Проблема дефицита учителей: вызовы и перспективы к 2030 году

Мар 29, 2024 / 13:06

В последние годы в мире наблюдается тенденция к уменьшению числа учителей, что по мнению экспертов может стать серьезной проблемой к 2030 году. Согласно совместному докладу ЮНЕСКО и Международной целевой группы «Учителя в образовании 2030», недостаток учебных кадров негативно скажется на качестве образования во многих странах мира.

Проблема дефицита учителей: вызовы и перспективы к 2030 году

По данным «Всемирного доклада об учителях», без значительных изменений в образовательной системе к 2030 году до 50% существующих учителей могут покинуть профессию. Ожидается, что в мире будет не хватать 44 миллионов учителей для начальной и средней школы.

Особенно острая проблема наблюдается в африканских странах к югу от Сахары, где к 2030 году потребуется целых 15 миллионов учителей.

Однако ситуация также волнует государства Европы и Северной Америки с высоким уровнем доходов. Несмотря на щедрые инвестиции в образовательную систему, школам в этих регионах трудно удерживать квалифицированные кадры.

По данным исследования, в последнее время учителя начальных классов все чаще бросают свою работу, что приводит к росту увольнений.

Например, в 2022 году в мире уволилось 9,06% учителей младших классов, в то время как в 2015 году этот показатель составлял всего 4,62%. Более того, учителя чаще всего покидают профессию в первые пять лет работы.

Недостаток учителей носит серьезные последствия, подчеркивают представители ЮНЕСКО. «Этот дефицит - не просто статистика, это кризис, который подрывает образовательную систему по всему миру» - говорят они.

Нехватка учителей ведет к увеличению размеров классов, перегрузке педагогов, увеличению неравенства в образовании и финансовой нагрузке на образовательную систему.

Для предотвращения указанных последствий важно незамедлительно предпринять действия, утверждают аналитики. Среди эффективных мер: повышение заработной платы, улучшение рабочих условий учителей и инвестиции в сферу образования.

Одним из значимых факторов, способных повысить мотивацию педагогов, является вовлечение образовательного сообщества в процесс принятия решений. Кроме того, утверждают исследователи, важно обеспечить гендерный баланс в составе преподавательского коллектива образовательных учреждений. В современных условиях подавляющее большинство учителей являются женщинами, в то время как руководящие должности зачастую занимают мужчины. Увеличение числа женщин на руководящих постах при одновременном привлечении мужчин к работе преподавателей, особенно в начальных классах, способствует современизации образовательного процесса.

Эти преобразования потребуют существенных вложений. По оценкам специалистов, только на набор новых учителей начальных классов по всему миру потребуется примерно $12,8 миллиарда в год, а для среднего звена образования — еще $106,8 миллиарда. К этим суммам необходимо добавить расходы на улучшение учебной инфраструктуры, повышение заработных плат и профессиональной квалификации действующих педагогов и т.д.

По материалам: www.forbes.ru