Из шести воскресений Великого поста три посвящены памяти святых: второе воскресенье — святителю Григорию Паламе, четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской. Говоря о паламистском богословии и его практическом значении для духовной жизни людей, мы видим, что размышления о святых и их наставлениях помогают в познании себя и в борьбе за спасение души.
Сегодня обратим внимание на преподобного Иоанна Лествичника. Его вклад в православную духовную литературу и образ жизни стал неоценимым. Жизнь этого старца, он жил в VI веке в Константинополе, была полна духовных испытаний и подвигов. Родившись в семье благочестивых родителей, Иоанн получил образование и вскоре ушел в монастырь на Синае. Там, в уединении, он стремился к совершенству и молитве, принимая монашеский постриг. После многих лет служения, Иоанн стал известен как старец и мудрец, чьи слова приобрели великую ценность для многих верующих. Его наставления и молитвы вошли в канон православной аскетической литературы. Одним из наиболее известных его произведений стала «Лествица», где он посредством символики лестницы ведет читателя к духовному совершенству и общению с Богом.
Великая духовная мудрость преподобного Иоанна Лествичника стала проявлением его святости и любви к Богу. В течение четырех лет он служил игуменом Синайской обители, преумножая духовное наследие и направляя души верующих к спасению. Святитель Иоанн Лествичник остается для нас примером веры, целеустремленности и благочестия.
Его жизнь и труд побуждают нас следовать пути духовного роста и стремиться к общению с Богом. Память о нем утверждает наше стремление к святости и помогает нам понимать, как важно идти по пути духовного подвига и молитвы, чтобы обрести истинный покой и радость в Боге.
Постигнув предстоящую смерть, он вновь ушел в уединение, где через год ушел из этого мира мирно и достойно. Иоанн, находясь во главе монастыря по просьбе игумена обители Раифской, расположенной в 30 километрах от монастыря Святой Екатерины на Синае, который также был именован Иоанн, написал свое знаменитое произведение «Лествица».
Этот документ, без преувеличения, стал эпохальным творением, которое на протяжении многих веков было изучаемо в аскетических и богословских кругах. «Лествица» была разобрана по цитатам, служила практическим руководством для многих поколений монахов и простых верующих. Особенно высокую оценку произведению Иоанна Лествичника оказала исихастская традиция. Григорий Палама упоминал Иоанна Лествичника неоднократно, цитируя его в своих известных произведениях.
«Лествица» оказала влияние на многих не только в духовной сфере, в среде богословов, монахов и священнослужителей, но и среди обычных людей, включая выдающихся представителей золотого века русской литературы. Николай Гоголь часто прибегал к этому произведению.
Существует версия, что персонаж Акакий Акакиевич из «Шинели» был вдохновлен образом Акакия Савваита из «Лествицы». Произведение также вдохновило Федора Достоевского, который получил книгу в подарок от преподобного Амвросия Оптинского во время своего визита в Оптинскую пустынь.
Но что такое «Лествица» на самом деле? Это довольно объемный текст, состоящий из 30 глав, что соответствует числу лет, которые Иисус Христос провел на земле до начала своей публичной деятельности. Эти 30 глав представляют собой 30 ступеней христианской жизни, по которым человек может пройти, достигнув духовной совершенности.
Каждая ступень духовного развития можно рассматривать как тест на добродетель либо как испытание греховных страстей, которые нужно преодолевать.
Автор работы подчеркивает, что каждому читателю самому следует определить, на каком этапе духовного пути он находится и двигаться дальше, преодолевая препятствия, как бы поднимаясь по лестнице.
Изображение лестницы автор заимствовал из пророческого сна патриарха Иакова, где тот видел лестницу, соединяющую землю и небо, по которой поднимались и спускались ангелы.
Сами преподобный Иоанн и его труд «Лествица» представляют собой практическое пособие, изначально предназначенное для монахов.
В письме к Иоанну Лествичнику Иоанн Раифский просит его «начертать законы».
Заголовки глав книги явно намекают на целевую аудиторию - монашество: «Об отречении от мирской жизни», «О странничестве, то есть уклонении от мира», «О послушании» и т.д.
Следует спрашивать: стоит ли читать «Лествицу» обычным людям, чья жизнь сильно отличается от монашеской практики VII века в Египте? Может ли книга лишь запутать и навредить современному христианину, пытающемуся следовать советам Иоанна?
Важно понимать, что читая «Лествицу», нужно вникать в смысл, который вложил в нее преподобный Иоанн, адаптировать его с умом к современным условиям.
Идеи и советы книги нужно воспринимать творчески, учитывая особенности современного общества, а не просто механически перенося их из монашеского мира в современный городской быт.
Примером глубокого, обдуманного отношения к духовной жизни и аскезе являлся Иоанн Лествичник. Он придерживался монашеского устава своего времени и не предпринимал ничего сверхъестественного: он питался и пил то, что было принято, но не употреблял в избытке, спал достаточно долго, чтобы сохранить силы и энергию, в своей повседневной жизни сочетал молитву и физический труд, но не истощал себя до предела. При этом его биограф отмечает, что его сердце горело от любви к Богу. Такой путь, выбранный Иоанном Лествичником, объединяя аскетический опыт отшельников, он называет царским. Он подразумевает рассудительность, смирение как осознание своего духовного состояния, терпение как принятие жизненных событий, умеренность во всем и умение найти баланс между излишней усердностью и пассивностью.
Царский путь предполагает творческий подход, активность, навык вникать в свои мысли, анализировать ситуации и настраивать свое поведение в соответствии с духовной выгодой. Этот образ мышления пронизывает труды «Лествицы». Да, там встречаются аскетические методы, которые для некоторых могут показаться экстремальными, для других — возвышающими, а для кого-то — отчаяния вызывающими. Но это идеал, который, с одной стороны, служит ориентиром и указывает путь, а с другой — в силу своей недостижимости для большинства людей, — побуждает к смирению и рассудительному признанию своих возможностей.
Каждый из нас, занимаясь разнообразными делами, будь то работа, воспитание детей, отношения в семье, увлечения или садоводство, всегда старается представить себе идеальную картину своего занятия, идеал, который, как правило, недостижим. По мере приближения к этому идеалу мы обнаруживаем, что он удаляется, превращаясь во что-то новое, более сложное. Однако именно стремление к этому идеалу подстегивает нас двигаться вперед, несмотря на сложности, стимулирует рост и помогает добиваться успеха.
Иоанн Лествичник говорит: «Не падай духом, если ты падаешь каждый день, иди по пути Божьему настойчиво; Ангел, который тебя охраняет, будет уважать твою выдержку». Великий пост продолжается, и, вероятно, каждый из нас уже испытал неудачи. Следовательно, сейчас идеальное время воспользоваться советом преподобного Иоанна, встать после падения и двигаться дальше к духовной цели, которую мы поставили перед собой, следуя в путь великого поста.
До завершения поста осталось совсем немного времени.