Вопрос о необходимости министерства образования в стране поднимается в свете мнений, например, президента США Дональда Трампа, который считает, что при низкой эффективности работы ведомства можно обойтись без него, особенно принимая во внимание высокие расходы. На этом фоне в США инициирована процедура упразднения министерства образования.
В России ситуация иная: в 2018 году министерство образования и науки отделилось на два отдельных ведомства — «министерство просвещения» и «министерство науки и высшего образования», которые активно функционируют по сей день. Минобрнауки, например, отвечает за высшие учебные заведения и научные учреждения, но не за все. Региональные власти также имеют своих учредителей образовательных организаций, что создает дополнительный уровень управления.

Минобрнауки занимается подготовкой проектов постановлений в области образования и науки, утверждением перечня специальностей и разработкой образовательных программ. Важными задачами ведомства являются разработка нормативов затрат и предложение мер по улучшению системы оплаты труда сотрудников образовательной сферы.
Кроме того, ведомство как регулятор предоставляет рекомендации регионам и контролирует их исполнение. По сравнению с США, где управление образованием децентрализовано и отсутствует единый федеральный стандарт, в России существует централизованная структура. Каждый штат в Америке устанавливает свои требования, основываясь на исследовании интересов родителей и работодателей, что создает разнообразие в образовательных подходах. Ирина Абанкина, профессор ВШЭ, подчеркивает эти различия в подходах к управлению системой образования.
Обсуждаемая тема подразумевает возможность выработки общих положений в рамках соглашений, которые могут носить рекомендательный характер. Большинство школ в разных странах, как правило, принадлежат местным властям. Именно административные районы регулируют вопросы имущества, найма персонала и выплаты зарплат, обладая значительными полномочиями.
К примеру, в Нидерландах принято сокращать советников по развитию школьного образования на уровне местного самоуправления, так как проведённые международные исследования ясно показали, что автономия школ является ключевым фактором, способствующим увеличению качества образования и академическим достижениям.
Отвечая на вызовы, мы способны решать многие вопросы на региональном уровне, поскольку глубоко понимаем специфику нашей республики и потребности населения. Важные задачи, такие как поддержка национальных семей, изучение родных языков и реализация региональных программ, эффективно решаются именно на местах. Тем не менее, существуют вопросы, требующие единого подхода на федеральном уровне.
Это касается выстраивания единого образовательного пространства, формирования образовательных стандартов, обеспечения учебными материалами, создания единых подходов к подготовке специалистов и финансирования крупных инициатив. Мы активно взаимодействуем с федеральным центром, ценя его поддержку по вопросам, требующим унификации стандартов и масштабных решений, что позволяет устанавливать баланс между региональной самостоятельностью и общенациональными целями.
По мнению Игоря Петрищева, ректора Ульяновского государственного педагогического университета, зарубежный опыт упразднения федеральных министерств с целью сокращения расходов поднимает важный вопрос — финансовая состоятельность образования. Тем не менее, следует учитывать высокую степень автономии в образовательных процессах в американских штатах. Для отечественной системы, которая направлена не только на обучение, но и на воспитание подрастающего поколения, такой подход может стать крайне вредным.
При всем разнообразии региональных практик необходимо сохранять единые базовые принципы образования на всех уровнях. Вузовская система также не исключение: в некоторых регионах имеются хорошие университеты, но ведущими и признанными на международной арене остаются федеральные университеты.