Расходы на корпоративное обучение в России в 2024 году

Апр 30, 2025 / 18:04

В 2024 году расходы российских компаний на обучение сотрудников составили 1,3% от фонда оплаты труда, что соответствует среднему годовому бюджету корпоративного университета в размере 557 миллиардов рублей. Эти данные были представлены в отчете Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ под названием «Корпоративные университеты-2024».

Учебные центры сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров и вынуждены их искать среди имеющихся сотрудников. Проведенное исследование подтверждает, что российские компании продолжают увеличивать финансовые вложения в корпоративное образование.

Расходы на корпоративное обучение в России в 2024 году

Отчет является результатом многолетнего мониторинга, в котором участвуют крупнейшие корпоративные учебные заведения, а также оказывается поддержка со стороны СберУниверситета. В опросе принимают участие компании из списков «Эксперт400» и РБК500, а также университеты, функционирующие при органах власти субъектов Российской Федерации.

По словам Валерия Катькало, директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, исследование демонстрирует стабильность в ядре выбранных компаний, поскольку 30 из ведущих российских компаний участвовали во всех трех волнах исследования с 2022 года. Это свидетельствует о росте организационной и технологической зрелости участников.

В 2024 году к исследованию присоединились 20 новых респондентов, а количество вопросов в анкетах увеличилось до 79, распределенных по 11 разделам, что подчеркивает растущий интерес к данной теме.

В 2024 году наблюдается новая тенденция в корпоративном обучении: акцент на использование искусственного интеллекта и организационное развитие.

Проект расширил свою географию, включив в себя новые локации, такие как Иркутск и Екатеринбург. Средний годовой бюджет корпоративного университета вырос до 557 миллиардов рублей, увеличившись с 400 миллиардов рублей в 2022 году. Примечательно, что относительный показатель бюджета составил 1,3% от фонда оплаты труда (ФОТ) компании, что также выше, чем в 2022 году, когда он был 1,19%.

Выше показатели расходов тесно связаны с увеличением времени на обучение; среднее количество учебных часов на одного пользователя возросло с 37 до 40. Однако наблюдается снижение целевой аудитории — теперь она составляет 75,8 тысячи человек, что представляет собой снижение на треть. Внутренние пользователи составляют основную массу аудитории, включая специалистов и менеджеров, в то время как внешний сегмент представлен школьниками и студентами.

Интересно, что 85% участников исследуемых корпоративных университетов начали использовать ИИ в своих образовательных программах. Смена приоритетов в оценке эффективности корпоративного обучения также фиксируется: от объема обучения к качеству программ и удовлетворенности клиентов, подчеркивает заместитель директора ВШБ по корпоративному обучению Наталья Шумкова.

Одним из основных трендов в современной образовательной среде является развитие искусственного интеллекта (ИИ) и его интеграция в учебные процессы. ИИ используется для оптимизации обучения, выполняя некоторые функции преподавателя и помогая учащимся глубже понять учебный материал.

Например, он формирует рекомендации и генерирует контент, а также проверяет работы студентов. Важно отметить, что сфера образования только начинает осваивать возможности ИИ.

В этом контексте СберУниверситет активно развивает цифрового помощника на базе ИИ по имени «Истра», который предоставляет 20 бесплатных курсов и инструменты для создания запросов, делая обучение доступным и удобным.

Помимо этого, ИИ и большие данные используются для анализа поведения сотрудников, что позволяет создавать персонализированные образовательные решения. Эти технологии помогают в выборе подходящих учебных материалов и мониторинге их прогресса, что значительно повышает эффективность обучения.

В следующем году планируется запуск AI-помощника для сотрудников.

Также важный тренд заключается во внедрении цифровых платформ для дистанционного обучения в корпоративных университетах. Видеоуроки, электронные курсы и мобильные приложения становятся стандартными инструментами для повышения квалификации специалистов, что свидетельствует о растущем интересе к инновационным подходам в учебном процессе.

В последние годы многие компании начали активно интегрировать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для персонализации обучения сотрудников. Одной из заметных тенденций стало смещение фокуса от традиционных длинных курсов к формату микрообучения. Микрокурсы представляют собой короткие учебные модули, которые сотрудники могут проходить в удобное время, что особенно подходит для миллениалов и поколений Z, ценящих гибкость и быстроту доступа к знаниям. Например, в компании «Эн+» запустили ежемесячный марафон по развитию компетенций, предлагая различные форматы обучения, такие как подкасты и вебинары.

Традиционный акцент на технические навыки (hard skills) сейчас дополняется значительной работой по развитию мягких навыков (soft skills). Учитывая быстрое обновление технологий, важно развивать такие качества, как лидерство, эмоциональный интеллект, креативность и коммуникацию. Эти навыки становятся ключевыми в условиях неопределенности и частых перемен.

В дополнение, фирмы все чаще используют совместные подходы и платформы для обмена опытом среди сотрудников. Создание менторских программ, виртуальных сообществ и форумов способствует установлению культуры постоянного обучения и обмена знаниями, что, безусловно, помогает организациям адаптироваться к современным вызовам.

Сотрудничество и обмен знаниями играют ключевую роль в распространении лучших практик и инноваций. В компании «Эн+» успешно внедрены менторские программы и программы наставников, а на следующий год ожидается запуск новых карьерных консультантов из числа сотрудников, как сообщает пресс-служба компании.

По словам Елены Самойловой, начальника управления по развитию талантов «Северстали», в области лидерского обучения наблюдается тренд на подготовку лидеров, способных вести за собой команды в условиях глобальной неопределенности. Это требует комплексного подхода, включая оценку лидерских компетенций и системную работу с преемственностью.

Нарастающий интерес к обучению сотрудников во многих компаниях можно рассматривать как ответ на изменения на рынке труда, где все труднее найти подходящих специалистов с необходимыми навыками. Тем временем, университеты испытывают нехватку квалифицированных кадров для подготовки таких специалистов.

Этот вопрос обсуждался на конференции «Лидеры корпоративного обучения» в этом году, где обсуждали пути обеспечения потребностей в кадрах с актуальными компетенциями. В России отсутствует система дополнительного профильного образования, способная готовить специалистов в данной области, что приводит к дефициту кадров, о чем также заявила Ольга Митрофанова, директор департамента по управлению талантами МТС.

Несмотря на явный дефицит специалистов среднего уровня, многие компании продолжают сталкиваться с трудностями в привлечении и удержании таких кадров. Елена Самойлова подчеркивает, что среди неожиданных причин нехватки кадров можно выделить тенденцию перехода имеющихся специалистов на смежные роли, такие как «HR бизнес-партнеры». Кроме того, не все организации адекватно инвестируют в развитие корпоративных центров экспертизы, что также затрудняет выращивание квалифицированных специалистов.

Корпоративные университеты находят разнообразные способы формирования эффективных команд. Основные подходы включают развитие и продвижение внутренних кандидатов, ротацию проектов и привлечение талантов извне. В компании активно работает программа подготовки внутренних преподавателей, которая строится на принципе «лидеры учат лидеров». Функциональные эксперты создают уникальный образовательный контент, учитывающий специфику компании, что позволяет улучшить качество образования сотрудников.

На данный момент реализовано более 60 учебных программ, направленных на систематизацию и хранение уникальной экспертизы внутри организации, что позитивно сказывается на мотивации и удержании высококвалифицированных экспертов. Внутренние сертифицированные тренеры увеличиваются примерно на 50 человек каждый год, а доля внутреннего обучения в компании достигла 18%.

Компания Эн+ также успешно справляется с кадровым дефицитом, предлагая целенаправленную подготовку профессионалов в рамках своей структуры. Хотя в образовательной сфере также наблюдается нехватка кадров, наличие внутренних программ позволяет закрывать ключевые позиции, что подтверждает эффективность выбранной стратегии.

СберУниверситет черпает кадры из трех основных источников: других корпоративных университетов, высших учебных заведений и непосредственно из Сбера, что позволяет привнести ценную бизнес-экспертизу.

В последнее время в учебных программах наблюдаются изменения, акцент смещается на развитие мягких навыков. Упор делается на персонализированную работу со слушателями, включая индивидуальный и групповой коучинг.

Также важна не только модернизация курсов, но и изменение методов обучения: внедрение геймификации и создание тематического окружения для формирования эмоциональной связи с процессом.

Другим заметным трендом является переход на асинхронные форматы обучения, позволяющие слушателям учиться в удобное время без ограничений, связанных с географией или технической оснащенностью. Это особенно актуально для работников, не имеющих доступ к компьютерам на рабочем месте.

Устойчивость и эффективность корпоративной культуры остаются приоритетными направлениями, что подчеркивает значимость развития цифровых навыков через программы, такие как «Цифровая сталь».

Развитие проектного управления, инновационного мышления и навыков работы в условиях неопределенности являются ключевыми направлениями работы компании.

Для достижения этой цели используется комплексный подход, включая анализ образовательного опыта участников и создание кастомизированных программ обучения. Проекты включают синхронные и асинхронные форматы с применением геймификации и интерактивных элементов.

В условиях нехватки квалифицированного рабочего персонала пересматриваются программы производственного обучения, чтобы ускорить подготовку сотрудников в различных профессиях.

Также акцентируется внимание на развитии корпоративных компетенций, таких как эффективные коммуникации и креативное мышление. В этих курсах применяется смешанный тип обучения, комбинирующий очные и дистанционные занятия, с привлечением экспертов.

В рамках корпоративной культуры сотрудники могут развивать soft skills и расширять свои горизонты через участие в клубах — книжном, кино- и дебат-клубах.

По материалам: www.kommersant.ru