Переход к отечественным технологиям в российском образовании

Янв 30, 2025 / 18:00

Переход российского образования на отечественное программное обеспечение стал неотъемлемой необходимостью для достижения цифрового суверенитета и формирования пользователей, ориентированных на отечественные технологии.

Этот процесс требует готовности педагогов, наличия необходимых ресурсов и адаптации системы образования к новым условиям.

Переход к отечественным технологиям в российском образовании

Первые попытки интеграции российских цифровых решений начались в начале 2010-х с перехода отдельных школ на дистрибутивы Linux и российские офисные пакеты, что способствовало развитию навыков работы с местными продуктами.

В последние годы такая необходимость охватила все образовательные учреждения, где учителя начинают осваивать не только операционные системы, но и разнообразные приложения для проектной деятельности, виртуальные доски и системы оценки знаний.

На сегодняшний день рынок образовательных технологий в России демонстрирует активный рост, с появлением решений, успешно заменяющих популярные зарубежные аналоги.

Например, разрабатываются платформы, которые обеспечивают работу электронных журналов, коммуникацию и управление учебным процессом.

Локальные дистрибутивы Linux становятся доступным решением для создания компьютерных классов при минимальных затратах на лицензии, а отечественные программы для тестирования и проектной работы активно конкурируют с международными аналогами, что создает базу для дальнейшего развития IT-сектора в образовательной сфере.

Образование стало ареной, где отечественные компании могут демонстрировать свою конкурентоспособность и устанавливать новые стандарты.

Однако не все педагоги готовы к внедрению отечественных цифровых решений. Исследования показывают, что в учебном процессе недостаточно акцентируется информационная грамотность, что указывает на нехватку методических материалов и поддержки для интеграции новых технологий.

Возраст учителей также играет роль в процессе адаптации: молодые специалисты быстрее осваивают новые инструменты, хотя это не исключает успешности более опытных педагогов.

Иван Карлов, заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ, отмечает, что переход на российские операционные системы уже имеет место в некоторых школах. Несмотря на влияние возраста, главным остается личная мотивация учителей. Даже опытные педагоги могут успешно внедрять цифровые технологии, если получают должную поддержку.

Иван Тугой, помощник президента Образовательного союза, подчеркивает, что учителям необходимо адаптироваться к новым практикам, особенно в регионах с ограниченной цифровизацией.

Однако благодаря системным мерам, принимаемым государством и бизнесом, сопротивление изменениям уменьшается. Учителя начинают видеть успешные примеры и все активнее вовлекаются в процесс внедрения технологий.

Одной из ключевых проблем цифровой трансформации в образовании является увеличение нагрузки на педагогов. Опросы показывают, что учителя вынуждены тратить больше времени на подготовку обновленных курсов и сталкиваются с увеличенной зрительной нагрузкой из-за работы с новыми цифровыми инструментами.

Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к поддержке педагогов. В первую очередь, необходимо организовать качественные программы переподготовки, помогающие учителям осваивать новые технологии с минимальным стрессом. Однако формальные курсы являются лишь частью необходимого решения.

Эффективными могут быть горизонтальный обмен опытом, наставничество в педагогических коллективах и другие формы неформального обучения. Во-вторых, следует пересмотреть федеральные образовательные стандарты, внедрив обязательное освоение отечественных цифровых инструментов на этапе подготовки педагогов в вузах.

Как заметил эксперт Иван Тугой, важно продолжать усилия государства, но для успеха необходима устойчивое финансирование и поддержка инфраструктуры. Без этих элементов любая цифровая платформа рискует стать громоздкой и неудобной.

Требуется постоянное обновление систем, учет потребностей пользователей, а также стимулирование разработчиков для создания более удобных и функциональных решений. Также, переход на отечественное программное обеспечение возможен только при наличии современной инфраструктуры, включая надежные коммуникационные каналы, высокотехнологичную аппаратную базу и удобные программы.

Роль бизнеса в образовательной сфере значима. Компании-разработчики обязаны стремиться к созданию продуктов, которые будут простыми и интуитивно понятными для педагогов.

Антон Мостовой, заместитель генерального директора «Р7-Офис», подчеркивает, что переход на отечественные программы невозможен без системной государственной поддержки и адекватного финансирования.

Важным аспектом является необходимость доступных учебных курсов, стимулирующих бюджетов и постоянной методической помощи для учителей, что позволит им быстрее адаптироваться к новым инструментам.

Мостовой также отмечает высокую самоотдачу преподавателей, которые, несмотря на выполнение своих привычных обязанностей, активно осваивают цифровые технологии.

«Р7-Офис» уже предоставил доступ к своим ресурсам многим школам России, и учителя быстро и с комфортом освоили данный офисный пакет, благодаря чему они становятся надежными партнерами и популяризаторами отечественных технологий.

Среди задач разработчиков стоит задача создания комфортных инструментов для педагога, с помощью которых можно эффективно проводить уроки и увеличивать интерес учеников к местным разработкам.

Это, в свою очередь, способствует формированию поколения пользователей и специалистов, для которых отечественные технологии воспринимаются как естественный выбор.

На сегодняшний день рынок предлагает разнообразные решения для образовательных учреждений, включая российские операционные системы и офисные пакеты, которые уже продемонстрировали свою эффективность.

Несмотря на существующие достижения в сфере отечественных технологий, зарубежные аналоги все еще имеют значительное влияние в некоторых областях, особенно в сложных инженерных программах и специализированных инструментах для профессионального образования.

Тем не менее, для школьного образования российские продукты уже являются достойной альтернативой. Пандемия COVID-19 стала тестовым периодом для образовательной системы: школы были вынуждены быстро перейти на дистанционное обучение, что способствовало освоению новых цифровых инструментов педагогами. Это позволило многим учителям преодолеть страх перед технологиями.

Хотя некоторые цифровые решения были забыты после возвращения к традиционному обучению, начатый процесс уже не обратим. Как подчеркивает Иван Карлов, сегодня учителя чувствуют себя более уверенно в использовании технологий. Важно не снижать темп, поддерживая их стремление к освоению новых инструментов.

Образовательные учреждения могут стать ключевыми площадками для продвижения российских технологий. Необходимо интегрировать в учебные программы задания, связанные с отечественными программами, а также организовывать конкурсы и проектные работы, ориентированные на национальные достижения. Слаженная работа государства, бизнеса и образовательного сообщества создаст условия для цифровой трансформации в образовании.

Учителя, как проводники новых технологий, являются важными для формирования поколения специалистов, готовых использовать и развивать российские IT-решения. Антон Мостовой подчеркивает, что их ценность в предоставлении российских программ школам растет, и они намерены расширять эту практику, как совместно с другими участниками рынка, так и самостоятельно.

Успех этого процесса зависит от взаимодействия всех участников: государство должно обеспечить поддержку и финансирование, бизнес — предлагать удобные решения, а учителя — сохранять мотивацию к освоению технологий. Только так цифровизация может стать основой роста для системы образования и IT-сектора в России.

По материалам: ug.ru