По информации, опубликованной 1 сентября 2023 года в отчете Высшей школы экономики, в 2022 году расходы России на образование составили 5,5 трлн рублей, что составляет примерно 9,9% от всех государственных расходов. Для сравнения, в таких странах, как Япония, Италия и Франция, этот показатель находится в пределах 7,8–9,7%.
В образовательных учреждениях России в 2022 году обучались 32,6 млн человек, что представляет собой приблизительно пятую часть всего населения страны. Более половины из них, а именно 17,7 млн, проходили обучение в организациях общего образования.

В учебном году 2022–2023 почти 3 миллиона россиян учились по программам подготовки специалистов среднего звена, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, количество студентов, обучающихся на бакалавриате, специалитете и магистратуре, достигло 4,1 млн человек, что на 2,1% выше, чем в учебном году 2021–2022.
Также отчет демонстрирует рост числа выпускников вузов: в 2022 году диплом получили 816,3 тыс. человек, что на 3 тыс. больше, чем в 2021 году. Особенно заметен рост числа дипломированных специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности. В 2020 году таких специалистов было всего 34,9 тыс. В целом наблюдается тенденция к увеличению количества студентов и выпускников в ключевых областях образования в России.
По итогам 2022 года Россия достигла нового рекорда: 39,5 тыс. выпускников по направлению «Информационно-коммуникационные технологии», составив 5,9% от общего числа. Это позволяет стране обойти такие государства, как США (5,2%), Германию (5%), Республику Корею (4,6%) и другие.
В то же время наблюдается рост числа выпускников в области здравоохранения, составивший 45,1 тыс. человек (5,5%), что также свидетельствует об увеличении интереса к этой сфере. Однако, несмотря на значительно высокие показатели, свыше 15% до 40% студентов из российских вузов не завершают обучение, покидая учебные заведения до получения диплома.
Об этом сообщил заместитель министра науки и высшего образования РФ, подчеркивая необходимость адаптации образовательных программ к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Например, более 30% выпускников инженерных специальностей в сфере радиоэлектроники выбирают работу в области продаж, не используя полученные знания по профилю.
Эта тенденция подчеркивает необходимость пересмотра подходов к подготовке специалистов в соответствии с реалиями современного рынка.
В ходе круглого стола по инженерному образованию 23 мая 2025 года заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев обозначил несколько причин, по которым инженеры покидают свои профессии в пользу торговли.
Основными факторами являются состояние рынка труда, уровень заработной платы, социальные условия и карьерные возможности. Афанасьев также выделил проблему несоответствия между теоретическими знаниями из университетов и необходимыми практическими навыками для разработки сложной радиоэлектронной продукции.
По данным Минобрнауки, треть выпускников радиоэлектронных специальностей выбирает карьеру в продажах, так как эта сфера представляется им более привлекательной. Генеральный директор холдинга SND Global Ольга Квашенкина отметила, что легкость входа в торговлю значительно отличается от сложностей, связанных с разработкой.
Хотя в последние годы наблюдается улучшение зарплат у инженеров, интерес к торговле продолжает расти. С другой стороны, Светлана Легостаева, гендиректор АНО «Консорциум «Вычислительная техника», утверждает, что миф о значительном разрыве в зарплатах между инженерами и менеджерами по продажам устарел, подчеркивая, что условия труда в инженерной сфере остаются конкурентоспособными.
Вице-президент ГК «Аквариус» Айнура Кошоева связывает выбор профессий в области продаж с недостаточной осознанностью студентов при выборе карьеры, что приводит к тому, что многие из них переключаются на более смежные специальности при столкновении с трудностями в учебе.
Компания предлагает стажерам зарплату в 75 тыс. рублей. По словам эксперта Квашенкиной, инженеры переходят в продажи из-за особенностей рынка. В России немного компаний, которые занимаются проектированием решений в радиоэлектронике. Большинство компаний вовлечены в перепродажу иностранного оборудования, что объясняется незрелостью внутреннего рынка и дефицитом масштабных проектов с тщательным техническим проектированием.
В сфере образования работает около 5,4 млн человек, по данным министра труда и социальной защиты РФ, Антона Котякова. Из них почти 2,5 млн – в государственных учреждениях. В образовательной сфере 1,3 млн составляют школьные учителя, 600 тыс. – воспитатели детсадов, 260 тыс. – педагоги дополнительного образования, 156 тыс. – колледжей и 177 тыс. – в высших учебных заведениях.
Котяков отметил, что к 2030 году стране нужно подготовить или вернуть в профессию около 200 тыс. школьных учителей из-за роста числа учащихся. Для этого рекомендуется ежегодно готовить примерно 96 тыс. преподавателей, из которых 40 тыс. должны быть школьными учителями. Общая потребность в работниках сферы образования до 2030 года превышает 480 тыс.
Согласно данным Министерства образования, в системе образования России насчитывается свыше 1 миллиона студентов, обучающихся на платной основе. Почти 50% из них выбирают направления в сфере юриспруденции и экономики.
В 2024 году число студентов на платном обучении достигло 2,4 миллиона, что составляет около 50% от общего числа учащихся в стране. Из них 42,5% предпочли специализации в экономике и праве, что также вносит вклад в растущий дисбаланс на рынке труда.
Тем временем, проблема с педагогами остается актуальной. Антон Котяков отметил, что каждый четвертый студент педагогических специальностей не доходит до завершения обучения. На второй год после окончания вузов трудоустраиваются 78% выпускников, из которых лишь 42% работают по своей специальности.
В системе образования средний возраст специалистов составляет 44 года, а среди школьных учителей – 46 лет. Более одной трети педагогов старше 55 лет, что подчеркивает тенденцию к старению кадров.
Эти данные свидетельствуют о необходимости реформ в системе образования, чтобы повысить привлекательность педагогических профессий и обеспечить подготовку квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в образовательной сфере.
Существующий избыток специалистов в области экономики и юриспруденции требует пересмотра политики приема на платной основе в высшие учебные заведения. Президент России Владимир Путин предложил правительству внести изменения в процесс государственной поддержки образовательного кредитования.
В числе предложений — предоставление льготных кредитов исключительно для обучающихся по специальностям, необходимым для технологического прогресса страны. Также в повестке стоит идея предоставить Минобрнауки полномочия по утверждению максимально допустимого числа мест для платного обучения в вузах.
Ведомство уже начинает разработку мер, среди которых — установление квоты на набор студентов в специальностях с избыточным количеством профессионалов на рынке труда. Эти изменения призваны повысить качество высшего образования и улучшить соответствие подготовки специалистов актуальным требованиям экономики и социальной сферы России.
На данный момент число аспирантов в российских университетах возросло до 126 тысяч по состоянию на 2024 год, что представляет собой рост на треть по сравнению с 2019 годом. Данные были обнародованы в начале июля 2025 года и подготовлены Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
Стоит отметить, что доля мужчин среди аспирантов возросла до почти 73% в 2024 году, по сравнению с 52% в 2015 году.
Самый значительный прирост поступлений в аспирантуру был наблюдаем в 2022 году. Если в 2021 году число зачисленных студентов составляло около 28 тысяч, то в 2022 году оно увеличилось до более чем 45,1 тысячи, что представляет собой 38%-ный рост.
Данный рост совпал с началом специальной военной операции на Украине и введением частичной мобилизации. Согласно российскому законодательству, аспиранты очной формы обучения имеют право на отсрочку от призыва в армию, что также было подтверждено указом президента от сентября 2022 года.
С увеличением количества поступлений наблюдается и рост среднего возраста аспирантов. Если в 2015 году треть студентов была моложе 25 лет, то к 2024 году каждый третий аспирант оказался старше 29 лет. Исследователи фиксируют тенденцию к более позднему и осознанному выбору аспирантуры.
Так, в 2024 году почти 12% студентов находились в возрасте 30—34 лет, каждый десятый — в возрасте 35—39 лет, а 11% были старше 40 лет. Порядка половины всех аспирантов составляли лица в возрасте 25—29 лет, а каждый пятый был моложе 24 лет.
В общей сложности в 2024 году на программы аспирантуры поступили 35,7 тысячи человек. Почти половина из них выбрала гуманитарные и социальные науки, в частности, значительное число студентов зачислено на специальности «региональная и отраслевая экономика» (более 3 тысяч) и «менеджмент» (свыше 1,7 тысячи).
За этот период также наблюдается рост общего числа студентов в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, составивший 51,9%, что эквивалентно 329400 человек в 2024 году по сравнению с 2017 годом.
В июне 2025 года «Ведомости» опубликовали данные о росте числа студентов в российских вузах. В 2017 году в московские вузы поступило 150184 человека, что составило 16,7% от общего числа студентов, в то время как в 2024 году этот показатель возрос до 252476 студентов, увеличившись до 24,3%. В Санкт-Петербурге за тот же период число поступивших увеличилось с 66621 до 76924, однако доля студентов по стране осталась на уровне 7,4%.
Исследование консалтинговой компании Strategy Partners и Сберуниверситета, проведённое в марте 2025 года, выявило, что руководители организаций всё чаще ощущают необходимость в повышении квалификации. В 2024 году в сфере бизнес-образования России обучалось 449000 человек, а к концу 2025 года это число прогнозируется на уровне 462000, с дальнейшим ростом до 567000 к 2030 году.
Количество частных вузов в России в 2024 году увеличилось на 5,1%, достигнув 347 учреждений, что стало первым ростом с 2017 года. По информации Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, с 2017 по 2024 количество коммерческих вузов вместе с филиалами сократилось на 21%. Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина связывает увеличение частных вузов с желанием граждан избежать мобилизации, получая образование по очно-заочной форме, чтобы сохранить работу. Также, руководитель центра бизнес-образования Центрального университета Илья Иванинский отметил, что компании создают свои учебные заведения в ответ на нехватку квалифицированных кадров.
Елена Морозова, исполнительный президент Глобального университета Рыбакова, отметила важность связи учебных программ частных вузов с реальными запросами индустрии. Студенты предпочитают частные образовательные учреждения благодаря их практической направленности и активному сотрудничеству с бизнесом.
Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, добавил, что в последние годы появились качественные частные университеты, финансируемые бизнесом, что кардинально отличает их от «фабрик выдачи дипломов» прошлого века.
Татьяна Блинова, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, указала на то, что низкая стоимость обучения в частных вузах по сравнению с государственными программами поспособствовала увеличению их популярности.
В среднем, частные вузы России имеют около 4700 студентов на бакалавриате, специалитете и магистратуре. В то же время, количество государственных вузов за период с 2017 по 2024 год уменьшилось на 6%, сократившись до 924 учреждений.
Заместитель министра науки и высшего образования России, Дмитрий Афанасьев, сообщил, что в 2024 году доля инженерных направлений достигла 41% от общего числа бюджетных мест, что сопоставимо с показателями советского периода. За пять лет количество бюджетных мест на инженерные специальности увеличилось на 21%, что соответствует ожиданиям по кадровым потребностям экономики.
Также впервые с 2024 года наблюдается рост числа абитуриентов, которые сдадут ЕГЭ по физике, а количество выпускников с баллом выше 60 увеличилось.
В рамках программы передовых инженерных школ была достигнута значительная веха: к сотрудничеству подключились 250 индустриальных партнеров, что привело к увеличению частных инвестиций до 42 миллиардов рублей. Эти вложения на 12 миллиардов рублей превысили государственное финансирование, подчеркивая высокий интерес бизнеса к развитию инженерного образования.
В планах стоит открытие 50 новых школ, что позволит расширить подготовку специалистов в высоких технологиях. Программа развивается в рамках национального проекта «Молодежь и дети», где предприятия особое внимание уделяют созданию новых образовательных учреждений.
Увеличение числа обучающихся на инженерных специальностях – это ответ на растущую потребность промышленности в высококвалифицированных кадрах. Программа подготовки специалистов нацелена на решение современных технологических задач.
Также было отмечено, что количество студентов в информационно-технологических специальностях колледжей России достигло 376 тысяч, что на 42% больше по сравнению с предыдущими тремя годами. По данным министра просвещения РФ Сергея Кравцова, уровень трудоустройства выпускников ИТ-специальностей составил 82%.
Министерство просвещения России, совместно с Минцифры и Минпромторгом, разрабатывает новую олимпиаду по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам в рамках Стратегии развития образования до 2036 года.
За последние четыре года количество бюджетных мест для IT-специальностей в вузах удвоилось, в 2024 году на бюджете обучаются 125 тысяч студентов, а 70 тысяч получают образование на платной основе. В 500 вузах страны учится более 600 тысяч учащихся, готовящихся к профессиям в IT-сфере.
Программа «Код будущего» за четыре года охватила около 400 тысяч школьников, прошедших бесплатные курсы программирования. Многие из них успешно сдали ЕГЭ по информатике и поступили на IT-специальности в вузы. В 100 вузах были созданы «цифровые кафедры», предоставляющие ИТ-квалификацию студентам других специальностей. Более 200 тысяч студентов уже получили дополнительное образование в сфере информационных технологий.
Стратегия развития образования до 2036 года находится в стадии разработки, ее презентация назначена на март 2025 года и определит дальнейшие направления для ИТ-образования в России. Одним из ключевых моментов стратегии станет развитие олимпиадного движения в робототехнике и беспилотниках. Министр просвещения отметил, что необходимая инфраструктура для проведения таких соревнований уже создана.
В рамках программы «Приоритет-2030» вузы получили инвестиции на сумму 136 миллиардов рублей от индустриальных партнеров, что свидетельствует о поддержке и развитии образовательной системы.
Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко в конце августа 2024 года озвучил информацию о притоке средств от более 6 тысяч индустриальных партнеров, что подчеркивает доверие бизнеса к реализуемым проектам в стране.
В июле 2024 года были представлены результаты исследования, посвященного платному образованию в России с фокусом на его экономическую эффективность. Исследование показало, что самые высокие темпы окупаемости наблюдаются в сферах менеджмента и информационных технологий.
По данным НИУ ВШЭ, срок окупаемости высшего образования по разным направлениям составляет от трёх до семи месяцев. На первом месте находится менеджмент: со средней стоимостью обучения в 289,5 тыс. рублей и средней зарплатой выпускников в 95,6 тыс. рублей, окупаемость составляет всего три месяца. На втором месте — искусственный интеллект, где период окупаемости достигает 3,1 месяца при стоимости 595,7 тыс. рублей и зарплате выпускников 190,4 тыс. рублей. IT-направление завершает тройку лидеров с окупаемостью в 3,3 месяца, стоимость обучения составляет 582,4 тыс. рублей, а средняя зарплата — 175,2 тыс. рублей.
Образование в сферах медиа и связей с общественностью, дизайна, финансов и маркетинга приносит доход с длительностью окупаемости от четырёх до пяти месяцев. Например, обучение в медиа и PR стоит в среднем 423,7 тыс. рублей. Таким образом, исследование подтвердило высокую экономическую эффективность выбранных направлений в образовании, что открывает возможности для будущих студентов.
Зарплаты выпускников высших учебных заведений в России демонстрируют быструю окупаемость инвестиций в образование. Например, инвестиции в образование по специальности «информационные технологии», стоящие ₽111,9 тыс., оправдываются за четыре месяца.
Программы в области «маркетинга», стоимостью ₽491,2 тыс., при средней заработной плате выпускников в ₽103 тыс. окупаются за пять месяцев. Наиболее выгодной считается профессия «специалиста по машинному обучению», где окупаемость составляет чуть более двух месяцев. Инженеры «компьютерного зрения» и «данные» также имеют хорошие перспективы в этом плане.
В финансовом секторе инвестиционные аналитики показывают окупаемость от 2,7 до 3,4 месяца. В маркетинговой сфере выделяются специалисты по «медиапланированию» и «бренд-менеджеры», чья окупаемость составляет соответственно 2,8 и 4,9 месяца.
С учетом роста цен на обучение в 2024/25 учебном году, большинство ведущих вузов повысили стоимость образовательных программ. Московский физико-технический институт (МФТИ) стал рекордсменом, увеличив среднюю стоимость на 20%. Так, курс «прикладная математика и физика» подорожал с 389 тыс. до 467 тыс. руб., а «информатика и вычислительная техника» — с 432 тыс. до 519 тыс. руб.
Обоснованием повышения затрат стало стремление уравнять цены с реальными расходами на обучение. Более умеренные их повышение наблюдается в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), где цены увеличились на 4,5% до 13%.
В России наблюдается рост цен на образовательные программы в различных университетах. Так, в Уральском федеральном университете (УрФУ) стоимость некоторых бакалавриатских и специалитетных программ возросла на 8-10%. Программы «прикладной математики» и «математики и компьютерных технологий» также попали под это увеличение.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) повысили свои цены всего на 4,5%, а Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Томский политехнический университет (ТПУ) увеличили стоимость на 6,5%. Московский государственный университет (МГУ) и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ пока что оставили цены на прежнем уровне.
Проректор РАНХиГС Владимир Колодкин отметил, что на стоимость обучения влияют факторы, такие как инфляция, индексация зарплат, рыночные условия и спрос на образование. Он добавил, что образование играет жизненно важную роль в воспитании и передаче культурных ценностей и не должно рассматриваться только как товар.
Кроме этого, в 2023 году объем рынка дополнительного детского образования в России составил 3,04 миллиарда академических часов, что на 2,5% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение этого показателя связано с ростом реальных доходов населения, согласно исследованию компании BusinesStat, опубликованному в августе 2024 года.
В 2019 году объем рынка дополнительного детского образования в России составил 3,08 млрд академических часов, что на 8,6% больше, чем в предыдущем году. Этот рост был обусловлен поддержкой со стороны государства и проблемами в общем школьном образовании, которые частично компенсировались дополнительными программами.
Однако пандемия COVID-19 негативно сказалась на отрасли: занятия в кружках и секциях стали недоступными из-за экономических трудностей семей и перехода на дистанционное обучение. В 2020 году объем рынка снизился на 10,2%, составив 2,77 млрд академических часов. В 2021 году, когда ограничительные меры были ослаблены, наблюдался рост на 7,9% до 2,98 млрд часов, так как дети снова вернулись к занятиям.
В 2022 году объем сократился на 0,4% до 2,97 млрд часов. Ухудшение геополитической ситуации и снижение доходов населения также повлияли на приоритеты семей в отношении расходов. В 2023 году в учреждения среднего профессионального образования России поступило 1,22 млн учащихся, что немного больше по сравнению с 1,15 млн в 2022 году.
Ключевые преимущества дополнительного образования включают разнообразие видов деятельностей, позволяющих детям выбирать занятия в соответствии с их интересами и способностями.
Согласно обзору BusinesStat от середины августа 2024 года, в России наблюдается рост популярности среднего профессионального образования, который составил 5,8%. Это связано с несколькими факторами. Одним из них является доступность образовательных программ, которые позволяют молодым людям быстрее получить профессию и стать финансово независимыми. Также на рынке труда наблюдается высокий спрос на специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.
Выпускники техникумов и колледжей имеют возможность продолжить обучение в вузах без необходимости сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов, что делает это образование более привлекательным.
Исторически подготовка студентов в учреждениях среднего профессионального образования демонстрировала положительную динамику. В 2019 году количество поступивших составило 1,04 миллиона человек. В 2020 году наблюдался рост до 1,11 миллиона учащихся, что составляет увеличение на 6,9%. Однако в 2021 году, на фоне пандемии COVID-19, число студентов сократилось на 3,3% до 1,08 миллиона. В 2022-м ситуация улучшилась, и количество поступивших снова увеличилось на 6,9%, достигнув 1,15 миллиона. В общей сложности, с 2019 по 2023 год прием студентов в техникумы и колледжи увеличился на 17%.
В 2023 году среди абитуриентов наиболее востребованными специальностями стали информационные системы и программирование, сетевое и системное администрирование, сестринское и лечебное дело, а также техобслуживание и ремонт автомобилей, строительство и эксплуатация зданий, машиностроение и электротехника. Это подчеркивает актуальность и значимость среднего профессионального образования для молодежи и рынка труда в России.
К концу 2023 года количество программ дополнительного профессионального образования в России возросло до 337,8 тыс., что на 5% больше, чем в предыдущем году, согласно обзору компании BusinesStat. В исследовании учитываются как программы повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки.
В 2019 году число организаций, предлагающих такие образовательные услуги, составляло 6035, а к 2023 году их количество увеличилось до 7050, что соответствует росту на 16,8%.
Основным драйвером развития отрасли стало корпоративное обучение, которое теперь включает как внутренние программы, так и предложения на открытом рынке. Более того, на развитие дополнительного образования влияет активное распространение онлайн-форматов.
В 2019 году в стране действовало около 285,7 тыс. программ, но в 2020 году из-за пандемии COVID-19 число программ упало до 266,7 тыс., что связано с ухудшением платежеспособности граждан и наложением ограничений.
Однако в 2021 году рынок стал восстанавливаться, и количество программ увеличилось на 1,3% до 270,2 тыс. В 2022 году наблюдался более значительный рост на 19%, что увеличило общее количество программ до 321,7 тыс.
Этот рост связан с трансформацией экономики и увеличением спроса на повышение квалификации, особенно среди возрастной группы, которая занимает значительную долю в стране, а также с государственной политикой по развитию непрерывного образования и улучшением дистанционных форм обучения.
Исследование, проведенное Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС в июле 2024 года, выявило снижение доли преподавателей с учеными степенями в российских вузах. В 2023 году 57,3% преподавателей имели степень кандидата наук, а докторов наук — 14,7%. Прогнозы показывают, что к 2035 году дефицит таких кадров может составить 18,2 тысячи кандидатов и 2,5 тысячи докторов наук.
Эксперты связывают это с отсутствием долгосрочной стратегии по развитию кадрового потенциала в университетах, которые не учитывают количество аспирантов и не прогнозируют, сколько из них покинет вуз в ближайшие десятилетия.
С 2020 года российские университеты столкнулись с потерей 74 271 кандидата наук, в то время как количество выпускников аспирантуры составило лишь 66 263 человека. Россия заметно отстает по числу аспирантов от других стран, лидирующих по глобальному инновационному индексу.
Вице-президент РАН Степан Калмыков отмечает, что низкие стипендии и трудности совмещения науки с работой побуждают многих аспирантов покидать учебу.
Согласно прогнозам экспертов, к 2035 году в российских вузах может произойти значительное сокращение числа кандидатов и докторов наук, составляя 42,6% и 6,9% соответственно от общего числа преподавателей.
В 2023 году в вузы России поступило 1,29 млн студентов, что на 14% больше по сравнению с 2019 годом, когда этот показатель составлял 1,13 млн. Данные предоставлены в исследовании компании «BusinesStat», опубликованном 10 июня 2024 года. В обзор вошли бакалавриат, специалитет и магистратура, но аспирантура и ординатура не рассматривались.
В 2023 году в России функционировало 1248 высших учебных заведений, что на 3% меньше, чем в 2019 году, когда было 1287 вузов.
В 2020 году наблюдалось снижение приема студентов на 3,2%, что составило 1,09 млн человек, причиной чего стали уменьшение численности молодежи в возрасте 18-24 лет и снижение платежеспособности во время пандемии COVID-19.
В 2021 году количество желающих обучаться вновь возросло на 3,3%, составив 1,13 млн человек, а в 2022 году рост составил 6,4%, достигнув 1,2 млн студентов. К 2023 году прирост составил 7,2%, что связано с увеличением численности молодежи данной возрастной группы, которая выросла с 9,6 млн человек в 2020 году до 10,3 млн в 2023 году.
Таким образом, несмотря на сокращение общего числа вузов, наблюдается устойчивый рост числа студентов в высших учебных заведениях.
После пандемии заметно увеличился спрос на высшее образование, что отчасти стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения. Это позволило вузам расширить количество платных мест без значительных затрат.
Также в условиях изменяющегося рынка образовательных кредитов произошло увеличение числа студентов на платных программах. Однако количество защищенных диссертаций в России существенно уменьшилось: в 2023 году их число снизилось на 22% по сравнению с предыдущим годом.
Согласно сообщению Российской книжной палаты (РКП), авторефераты поступили менее чем в количестве 8 тыс., в то время как в 2022 году их было 10,2 тыс. Директор РКП, Елена Ногина, отметила, что наблюдается устойчивый тренд снижения регистраций и защит диссертаций каждый год.
Эксперты связывают это с низкой мотивацией студентов развиваться в научной области, что обусловлено отсутствием значительных поощрений за получение ученой степени. В результате аспирантура перестала считаться важным этапом научной карьеры, а становится лишь этапом дополнительного обучения, ориентированного на вспомогательные курсы.
Согласно последнему исследованию, количество защит диссертаций в России стремительно сокращается, особенно в физико-математических и технических науках, которые требуют значительных усилий для подготовки.
Профессор Николай Кудряшов из МИФИ подчеркивает, что аспиранты зачастую ограничиваются защитой выпускной работы и получением диплома, избегая диссертации. Это привело к популярности упрощенных путей получения ученой степени.
С другой стороны, 19 декабря 2023 года Минобрнауки РФ обнародовало планы по финансированию грантовой программы «Приоритет-2030» на 2024 год, в рамках которой будет выделено более 31 млрд рублей.
118 вузов из 50 регионов страны получат поддержку, причем 106 из них получат базовую часть грантов, варьирующуюся от 100 до 378 миллионов рублей. Рассматриваются также дополнительные отборы вузов в начале 2024 года.
Интересно, что в прошедшем году объем финансирования составил 13,48 миллиардов рублей, что указывает на рост интереса к грантовым программам. Важно, что существуют и вузы-кандидаты, которые не получают грантов, но представлены в программе, так как подают свои программы развития и ежегодно отчитываются об их выполнении.
Если вуз-кандидат соответствует необходимым критериям, он получает базовую часть гранта, что открывает возможность для участия в специальной программе. По итогам первичного отбора в 2021 году 15 вузов остались в статусе кандидатов. Важно отметить, что программа «Приоритет-2030» остается открытой: университеты, демонстрирующие низкую динамику, могут лишиться статуса участников или быть переведены из специальной части гранта в базовую. В то же время, учреждения, не входившие в программу, могут подать заявку на участие, улучшив свою подготовку.
В Испании также наблюдается рост числа студентов из стран вне ЕС, благодаря разрешению совмещать учебу с работой до 30 часов в неделю с середины 2022 года. На конец 2023 года в Испании училось почти 76 тысяч таких студентов, среди которых наибольшее увеличение числа пришло от россиян — до 4,3 тысяч, что составило рост на 73%. Несмотря на это, на первом месте по численности остаются студенты из Колумбии, США и Китая.
Кроме того, заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что 60% выпускников 9-х классов продолжают обучение в колледжах, что свидетельствует о растущей популярности системы среднего профессионального образования среди молодежи.
В 2023 году количество студентов, поступивших на программы среднего профессионального образования (СПО), составило 1,2 миллиона. Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что уровень трудоустройства выпускников колледжей составляет примерно 80%.
В России действуют более 3,5 тысячи колледжей и свыше 3,7 миллиона студентов, обучающихся по почти 500 специальностям, включая промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, социальную сферу, искусство и ИТ. В образовательных учреждениях трудятся около 200 тысяч педагогов.
По данным, представленным в июне 2023 года, в 2022/2023 учебном году планируется выпуск 812 тысяч студентов из колледжей, из которых 129 тысяч уже нашли работу, а почти 338 тысяч определились с планами по трудоустройству. В этом же году вузы завершат обучение примерно 916 тысяч студентов, среди которых 197 тысяч — инженеры, готовые выйти на рынок труда.
Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, в июне подчеркнул, что в СПО стремятся учиться высококвалифицированные ребята, осознанно выбирающие профессиональные пути. Для этого была запущена программа «Профессионалитет», чтобы создать синергию между потребностями работодателей, государства и желанием молодежи.
Данная инициатива позволяет не только услышать запросы предприятий на подготовку конкретных специалистов, но и активно участвовать в их обучении.
Одним из ключевых показателей успеха вузов является уровень трудоустройства выпускников. В этом контексте 85% трудоустройства является впечатляющим результатом, сопоставимым с международными стандартами, что было подчеркнуто руководителем проекта «Профессионалитет» Бугаевым.
В сентябре 2023 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил на совещании, что Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), Казанский федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет (УФУ), НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Финансовый университет при правительстве являются наиболее популярными образовательными учреждениями в стране.
Среди абитуриентов наибольшей популярностью пользуются направления в сфере информатики, педагогики, экономики, юриспруденции и менеджмента.
В 2023 году ВШЭ зафиксировала 10%-ный рост заявлений от абитуриентов, который составил 91 000, что позволило зачислить более 9300 студентов на бакалавриат и 6500 на магистратуру.
Представитель РАНХиГС сообщил о рекорде по количеству поданных заявлений на бюджетные места — 64 319, при этом общая численность студентов, зачисленных на очное обучение, составила 14 774, из них 4910 в Москве и 9864 в филиалах, что подчеркивает высокий интерес к качественному образованию.
По данным Дмитрия Чернышенко, Олимпиадники составляют 36,5% от общего числа студентов, зачисленных на бюджет в России. В начале сентября 2023 года он отметил, что в стране обучается около 4,5 миллиона студентов.
В текущем учебном году в вузы поступили 1 236 022 первокурсника, а всего было выделено 626 278 бюджетных мест, из которых 37 089 для учебных заведений новых регионов. Более 375 тысяч абитуриентов подали документы через платформу «Поступление в вуз онлайн».
В 2023/2024 учебном году наблюдается рост цен на обучение в ведущих российских университетах: в среднем на 12%. Например, стоимость обучения на программных направлениях, таких как «информационные системы и технологии» и «программная инженерия», возросла с 286 000 до 340 000 рублей. Направление «прикладная математика» подорожало с 256 000 до 310 000 рублей, а «физика» – с 287 000 до 350 600 рублей.
Наибольшее увеличение цен произошло в области «экономики и управления бизнесом» и «мировой экономики», где стоимость обучения возросла с 410 000 до 460 000 рублей. Направления «юриспруденция: междисциплинарные исследования», «международные отношения» и «диджитал-реклама» подорожали на 10%, достигая 450 000, 596 000 и 430 000 рублей соответственно. Программы «деловая и политическая журналистика» и «маркетинг» увеличились в цене на 9% до 395 000 и 380 000 рублей.
Также стоит отметить, что правительство РФ утвердило новый стандарт оснащения современных университетских кампусов, что должно улучшить учебные условия.
28 июня 2023 года пресс-служба правительства сообщила о планах внедрения нового стандарта для оснащения лабораторных комплексов в университетских кампусах. Этот стандарт призван оптимизировать процессы подготовки и запуск проектов, повысить качество инфраструктуры, обобщить существующий опыт и установить единые требования к научно-исследовательским объектам.
Документ, пока еще не опубликованный, предполагает разделение лабораторий на несколько категорий, каждая из которых будет иметь свои особенности. Например, в учебно-научных лабораториях будет возможность для студентов различных направлений проводить проектную работу с акцентом на образовательные результаты.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что создание современных университетских кампусов связано с переосмыслением их роли в развитии страны и регионов. Новые кампусы должны способствовать совместной деятельности университетов, научных организаций, региональных властей и бизнеса, обеспечивая при этом современное оборудование для высококвалифицированных исследований.
Это также призвано привлечь талантливую молодежь в науку еще на стадии обучения.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что к 2030 году по поручению президента России в стране планируется создание 25 современных кампусов мирового уровня.
По состоянию на конец июня 2023 года в России реализуются 17 проектов в сфере образования. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, утвердившее правила формирования реестра для дистанционного признания образования, полученного за рубежом. Это решение было озвучено пресс-службой правительства 23 мая 2023 года.
В то же время, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий в декабре 2023 года сообщил, что число защит кандидатских диссертаций в стране за последние 12 лет снизилось на 60%, перейдя от 33,700 в 2010 году до 11,400 в 2022 году. Несмотря на некоторые признаки стабилизации, ситуация с защитами остается тревожной, и этого недостаточно для устойчивого воспроизводства научно-педагогических кадров.
Одной из основных причин является восприятие аспирантуры как третьей ступени образования, что привело к снижению научной деятельности. С 2010 года общее количество аспирантов сократилось на 30%, а в 2022 году менее 50% из принятых завершили обучение. Садовничий обозначил эти показатели как требующие критической оценки, подчеркивая, что ежегодно количество защищенных диссертаций уменьшается на 9%. Эти факторы вызывают серьезные опасения по поводу будущего научного потенциала России.
В последнее время наблюдается тенденция к улучшению ситуации с защитой кандидатских диссертаций, однако этого явно недостаточно для восстановления научно-педагогических кадров. Садовничий отметил, что по итогам 2022 года российские вузы выпустили 36 тыс. специалистов с математическим и естественнонаучным образованием, а также такое же количество в области информатики и вычислительной техники.
При этом было выпущено значительно больше – 166 тыс. экономистов и управленцев, и 89 тыс. юристов. Садовничий считает, что это соотношение не является оптимальным.
Прием студентов в техникумы и колледжи в России в 2022 году составил 1,15 млн человек, что на 16,2% больше по сравнению с 2018 годом, когда этот показатель составлял около 1 млн. Данные, представленные исследовательской компанией BusinesStat в октябре 2023 года, показывают, что по сравнению с 2021 годом прирост составил 6,5%.
Значительный рост числа поступающих наблюдался в 2020 и 2022 годах, что связано с ухудшением финансового состояния россиян и снижением доступности высшего образования. Это способствовало росту спроса на среднее профессиональное образование как более доступный и быстрый способ получения рабочей специальности. Выпускники 9-11 классов составляют основное ядро поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
С 2018 по 2022 год наблюдается рост числа абитуриентов в техникумах и колледжах, который объясняется увеличением численности молодежи в возрасте 15-20 лет — с 8,3 до 9,1 миллионов человек.
Также на этот процесс повлияло улучшение имиджа рабочих профессий благодаря государственной политики.
Для оптимизации расходов на содержание образовательных учреждений в России внедряли ряд мероприятий, включая объединение учебных заведений в крупные многопрофильные центры и закрытие ненужных организаций при низкой эффективности и неисполнении контрольных показателей приема.
В 2022 году объем рынка дополнительного образования детей составил 2,97 млрд академических часов, что на 0,3% меньше, чем в предыдущем году, по данным аналитического агентства BusinesStat, опубликованным в октябре 2023 года.
Это снижение связано с экономическими трудностями, уменьшением доходов и изменением приоритетов расходов у семей. Однако в 2021 году рынок восстановился на 7,6%, достигнув 2,98 млрд часов, что было связано с необходимостью учеников заниматься с репетиторами для устранения пробелов в знаниях, возникших из-за дистанционного обучения.
Дополнительное образование предусматривает удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, а также способствует формированию творческих способностей, здорового образа жизни и организации досуга.
Обучение по дополнительным образовательным детским программам в России осуществляется как за счет бюджетных средств, так и на средства родителей и других спонсоров. Такие программы внедряются в различных образовательных учреждениях: от специализированных центров до общеобразовательных и дошкольных организаций.
По данным, количество учреждений дополнительного образования в стране увеличилось на 2,5% в период с 2018 по 2022 годы, что указывает на позитивные изменения в этой области. Сохранение и развитие сети данных учреждений включены в приоритетные цели Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Касаясь аспирантуры, по окончании 2022 года защиту кандидатских диссертаций в России успешно прошли около 9,5 тысяч человек, что на 44,7% больше, чем в 2020 году. Реформы, осуществленные в начале 2010-х годов, были нацелены на оптимизацию системы аспирантуры и улучшение качества подготовки аспирантов и научного уровня диссертаций.
В 2011 году было зафиксировано рекордное количество защит — порядка 22,7 тысяч, однако последующее ужесточение требований привело к снижению этого показателя. Наименьшее число защит регистрировалось в 2020 году, во время пандемии COVID-19, когда число успешных защит упало до 6,6 тысяч. После этого наблюдается положительная динамика роста количества защит кандидатских диссертаций в России.
В 2022 году в России защитили кандидатские диссертации 76% в учреждениях высшего образования и 22,3% в научно-исследовательских организациях, тогда как остальные 1,6% соответствуют другим структурам, включая дополнительное профессиональное образование.
Наиболее популярные направления подготовки среди соискателей диссертаций включали «Клиническая медицина» с 1,2 тыс. защит (13,1%), «Экономика» — 784 человека (8,2%), и «Физика и астрономия» — 600 человек (6,3%). Эти пять ведущих направлений составляют около 40% всех защит.
Кроме того, 23,8% защит проводились соискателями, которые не проходили программы подготовки научных кадров, с наибольшей долей в учреждениях дополнительного образования (34,4%), научно-исследовательских организациях (28,9%) и вузах (22,1%).
2022 год также стал годом роста дополнительного профессионального образования в России, о чем сообщило агентство «ГидМаркет». Согласно их докладу, количество слушателей программ ДПО достигло 8,19 млн, что на 17,6% больше по сравнению с предыдущим годом.
Рост значимости дополнительного профессионального образования в России стал очевиден, и это подтверждается статистикой. По данным Минобрнауки, к концу 2022 года в стране функционировали более 6,6 тыс. подразделений, занимающихся этим направлением, что стало значительным скачком по сравнению с предыдущими годами, когда количество таких учреждений увеличивалось на уровне 3-6% ежегодно.
Дополнительное образование предоставляет возможности для повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что особенно важно в условиях растущей конкуренции на рынке труда. Эти образовательные организации ежегодно обучают свыше 6 миллионов человек, помогая им получать новые знания и навыки.
Однако есть и негативные прогнозы: геополитическая обстановка и скачки инфляции могут снизить покупательскую способность населения, что повлияет на спрос на дополнительные образовательные программы. Ожидается, что корпоративные клиенты, стремясь оптимизировать расходы, будут менее охотно инвестировать в обучение своих сотрудников.
Тем не менее, стоит отметить, что количество защит диссертаций как кандидата, так и доктора наук увеличилось на 20% по итогам 2022 года, что может говорить о росте научной активности и уровня квалификации специалистов в стране.
В целом, дополнительное профессиональное образование остается важным инструментом для карьерного роста и адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Мероприятие, посвященное итогам работы министерства в 2022 году, продемонстрировало положительную динамику в сфере защиты научных диссертаций. Министр образования и науки Валерий Фальков сообщил, что в 2022 году в России было защищено 8,5 тыс. кандидатских и 1,5 тыс. докторских диссертаций. Для сравнения, в 2020 году эти показатели составляли 6,5 тыс. и 1 тыс. соответственно. Увеличение числа защит говорит о возросшем интересе к научной деятельности и повышении качества исследований.
Андрей Фурсенко, помощник президента РФ, также отметил этот тренд как значительное достижение. Он подчеркнул важность того, чтобы выпускники, защитившие диссертации, приходили в университеты, тем самым способствуя качественной подготовке будущих специалистов. Это, по его мнению, гарантирует суверенитет в научной и образовательной сфере.
Ранее Фальков указывал на негативные тренды с 2018 года, когда наблюдалось снижение числа защит, вызванное жестким контролем и аудитом диссертационных советов. Он отметил, что текущая тенденция роста защит является результатом правильных мер, направленных на улучшение ситуации в аспирантуре.
В 2022 году в России аспирантуру начали 45 100 человек, что на 1,5 раза больше по сравнению с 2021 годом (28 тысяч). Этот рекордный показатель за десятилетие был установлен согласно исследованию Института статистических исследований и экономики данных НИУ ВШЭ, результаты которого были опубликованы в мае 2023 года.
Авторы исследования связывают рост числа аспирантов как с увеличением интереса к научной карьере, так и с некоторыми внешними факторами, включая возможность получения отсрочки от армии. Однако директор Научно-исследовательского центра ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин не считает это основным мотивом, подчеркивая, что аспирантура требует полной отдачи и низкооплачиваема.
Он отметил, что комиссии при учебных заведениях нацелены на набор серьезных кандидатов, готовых к научной работе.
Наиболее востребованными специальностями среди аспирантов в России в 2022 году стали экономика (22,9%), право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%) и педагогика (5,7%). В этом же году обучение по программам аспирантуры завершили 13 900 человек, из которых 12,9% успешно защитили диссертации, что является высоким результатом в сравнении с предыдущими пятью годами.
Большинство опрошенных аспирантов (67,6%) планируют продолжать карьеру в академической сфере после защиты диссертации, в то время как 27,7% предпочли бы работать вне науки, а 12,1% сосредоточатся на исследованиях.
Согласно данным, 78,3% опрошенных аспирантов планируют продолжать свою карьеру в России, в то время как лишь 6% рассматривают возможность временного выезда на срок более трех месяцев, а 2% хотят покинуть страну навсегда.
В 2022 году российский рынок дополнительного профессионального образования сократился до 793 млн академических часов, что на 3,8% меньше по сравнению с предыдущим годом и является первым спадом за последние пять лет, как указали аналитики BusinesStat в мае 2023 года. Основные причины этого падения заключаются в снижении числа иностранных студентов и уходе зарубежных онлайн-ресурсов, через которые продвигались образовательные программы.
Следует отметить, что в период 2018-2021 годов уровень учебной нагрузки в России увеличивался в среднем на 6% в год, достигнув 824 млн академических часов, что было связано с развитием таких отраслей, как образование и медицина, где регулярное повышение квалификации сотрудников является обязательным.
Аналитики подчеркивают, что многие программы дополнительного профессионального образования созданы без постоянного преподавательского состава. Образование часто предоставляется специалистами, приглашенными лишь для конкретных программ, что приводит к нехватке квалифицированных преподавателей-практиков, способных сочетать теоретическое знание и практический опыт в своей области.
В 2022 году российские бизнес-школы испытывали острую потребность в практикующих преподавателях. Согласно данным НИЭ ВШЭ, в приемной кампании этого года было зачислено 284 330 абитуриентов из 11 регионов, что составляет более половины всех выпускников школ.
Наибольшее число новых студентов приняла Москва и Московская область — 112 004 человека, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область — 48 792 человека. Статистика показывает, что 75% бюджетных мест в 2022 году достались региональным вузам, при этом в целом количество бюджетных мест не изменилось.
Наблюдается рост зачислений на бюджет в 42 субъектах, в то время как в 31 регионе количество зачисленных сократилось на 6891 человека. Эксперты отмечают, что в ряде регионов улучшение доступности образования совпадает с повышением качества приема, что указывает на успешно реализованные меры по привлечению талантливых абитуриентов.
Например, в вузах Нижегородской области средний балл ЕГЭ увеличился на 1,02%, а в Самарской области — на 1,67% за последние два года. Наиболее заметное снижение среднего балла зафиксировано в Свердловской и Ростовской областях — на 2,14% и 1,37% соответственно.
По данным «Ведомостей», в Свердловской области отмечен наибольший рост совокупного приема, составивший 17 132 человека, что делает этот регион одним из лидеров по популярности среди абитуриентов.
В 2022 году вузы Татарстана приняли 17 015 студентов, что стало значительным увеличением, превышающим 6% по сравнению с предыдущим годом.
На третьем месте по числу поступивших находится Ростовская область, где зарегистрировали 15 021 нового студента, однако этот регион отметил резкое снижение на 7,5% по сравнению с 2021 годом.
Что касается международной студенческой мобильности, 52% иностранных студентов в США составляют жители только двух стран: Китая с 290 тысячами студентов и Индии с 199 тысячами. На третьем месте расположилась Южная Корея с более чем 40 тысячами студентов. Россия, среди стран, представленных в США, занимает незначительное место – лишь 4,8 тысячи студентов.
С 2020 по 2022 год в 85 региональных вузах России наблюдался значительный рост бюджетных мест, превышающий 20%. Министр науки и высшего образования России, Валерий Фальков, отметил это явление в конце января 2023 года. Он подчеркнул, что региональные вузы значительно улучшили свою репутацию, что позволило им не только увеличить количество бюджетных мест на десятки процентов, но и удержать качество приема и рост платных студентов.
Среди примеров успешных вузов Фальков упомянул «Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» и «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет». В 2022 году они продемонстрировали увеличение бюджетного приема на 22% и 30% соответственно, а средний балл ЕГЭ у бюджетных студентов вырос на 1,5 и 2,1 балла.
По всей стране средний балл зачисления студентов остался практически неизменным, что свидетельствует о более равномерном распределении учащихся с высоким уровнем знаний.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отмечает, что такие студенты чаще предпочитают оставаться в своих регионах.
В конце января 2023 года Министерство образования России подготовило проект постановления, который планирует определить приоритетные направления подготовки и специальности с целью увеличения бюджетных мест в 2023–2024 учебном году. Это обусловлено стремительным развитием технологий и необходимостью адаптивного подхода к потребностям экономики.
Проект предполагает пересмотр контрольных цифр приема студентов в образовательные учреждения для более эффективного удовлетворения кадровых потребностей.
Премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре 2022 года подписал распоряжение о квотах на целевое обучение в вузах на 2023 год, в котором доля бюджетных мест в области кибербезопасности по ИТ-профессиям была увеличена с 20% до 30%. Также 30% бюджетных мест отведено направлению «Радиотехника» и сохранено за специальностью «Конструирование и технология электронных средств» в сфере информационных технологий.
В 2022 году для специальности «Математика» предусмотрено 10% мест на целевое обучение, квоты на которое определяются правительством на основании региональных заявок. Абитуриенты, поступающие по целевым направлениям, получают бесплатное образование, однако после окончания учебы обязаны отработать минимум три года в назначенной организации.
Для таких специальностей, как «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» и другие технические направления, целевые квоты составляют 60% от общего числа мест.
В 2022 году количество бюджетных мест по информационным технологиям было удвоено, что позволяет 160 тысячам абитуриентов поступить на соответствующие факультеты без оплаты. Также на бесплатных двухгодичных курсах школьники 8-11 классов смогут изучать языки программирования.
По поручению Владимира Путина, количество бюджетных мест в вузах растет ежегодно. Об этом сообщил председатель правительства России Дмитрий Чернышенко на встрече с представителями образовательной сферы. Начиная с нового учебного года, студенты в 106 вузах, реализующих программу «Приоритет-2030», будут обязаны проходить курсы по информационным технологиям.
По окончании вуза студенты смогут получить двойную квалификацию — основную специальность и в области ИТ. Заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук объявил об этом во время совещания с представителями вузов 23 июня 2022 года.
Программа «Приоритет-2030», стартовавшая в мае 2021 года, направлена на финансирование развития учебных заведений. В рамках этой программы в апреле 2022 года был инициирован проект «Цифровые кафедры». Планы предусматривали создание ИТ-курсов в качестве дополнительного профессионального образования с началом обучения с 1 сентября.
Однако теперь стало известно, что эти курсы станут обязательными. Омельчук отметил важность внедрения ИТ-модулей в основные образовательные программы для студентов. Изменения будут отражены в проекте «Цифровые кафедры».
Он подчеркнул, что цифровизация должна охватывать сферы, где она особенно востребована, включая инженерию, медицину и гуманитарные науки. Среди вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», значатся такие учреждения, как Московский городской педагогический университет и Театральный институт имени Бориса Щукина.
Замминистра отметил, что изменения в образовательной системе обусловлены недостаточными знаниями выпускников в сфере ИТ. По статистике, всего 3–5% выпускников вузов умеют работать с большими данными.
Проект по обновлению образовательных программ находится в стадии разработки, как сообщил источник из правительства. Пресс-служба Минцифры уточнила, что оценка цифровых компетенций студентов будет проводиться на старте обучения, в процессе обучения и по итогам.
Качество программ будет оцениваться ведущими экспертами ИТ-отрасли и представителями крупных ИТ-компаний. Шадаев подчеркнул, что вузы не смогут уклониться от этих изменений, несмотря на их сложность. Каждому университету будет рекомендовано сотрудничество с одной-двумя профильными ИТ-компаниями.
Один из участников совещания выразил опасения, что время на подготовку к изменениям может оказаться недостаточным.
6 июня 2022 года в Минобрнауки РФ было объявлено о выходе российских вузов из «Болонской системы». Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев объяснил, что такое решение связано с поддержкой российскими ректоратами военной спецоперации в Украине. При этом он отметил, что, вступая в «Болонский процесс» в 2003 году, Россия не взяла на себя международные обязательства, так как присоединение не подразумевает заключение договоров.
В условиях современных вызовов очевидна необходимость изменений в российском высшем образовании. Министр образования РФ Валерий Фальков отметил, что трансформация вызвана изменениями в технологических и экономических процессах, а также необходимостью адаптации к новым ситуациям.
За два десятилетия работы Болонской системы отмечено, что некоторые ее аспекты не способствуют достижению поставленных целей. Например, возможность поступления в магистратуру без профильного образования часто приводит к ухудшению качества подготовки.
В марте 2022 года Сергей Степашин, председатель Ассоциации юристов России, предложил отказаться от Болонского процесса и вернуться к традиционным форматам специалитета и аспирантуры, указывая на утрату важных характеристик российской образовательной системы. 24 мая 2022 года Фальков объявил о разработке уникальной модели образования для России, ориентированной на потребности экономики и возможности студентов.
Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость акцента на бюджетных местах для содействия импортозамещению. В этой связи вузы должны продолжить подготовку высококвалифицированных специалистов для критически важных отраслей экономики, сохраняя высокий стандарт образования.
В ходе своего выступления заместитель председателя Правительства РФ подчеркнул важность фокусировки на специальностях, способствующих ускоренному импортозамещению и достижению научно-технологического суверенитета страны.
В 2023/24 учебном году предусмотрено 590,1 тыс. бюджетных мест, причем более 73% из них достанутся образовательным учреждениям в регионах. Большая часть мест выделена для инженерных и технических специальностей — 245 тыс. мест, далее идут педагогические науки с более чем 75 тыс. мест, а также общественные и медицинские направления, которые получили 68 тыс. и 53 тыс. мест соответственно.
Из общего числа бюджетных мест 160 361 предназначено для вузов, из них 112 993 нацелены на регионы. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил о продолжающейся работе министерства по увеличению числа бюджетных мест для студентов, акцентируя внимание на том, что распределение этих мест зависит от потребностей регионов, федеральных властей и крупных работодателей.
Упомянутое министерство также сосредоточено на реализации поручений президента России, данных в феврале 2022 года, в числе которых создание минимум 25 кампусов образовательных учреждений к 2030 году на основе государственно-частного партнерства с обеспечением соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Правительству, ВЭБ.РФ и региональным властям поручено определить понятие «кампус» и разработать порядок их создания и эксплуатации. Президент Путин также возложил на них задачу предложить меры по привлечению инвесторов и концессионеров к данному проекту. По оценке ВЭБ.РФ, инвестиции в строительство кампусов могут достигнуть 607 миллиардов рублей до 2030 года, из которых 278 миллиардов рублей – это средства частных инвесторов.
В феврале 2022 года Министерство образования и науки предложило использовать бюджетные средства, отведенные на программу академической мобильности, для создания новых кампусов. Как отметил представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко, развитие кампусов будет способствовать достижению национальных целей и укреплению позиций России в числе ведущих стран по исследованиям и разработкам. Управляющий директор ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич добавил, что на этапе эксплуатации кампусы не потребуют государственного финансирования и будут управляться негосударственными операторами.
Кампус включает в себя не только учебные и научные лаборатории, но также современные студенческие городки, спортивные и досуговые объекты, а также общественные пространства для всех жителей города. Таким образом, создание кампусов рассматривается как шаг к модернизации образовательной инфраструктуры и увеличению привлекательности России для инвестиций в образовательные проекты.