По итогам приема 2024 года в Минпросвещения отметили, что 62,5% выпускников 9-х классов поступают в колледжи и техникумы.
Министр Сергей Кравцов подчеркнул, что только 6,8% выпускников этих учреждений продолжают обучение в вузах, а остальные находят работу и вносят вклад в экономику страны.
В то время как до 2017 года лишь 56% девятиклассников шли в колледжи, в последние годы наблюдается заметный рост этого показателя.
Так, в 2021 году премьер-министр Михаил Мишустин объявил о необходимости увеличения «уважения к выпускникам колледжей» и пересмотра учебных программ с учетом потребностей работодателей.
Ускорение выхода школьников на рынок труда стало важной стратегией против нехватки рабочих кадров.
По данным 2022 года, 50% девятиклассников поступили в средние специальные учебные заведения (ССУЗы), а 4% сразу устроились на работу.
В том же году 17% выпускников колледжей пополнили ряды студентов вузов, что в совокупности с выпускниками предыдущих лет дало 37% среди первокурсников.
Это наводит на мысль, что многие выбирают колледжи как альтернативу ЕГЭ, чтобы воспользоваться возможностью поступить на основании внутренних экзаменов.
В то же время, многие девятиклассники стремятся к быстрому выходу на рынок труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы и значительной долей сельского населения.
В экономически развитых регионах России девятиклассники чаще выбирают путь старшей школы. В ответ на эту тенденцию московский департамент образования и науки в 2024 году открыл 10 тысяч дополнительных бюджетных мест для девятиклассников в колледжах, увеличив общее количество мест до 40 тысяч.
Это решение, по словам вице-мэра Анастасии Раковой, направлено на удовлетворение потребностей столицы в квалифицированной рабочей силе, поскольку три четверти вакансий требуют среднего профессионального образования.
Однако темпы развития системы среднего профессионального образования (СПО) были подвергнуты критике. Спикер Госдумы Вячеслав Володин указал на недостаток коротких программ подготовки рабочих специальностей и рост коммерциализации СПО, отметив, что более 40% студентов учились на платной основе в 2023 году.
В то же время многие выпускники девятых классов столкнулись с проблемами при поступлении в десятые классы: в некоторых регионах им отказали в зачислении из-за неудачной сдачи внутренних экзаменов.
Проблема усугубилась отсутствием общеобразовательных десятых классов, что стало следствием нового государственного образовательного стандарта 2023 года, предоставившего школам право проводить конкурс для поступления в десятые классы.
Таким образом, система образования в России сталкивается с разными вызовами, требующими комплексного подхода для удовлетворения потребностей учащихся.
Родители учеников столкнулись с проблемой, когда администрация школ рекомендовала отдавать детей, не поступивших в вузы, в колледжи, даже если их результаты не позволяли это сделать на бюджетной основе.
В ответ на подобные действия родители обратились в прокуратуру. Напоминаем, что Конституционный суд в 2020 году уже указывал, что индивидуальный отбор в профильные классы не может быть причиной для отчисления детей.
После вмешательства Генпрокуратуры права тех, кто жаловался, были восстановлены, однако не все родители осмелились заявить о своих проблемах. Это привело к тому, что статистика перехода девятиклассников в колледжи оказалась искаженной.
Похожие ситуации противоречат цели подготовки хорошо подготовленных и мотивированных работников для рынка труда. Ученикам, намеревающимся поступать в колледж, приходится принимать решения на два года раньше, в возрасте 14-15 лет.
Остается надеяться, что школьная профориентация и подобные внеклассные занятия, как например «Россия — мои горизонты», принесут реальные плоды и помогут детям осознанно выбирать свой профессиональный путь.