В ведущих инженерных школах акцентируется важность работы в команде, что позволяет быстрее и эффективнее решать задачи.
В настоящее время более пятидесяти вузов России, совместно с более чем 150 промышленными партнерами, реализуют более 250 программ подготовки инженерных кадров, обеспечивая обучение более шести тысяч студентов.
Также участие в инженерных школах приняли уже 22 тысячи школьников, стремящихся продолжить карьеру в этой области.
Проект «Передовые инженерные школы», запущенный Министерством образования РФ в 2022 году, предполагает открытие 100 школ к 2030 году, призванных готовить инженеров высшей квалификации.
Помощник заместителя председателя правительства РФ Антоний Швиндт, выступая на форуме «Технопром-2024» в Новосибирске, подчеркнул значимость масштабирования этого проекта для достижения технологического лидерства страны.
Он отметил, что в прошлом акцент делался на технологический суверенитет, тогда как теперь необходимо обеспечить качественную подготовку специалистов для решения актуальных задач завтрашнего дня.
Это требует нового уровня образования, которое будет соответствовать современным вызовам.
В Сибирском федеральном округе открылось пять передовых инженерных школ, включая одну в Новосибирске, одну в Омске и три в Томске.
В ноябре текущего года в ПИШ «Агробиотек» Томского государственного университета (ТГУ) завершился первый набор магистратуры по направлению «Менеджмент агробиотехнологий», среди выпускников - одиннадцать сотрудников компании-партнера «Сибагро».
Основная цель программы состоит в подготовке управленцев, способных способствовать устойчивому развитию агропромышленного сектора в условиях цифровой экономики.
Партнером магистратуры выступает Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, расположенный в Новосибирске.
В агробиотехнологической школе обучается более 450 студентов ТГУ и других вузов, а в этом году список направлений подготовки расширился на три - в области биотрансформации отходов, биоинформатики и агробиотехнологии.
Выпускники программы становятся учеными, биоинженерами и биотехнологами, работая не только в аграрной сфере, но также в биотехнологии и биомедицине.
По словам директора образовательного центра Екатерины Бойко, студенты проходят стажировки в компаниях, что позволяет им приобретать практические навыки и устанавливать профессиональные контакты.
В ПИШ «Интеллектуальные энергетические системы» Томского политехнического университета (ТПУ) обучаются 180 магистров на десяти программах, которые интегрируют информационные технологии с энергетическими отраслями.
Выпускники инженерных школ будут работать в области проектирования цифровых двойников для энергообъектов, месторождений и внедрения технологий машинного обучения в нефтегазовой отрасли.
Также они займутся цифровизацией процессов на атомных предприятиях и разработкой цифровых решений для отрасли.
В этом году вуз, ставший частью первой волны реализации проекта, получил 427,7 миллионов рублей грантовой поддержки, а общий бюджет школы на 2023 год превысил один миллиард рублей, включая 559 миллионов внебюджетных средств.
94 студента готовятся к выпуску, причем часть из них начала работать еще во время учебы.
Важно отметить, что ключевые партнеры ожидают от них высококвалифицированных специалистов.
Инженерная школа в Томском политехе акцентирует внимание на развитии как профессиональных, так и ...
В прошлом году Передовая инженерная школа ТУСУРа получила более 348 миллионов рублей на развитие, а её индустриальные партнеры, включая госкорпорации и научно-производственные предприятия, намерены инвестировать свыше 1,2 миллиарда рублей в программу развития института.
Профессор РАН Сергей Головин, директор ПИШ «Когнитивная инженерия» Новосибирского госуниверситета (НГУ), подчеркивает важность бизнеса в прогрессе инженерных школ. Ответственность за конечный продукт и формирование команды по реализации технологий лежит на предпринимателях.
В ходе обучения студенты работают над проектами промышленных партнеров, а также получают возможность проходить оплачиваемые стажировки в этих компаниях, что дополнительно способствует интеграции образования и реального сектора.
ПИШ НГУ уверена в стопроцентном трудоустройстве своих выпускников, среди которых более семи десятков студентов, представляющих не только родное заведение, но и другие вузы России.
Как отметила заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, ПИШ создает инновационную производственно-образовательную экосистему, что позволяет наладить взаимодействие между научными школами Сибирского отделения РАН, крупными корпорациями и технопредпринимателями.
При ПИШ НГУ функционирует шесть центров компетенций, сфокусированных на аэрокосмическом приборостроении, нефтегазовом инжиниринге, биотехнологиях, фотонике и сенсорике, технологиях замкнутого цикла, а также искусственном интеллекте в предиктивной аналитике.
К 2030 году прогнозируется увеличение количества научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров (НИОКР) до минимум десяти, что позволит достичь общего объема исследований в размере не менее пяти миллиардов рублей.
Омский государственный технический университет (ОмГТУ) присоединился к проекту в конце прошлого года и сосредоточился на подготовке нового поколения станкостроителей, включая девяносто студентов в первом наборе.
Совместно с четырьмя крупными предприятиями был основан ПИШ «СтанкоИнструментТех». В рамках партнерского софинансирования планируется инвестировать около двух миллиардов рублей до 2030 года.
Также в планах внедрение более пятнадцати перспективных разработок. Студенты будут участвовать в создании космических и военных двигателей, нового танка, приборов и нефтехимических установок, а также научатся использовать цифровые технологии, такие как 3D-печать и 3D-сканирование.
В этом году президент сформулировал долгосрочные цели, касающиеся достижения технологического лидерства в стране, требуя увеличения общих затрат на науку до 2% от ВВП к 2030 году. Это требует вовлечения как государственного, так и частного секторов, а также увеличения доли высоких технологий в отечественном производстве.