Российские вузы переходят на новую модель высшего образования с 2024 года

Янв 20, 2025 / 13:51

С 2024 года российские вузы перейдут на новую систему высшего образования, отменяя бакалавриат и магистратуру, которые будут заменены базовым и специализированным высшим образованием.

Эта реформа предполагает переход к модернизированной модели обучения, отражая изменения в образовательной политике страны.

Российские вузы переходят на новую модель высшего образования с 2024 года

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году, заключающейся в двухступенчатой модели высшего образования.

Этот подход обеспечивал стандартизированные учебные программы и легкую интеграцию выпускников на международный рынок труда.

Ключевым аспектом было создание единого учебного пространства с едиными критериями, что позволяло студентам находить работу за границей и быть более конкурентоспособными.

Однако с 2022 года, после исключения российских вузов из Болонской системы, данная модель утратила свою актуальность.

Дипломы российских студентов больше не признаются за пределами страны, что поставило под сомнение целесообразность прежней системы.

Критики Болонской модели указывали на необходимость дополнительного обучения бакалавров, так как работодатели часто вынуждены были сами доучивать новых сотрудников.

В результате, учебный процесс теперь будет трансформирован, и традиционный специалитет остается в некоторых вузах, где, например, юристов обучают в течение пяти лет.

Таким образом, переход к новой модели образования является попыткой адаптироваться к меняющимся требованиям как внутреннего рынка, так и международных стандартов.

В российских медицинских вузах продолжают действовать традиционные подходы, оставшиеся с советских времён. Некоторые преподаватели поднимают вопрос о целесообразности увеличения срока обучения для разных специальностей, так как динамика современных производственных процессов требует быстрой адаптации студентов на практике. Методические рекомендации Министерства образования все ещё находятся в стадии разработки, что затрудняет внедрение новых подходов. Работодатели выражают потребность вернуть практику присуждения дипломов с квалификацией, что было утрачено в бакалавриате.

В новых образовательных стандартах планируется увеличить число часов производственной практики на 35-45%, что должно соответствовать современным требованиям рынка труда. Студенты, которые не успели адаптироваться к изменениям, будут продолжать учёбу по имеющимся образовательным программам третьего поколения, и по окончании получат дипломы бакалавров. Однако неясно, смогут ли бакалавры, поступающие в 2025 году, продолжить обучение в магистратуре.

Пилотный проект по модернизации образования запущен в ряде вузов, таких как МАИ, НИТУ МИСИС, МПГУ и других, где с каждым годом количество специальных направлений увеличивается. Например, если в первый год было предложено 113 специальностей, то во второй уже 174. В некоторых университетах, таких как Петербургский горный университет, первокурсники принимаются исключительно по новым стандартам.

По мнению члена-корреспондента РАН Ольги Милушкиной, изменения в системе образования открывают новые возможности для студентов, учитывая запросы научно-технологического развития страны. Однако стоит отметить, что полный отказ от «Болонской системы» не оставит страну без вузов, обучающих по этой системе. Например, РУДН, который традиционно ориентирован на иностранных студентов, до внедрения «Болонской системы» уже использовал модель 4+2.

По материалам: www.vokrugsveta.ru