В России наблюдается рост заинтересованности работодателей в выпускниках колледжей и техникумов. Согласно данным Superjob, 70% работодателей готовы взять на работу молодых специалистов без опыта, особенно в крупных компаниях. Это свидетельствует о том, что среднее профессиональное образование (СПО) приобретает все большую ценность на рынке труда.
Система СПО в России готовит квалифицированные кадры по различным направлениям, адаптируя образовательные программы под запросы индустрии и современные технологические тенденции. Автоматизация и развитие новых технологий способствуют появлению новых профессий и изменениям в требованиях к навыкам, что делает образование более актуальным. Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что программы колледжей в основном ориентированы на подготовку специалистов среднего звена, в то время как рабочие специальности занимают лишь 20% образовательного пространства.

Существующий спрос на IT и цифровые профессии побуждает абитуриентов задуматься о выборе между высшим и средним профессиональным образованием. Вера Мальцева, старший научный сотрудник Института образования ВШЭ, подчеркивает неопределенность в этом выборе. Примечательно, что для 75% вакансий в банках столицы требуется именно среднее профессиональное образование, что подтверждают данные московской службы занятости.
По мнению работодателей, существует настоятельная необходимость для абитуриентов выйти на рынок труда. В Москве за последний год было модернизировано 650 мастерских и лабораторий в колледжах, что позволило студентам больше времени проводить в практических залах и на стажировках, чем в традиционных аудиториях.
Работодатели активно участвуют в образовательном процессе, начиная от разработки учебных программ до создания рабочих мест. Согласно данным Московского центра развития профессионального образования, за последние два года более 3 тыс. компаний начали сотрудничество со столичными колледжами, делая учебные заведения частью индустриальной экосистемы.
В Москве также актуален вопрос профориентации для подростков. В 2024 году была запущена новая программа профориентации для учеников девятых классов, основной площадкой обозначен кадровый центр «Профессии будущего». Здесь школьники могут изучать информацию о разных профессиях, использовать VR-тренажеры и получать индивидуальные консультации от карьерных наставников.
По данным мэра Москвы Сергея Собянина, в 2024/25 учебном году более 45 тыс. девятиклассников прошли профтестирование, а всего с начала проекта число участников составило более 100 тыс. опрошенных. Опрос показал, что 80% участников программы заинтересованы в поступлении в колледж, что говорит о высокой мотивации молодежи к выбору профессии.
Школьники девятого класса имеют возможность пройти профессиональные пробы в мастерских и лабораториях 48 колледжей Москвы, используя современное оборудование и общаясь с студентами. Например, Московский метрополитен успешно обеспечивает кадровые потребности через проект с Колледжем московского транспорта, что позволило трудоустроить большинство выпускников в первый год сотрудничества, согласно заявлению заместителя начальника метрополитена по управлению персоналом Павла Ковалева. Сейчас обучается более 1,7 тыс. студентов.
Сложившаяся установка о том, что высшее образование — это единственный путь к успеху, теряет актуальность не только в других странах, но и в России. Академик Александр Асмолов из МГУ считает, что важно понимать, что у каждого человека есть разные виды интеллекта, включая практический. Если у ребенка есть склонность к практическим навыкам, родителям не следует принуждать его к теоретическому обучению, так как это может отрицательно сказаться на его развитии.
Среднее профессиональное образование не исключает высшее, а дает возможность более осознанного выбора. Как подчеркивает доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение» Московского авиационного института Александр Гетманов, студенты, прошедшие обучение в колледже, благодаря полученному теоретическому и практическому опыту, успешно продолжают образование в вузах и показывают высокие результаты.
Процесс поступления в вузы для выпускников колледжей возможен как через ЕГЭ, так и через внутренние экзамены. С сентября 2025 года в Москве будут предложены бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ на базе колледжей для студентов, желающих продолжить свое обучение.
Стоит отметить, что многим соискателям на рынке труда в столице высшее образование не требуется. Работодатели зачастую начинают поиск студентов еще до их выпуска. По статистике, опубликованной мэрией Москвы, 65% студентов колледжей получают предложения о работе на этапе учебы, а 95% трудоустраиваются в первый год после окончания.
При этом процесс поступления в техникумы и колледжи может быть упрощен для школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области. Теперь они могут сдавать только экзамены по русскому языку и математике после девятого класса для получения среднего профессионального образования.
Данная инициатива, поддержанная Госдумой, является частью пилотного проекта, где регионы-участники смогут самостоятельно определять минимальные баллы ОГЭ и список вступительных испытаний. В Москве такая возможность уже вызывает интерес: почти 25 тысяч девятиклассников выбрали сдавать два экзамена вместо четырех.
В условиях стабильного спроса на квалифицированные кадры и растущих зарплат в сфере среднего профессионального образования, молодые люди могут рассчитывать на финансовую самостоятельность. Так, операторы станков с числовым программным управлением в Москве зарабатывают от 80 тысяч рублей, что делает эту профессию одной из самых привлекательных.
В России зарплаты в некоторых профессиях весьма разнообразны. К примеру, медицинские сестры могут зарабатывать до 150 тыс. руб. в месяц, а зубные техники – до 200 тыс. руб. Автомеханики получают от 70 тыс. до 400 тыс. руб., тогда как сварщики могут рассчитывать на доход от 130 тыс. до 500 тыс. руб.
В Европе система профессионального образования организована иначе. Германия, например, предлагает дуальную систему, сочетающую практику на рабочем месте и теоретическое обучение в профессиональной школе. Учащиеся работают в компании, получая практические навыки, и одновременно посещают занятия, которые занимают не менее 12 часов в неделю. Практического обучения на предприятии проходит около 3,6 тыс. часов, и весь курс длится от двух до пяти лет в зависимости от выборной специальности.
Существует также возможность абитуриентам, желающим работать в неакадемических медицинских специальностях, таких как гериатрическая сестринская работа или логопедия, пройти обучение в колледже. В отличие от дуальной системы, для поступления в колледж требуется аттестат о среднем образовании.
Подготовка по медицинским специальностям, например, для акушеров, также разнообразна; минимальные часы составляют 1,6 тыс. теории и 3 тыс. практики, создавая трехлетний курс. По данным Федерального института профессионального образования Германии (BIBB), более 70% студентов дуальной системы остаются работать в компании стажировки, что свидетельствует о высоком уровне востребованности таких специалистов. Кроме того, учебное заведение не воспринимается как последний шанс, а, наоборот, предоставляет возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации.