На недавнем заседании Совета при президенте Российской Федерации по демографической и семейной политике, Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость уменьшения количества студентов из регионов, поступающих в столичные учебные заведения.
Она предложила сделать акцент на поддержку региональных университетов и высших учебных заведений, акцентировав внимание на том, что множество выпускников остается работать в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, вместо того чтобы возвращаться в свои родные регионы.

Матвиенко отметила, что с 2012 года вузы начали увеличивать набор студентов на платной основе без учета реальных потребностей регионов, что приводит к тому, что молодые специалисты, особенно из удаленных районов, сталкиваются с трудностями при поиске подходящей работы и зачастую оказываются на низкооплачиваемых должностях, не требующих высшего образования.
Она предложила более целенаправленно подходить к подготовке студентов по актуальным специальностям и создавать условия для развития образовательной инфраструктуры в регионах, что могло бы способствовать возвращению молодежи на родину.
В процессе улучшения условий жизни на местах, таких как строительство новых учебных кампусов, молодые специалисты смогут находить работу и удобные условия для воспитания детей.
Интересно, что сама Валентина Матвиенко завершила свое образование в Ленинграде, а ранее получила медицинское образование на Украине.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал сокращение числа абитуриентов из регионов, отметив, что специализированные обсуждения по этой теме идут в Министерстве науки и образования.
По его словам, важно избегать перепроизводства специалистов в менее востребованных профессиях, так как это негативно сказывается на экономике.
Начальник Управления информации и взаимодействия со СМИ в Совете Федерации Владислав Пономаренко уточнил, что высказывания Матвиенко носили иллюстративный характер и не означали ограничение прав абитуриентов из регионов.
Он указал на проблемы, связанные с численностью специалистов, обучаемых в крупных городах на платной основе.
Глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас также подчеркнул, что Матвиенко не призывала к ограничению прав региональных абитуриентов.
В феврале министр науки и образования Валерий Фальков предложил направить платный прием в вузы в русло государственной стратегии.
Этот вопрос продолжает оставаться актуальным в контексте образовательной политики и подготовки специалистов.
Министр сообщил, что более трети кредитов направляется на обучение экономистов и юристов, что не соответствует потребностям рынка труда.
В этом году начинается поэтапное изменение приемных испытаний в вузы, с ожидаемыми серьезными корректировками к 2026 году.
Министерство также планирует установить квоту на уровне 70% от общего числа бюджетных мест для абитуриентов, проходящих обучение без вступительных испытаний, и сократить перечень олимпиад, дающих такую возможность.
В экспертном сообществе единогласно согласны, что необходимо прекратить выпуск студентов, не востребованных на рынке.
При этом, абитуриенты должны сохранить возможность поступления в ведущие вузы, независимо от их местоположения.
Валерия Касамара, экс-проректор НИУ ВШЭ и руководитель олимпиады «Я – профессионал», подчеркивает, что существует необходимость в том, чтобы определить, каких именно специалистов не хватает на рынке труда.
По ее мнению, трансформация рынка происходит под воздействием различных факторов, и запретительные меры не помогут в нахождении оптимальной смеси образования по направлениям и количеству студентов для каждого сектора.
Для успешной адаптации к меняющимся условиям необходим конструктивный диалог между работодателями и вузами.
Часто работодатели не могут точно предсказать, какие специальности будут востребованы, так как новые технологии могут создать спрос на специалистов, которых рынок еще не готовит.
Обучение таких специалистов должно начинаться уже сейчас, чтобы предугадать требования будущего.
Эксперты предлагают пересмотреть подход к приему студентов в флагманские вузы, акцентируя внимание на потребностях работодателей и межотраслевом взаимодействии.
Представительство отметило важность государственного финансирования бюджетных мест, так как это позволяет готовить специалистов, необходимых российской экономике.
Важно, чтобы студенты, обучающиеся за счет государства, имели возможность трудоустройства по своей специальности.
Однако в области коммерческого образования должны действовать рыночные элементы: если семья может позволить себе обучение, ограничения кажутся неоправданными.
Дмитрий Журавлев, гендиректор Института региональных проблем, подчеркивает необходимость связи рынка образования с рынком труда.
Он предупреждает, что создание большого числа безработных специалистов может иметь негативные последствия.
Даже при платном обучении это несет финансовые затраты и требует ресурсов преподавателей, которых в стране и без того недостаточно.
Рынок труда в России остается неэффективным, поскольку многие работодатели ожидают, что квалифицированные кадры придут без дополнительных затрат.
Политолог Павел Данилин также согласен с тем, что необходим целенаправленный набор студентов для вузов, выпускающих специалистов, которые не находят работы по специальности.
Это подчеркивает неэффективность текущей системы, требующую изменений в соответствии с требованиями современных экономических реалий.
В обсуждениях о целевом наборе студентов акцентируется на важности их обучения в крупных университетах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Казань. Эти города являются центрами передовых научных школ, и лишать студентов из других регионов возможности обучаться в таких вузах нецелесообразно.
Политолог Журавлев подчеркивает, что это не значит отказываться от иногородних студентов, а скорее подразумевает активное сотрудничество университетов с государством и бизнесом для повышения качества подготовки кадров. При этом, как отметил спикер, ключевым фактором привлекательности становятся занятия с ведущими преподавателями, что можно организовывать и в онлайн-формате.
Журавлев также акцентирует внимание на росте интереса к учебе в вузах Дальневосточного федерального округа (ДФО). В прошлом году количество студентов из других регионов и стран, желающих учиться в этом регионе, увеличилось в полтора раза. Это связано с реализацией федеральной программы «Приоритет – 2030. Дальний Восток», которая обеспечила вузы дополнительными средствами на развитие.
Эксперт настоятельно предостерегает от ограничений выбора учебного заведения. Он считает, что закрытие возможностей для студентов может негативно сказаться на их карьере и отношении к образованию. Важным аспектом является и социально-психологическая составляющая: если система образования не предлагает высокие цели и не дает шансов на карьерный рост, это может вызвать у студентов разочарование и недовольство.
Что касается Единого государственного экзамена (ЕГЭ), то, несмотря на его возможность выбора, в ведущих вузах по-прежнему существуют дополнительные экзамены. Журавлев подчеркивает, что студенты должны иметь право на обучение в ведущих вузах, что напрямую влияет на рынок труда и карьерные перспективы выпускников. В противном случае, мы рискуем создать неэффективную систему, отрезая молодежь от лучших образовательных возможностей.