Доктор экономических наук Светлана Апенько представила проект, который был поддержан на федеральном уровне и направлен на решение проблемы оттока молодежи. Российский научный фонд выразил свою поддержку проекту под названием «Развитие цифровых сервисов профессиональных и надпрофессиональных компетенций выпускников вузов в управлении персоналом промышленных предприятий», который был представлен доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского.
Целью проекта является решение актуальной проблемы оттока молодежи, в частности цифрового поколения, из Омской области.
Одной из основных причин оттока молодежи из региона являются сложности в управлении карьерой и трудоустройстве.
Автор проекта отмечает, что усилия, предпринимаемые на данный момент региональными властями, предприятиями и университетами, требуют инновационных цифровых инструментов.
Поэтому основной задачей проекта стало разработка цифрового сервиса, способного расширить профессиональные и надпрофессиональные навыки выпускников вузов в сфере управления персоналом на промышленных предприятиях.
Согласно объяснениям Светланы Апенько, разработка данного сервиса направлена на решение нескольких социально-экономических задач: уменьшение оттока трудовых ресурсов из региона – выпускников вузов, путем снижения трансакционных издержек при поиске работы; повышение эффективности деятельности центров карьеры в вузах и кадровых служб на промышленных предприятиях при поиске потенциальных кандидатов; создание цифрового сервиса в виде понятной и доступной платформы для молодежи, позволяющей осуществлять ранний поиск рабочих мест и корректировать индивидуальный образовательный путь по необходимости.
Таким образом, проект Светланы Апенько имеет большое значение для решения проблемы оттока молодежи и развития профессиональных навыков выпускников в цифровой эпохе.
В рамках данного проекта предполагается создание двух уникальных методик операционализации профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Первая методика будет разработана для обучающихся (выпускников) университетов, чьи программы обучения сосредоточены на технической сфере.
Вторая методика будет предназначена для промышленных предприятий, их отделов кадров и служб персонала. После разработки этих методик планируется создание цифрового сервиса для прототипа системы компетенций, который будет использоваться для принятия решений в области управления персоналом.
Основными методами сбора данных для разработки методик будут интервью с представителями экспертного сообщества, включая сотрудников университетов и промышленных предприятий, а также анкетирование студентов и анализ различных документов, таких как профессиональные стандарты, образовательные программы, организационные положения и другие. Применение математических методов и методов программирования позволит создать цифровой сервис в форме информационной экспертной системы, которая поможет принимать обоснованные решения по карьере молодежи и управлению персоналом на промышленных предприятиях.
Предполагаемый результат данного проекта имеет несколько ключевых особенностей. Во-первых, цифровая система будет собирать информацию не только от работодателей, но и от академического сообщества, что позволит получить более полное представление о процессе формирования компетенций и оценки их достижений. Во-вторых, разработка цифрового сервиса будет основана на принципах теории управления компетенциями, скорректированных в соответствии с предложенной методологией операционализации профессиональных и надпрофессиональных компетенций. В-третьих, целью проекта является изменение практик взаимоотношений между университетами и промышленными предприятиями для укрепления сотрудничества и интеграции университетов с работодателями.
В команду проекта входят специалисты двух ведущих вузов – Омского государственного университета имени «Ф. М. Достоевского» и Омского государственного университета путей сообщения. В команде также присутствуют молодые исследователи, что придает проекту свежий взгляд и перспективу. Благодаря наличию высококвалифицированных участников проекта, уровень проводимых работ будет соответствовать высоким стандартам и обеспечит успешную реализацию поставленных задач.