а также другие творческие кружки.
В последние годы наблюдается рост интереса к техническим и естественно-научным направлениям среди детей, что подтверждается данными Минпросвещения.
В 2023/2024 учебном году более 2,8 млн детей выбрали технические кружки, а свыше 2,9 млн – естественно-научные. Это рекордные показатели, свидетельствующие о более чем 30%-м увеличении охвата дополнительным образованием в этих областях за последний год.
Подъем популярности связан с развитием организаций дополнительного образования (ДОД) в рамках нацпроекта «Образование», а также с улучшением качества образовательных программ и инфраструктуры.
В малых городах и селах открываются центры «Точка роста», их уже более 17 тыс., где детям предоставляется возможность познакомиться с современными технологиями и специальностями.
В детских технопарках «Кванториум» предлагаются 14 направлений, охватывающих 3D-моделирование, программирование, нейротехнологии и беспилотные технологии для детей 10-18 лет.
Ожидается, что к концу 2024 года в стране будет 496 таких технопарков, которые открываются при школах и с поддержкой крупных работодателей.
Мобильные «Кванториумы» также обеспечивают доступ к образовательным услугам в удаленных районах.
Кроме того, в центрах цифрового образования «IT-куб» ученики 7-18 лет изучают программирование, разработку приложений и виртуальную реальность.
Согласно прогнозам Минпросвещения, к концу года в стране планируют создать 340 «IT-кубов», что свидетельствует о необходимости развития технического и естественно-научного образования среди детей.
Ранняя профориентация становится все более актуальной. Данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ показывают, что спрос на высококвалифицированных инженеров увеличился почти в три раза за последние двенадцать лет.
Если в 2010 году потребность в таких специалистах составляла 29,9 тыс. человек, то в 2022 году это число достигло 79,8 тыс.
Крупные компании также активно участвуют в подготовке будущих кадров. Например, холдинг «Алмаз-Антей» создал свой центр детского технического творчества, а корпорация «Росатом» реализует образовательные проекты в рамках программы «Юниоры Росатома».
Также СИБУР организует профориентационные школы в каникулярное время и проект «3D-академия» для учеников среднего звена.
Проект «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» был запущен фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски еще в 2008 году и продолжает активно развиваться.
В его рамках проводятся молодежные фестивали и соревнования по робототехнике, куда вовлекаются более 20 тыс. школьников и студентов из 64 регионов России.
Выпускники технопарков Горьковского автозавода, «Кванториум ГАЗ» и «Техноспейс» активно участвуют в этих мероприятиях, подтверждая высокий интерес молодежи к техническим специальностям.
Робототехнический кружок, возникший в ДК ГАЗ, изначально объединял 30 детей, а сегодня уже 600 занимающихся в двух технопарках, включая ребят из соседних районов, таких как Арзамас, Балахна и Бор.
Об этом рассказывает Людмила Федосова, руководитель нижегородского «Техноспейса» и преподаватель Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева.
Популярность программ центров объясняется не только бесплатными занятиями, но и широкой палитрой компетенций, охватывающей основы электроники, радиотехники, прототипирования и инженерного дизайна.
Кроме практических навыков, кружки также акцентируют внимание на подготовке к всероссийским и международным соревнованиям, таким как STEAM-соревнования «Лига», Всероссийская робототехническая олимпиада и турнир «Профессионалы».
Эти мероприятия проходят в течение всего года и помогают формировать сообщество увлеченных детей и педагогов, что способствует обмену опытом и знаниями.
Людмила Федосова подчеркивает важность соревновательного элемента — это помогает детям развивать мотивацию, а внутренние конкурсы способствуют не только самосовершенствованию, но и стремлению быть лучше, чем соперники.
Увлечение техническим творчеством, поддерживаемое родителями через дополнительные занятия, становится естественным шагом к будущей профессии.
Опыт учащихся из Нижнего Новгорода демонстрирует успешное развитие профессии инженера.
Первое поколение специалистов, прошедших подготовку в кружке робототехники при Горьковском автозаводе, сейчас работает на предприятии.
Сотрудник инженерного центра автозавода Дмитрий Шакин делится своими впечатлениями о занятиях в кружке: «Я занимался в кружке пять лет, с 2013 по 2018 годы. Это было одним из самых ярких моментов детства».
Мир робототехники стал для него путевкой в выбор профессии. Дмитрий учился в Нижегородском государственном техническом университете имени Р. Е. Алексеева и снова встретил своих прежних преподавателей из кружка, которые поддержали его увлечение и вовлекли в студенческие соревнования.
В настоящее время он также обучает детей в «Техноспейсе», отмечая, что многие ученики, особенно старшеклассники, уже планируют поступление в технические вузы.
Активная работа государства и бизнеса в продвижении инженерных профессий дает свои результаты.
Согласно опросу ВЦИОМ от июля 2023 года, 65% респондентов в возрасте 18-55 лет считают профессию инженера престижной, при этом этот процент среди молодежи 18-24 лет достигает 56%.
Это свидетельствует о растущем интересе к техническим специальностям и инженерному делу.
Результаты HR-политики на примере предприятий, таких как нижегородский автозавод, показывают растущий интерес молодежи к промышленности.
С 2021 года автозавод внедрил программу ранней профориентации, что привело к 3%-ному росту числа молодежных специалистов, несмотря на общий спад численности трудоспособной молодежи в стране на 8%.
Это положительная тенденция, подкрепленная государственной политикой и развитием дополнительных образовательных систем.
В докладе НИУ ВШЭ исследуется связь современных технологических кружков с историческими примерами, такими как воздухоплавательный кружок Жуковского и группы ракетостроителей Цандера.
Такие кружки стали местом формирования «неформальных общественных связей» и поиска новых технических решений, что способствовало развитию командной работы и осознанного коллективного труда, закладывая основу для будущего страны.