Обсуждение закона об упрощении ОГЭ на пленарном заседании сенаторов

Мар 25, 2025 / 03:51

На пленарном заседании, которое состоится 27 марта, сенаторы намерены обсудить законопроект, упрощающий процесс сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ).

Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила, что данный вопрос уже был рассмотрен комитетом 24 марта, и на него будут опубликованы выводы. По ее словам, в ходе заседания было поднято несколько вопросов, в том числе о том, как поступить в случае, если ученик, участвующий в эксперименте, решит не продолжать обучение в техникумах и колледжах или если ученик переедет в другой регион.

Обсуждение закона об упрощении ОГЭ на пленарном заседании сенаторов

Для успешной реализации данной инициативы потребуется создать соответствующую нормативно-правовую инфраструктуру и проводить активные разъяснительные мероприятия в учебных заведениях и муниципалитетах.

Собеседник из администрации президента сообщил, что окончательное решение по законопроекту еще не принято. Опрошенные юристы выразили опасения по поводу возможных нарушений конституционных прав граждан.

В частности, они указали на риски, связанные с расширением полномочий регионов в отборе школьников для поступления в старшие классы. Закон, принятый Госдумой 18 марта, предполагает упрощение процесса сдачи ОГЭ для студентов из трех регионов, стремящихся поступить в технические училища и колледжи.

В рамках эксперимента, который запланирован на 2025 год, для получения аттестата об окончании девяти классов ученикам будет достаточно сдать всего два экзамена: по русскому языку и математике, вместо четырех, как это предусмотрено в большинстве случаев.

Согласно новому закону, который будет действовать в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области до конца года, меняется порядок получения профессионального образования школьниками. Теперь ученики, желающие перейти в 10-й класс, как и ранее, обязаны будут сдать ОГЭ по четырем предметам: русскому и математике, а также двум профильным.

Однако минимальные баллы для поступления будут устанавливаться региональными министерствами образования. Эти ведомства также займутся определением правил индивидуального отбора по результатам ОГЭ, что противоречит действующим нормам, согласно которым Минпросвещения регулирует прием в старшие классы.

Этот закон может создать риски для продолжения образования в 10-11 классах, даже если ученики успешно проходили 5-9 классы, доступ к которым гарантирован Конституцией РФ, отметил юрист Антон Тимченко. Он также указал на несоответствие норм закона с постановлением Конституционного суда, который подчеркивает необходимость обеспечения прав школьников.

Среднее профессиональное образование (СПО) служит связующим звеном между школой и вузом, и поступление в СПО осуществляется на основе средней оценки аттестата за 9-й класс. Выпускники колледжей и техникумов получают соответствующие квалификации, становясь специалистами на рынке труда.

В заключении к законопроекту правительство подчеркивало необходимость создания альтернативных путей для тех девятиклассников, которые не проходили минимальные баллы ОГЭ, и хотели бы продолжить учебу.

Принятая версия закона обеспечивает детям из пилотных регионов право на приоритетный прием в колледжи и техникумы. Как отметил эксперт, обучение по программе среднего образования для них не планируется.

Постановление Конституционного суда (КС) уточняет, что индивидуальный отбор обучающихся для поступления в старшие классы допустим лишь при выполнении двух условий: родители и ученики должны быть заранее проинформированы о конкурсе, а сам ученик — иметь возможность продолжать обучение в той же школе, если освоил программу 5–9 классов, но не прошел отбор.

Однако, по мнению управляющего партнера Key Consulting Group Вадима Егулемова, второе условие в данном законопроекте соблюдено не было.

Законопроект, касающийся упрощенной сдачи ОГЭ, подготовили вице-спикеры Госдумы Петр Толстой и Виктория Абрамченко, а также председатель комитета по образованию Ирина Белых и другие. Председатель комитета по защите семьи Нина Останина отозвала свою подпись под документом, выражая протест.

Коллега Олег Смолин из КПРФ критиковал инициативу, указывая на ее противоречие статье 43 Конституции о доступности школьного образования и постановлению КС от 23 июля 2020 года, которое запрещает лишение детей права на обучение в старших классах. Эти замечания подчеркивают важность соблюдения конституционных прав и обеспечения равных возможностей для всех учащихся.

Коммунистическая партия противостояла законопроекту на всех этапах его обсуждения в Госдуме, включая третье чтение. В этом процессе документ претерпел множество изменений: число регионов-участников эксперимента сначала было увеличено до 12, а затем сокращено до трех. Спикер Госдумы Вячеслав Володин объяснил изменения необходимостью сделать поправки на основе анализа качества образования в регионах. В ответ на такие доработки депутат Смолин выразил благодарность правительству за уменьшение потенциального вреда законопроекта.

Когда законопроект подошел к третьему чтению, его вернули на дополнительное рассмотрение из-за официальных возражений со стороны правительства. Егулемов заметил, что данный закон может нарушить общеизвестные статьи Конституции, касающиеся доступности образования (статья 43) и равноправия школьников в различных регионах (статья 19). По мнению юриста Павла Григорьева, нововведения могут создать трудности для поступления в 10-й класс для учащихся в рамках пилотного проекта.

Дистрибуция критики по поводу законопроекта вызывает предположение о том, что его действия обязательно будут оценены Конституционным Судом (КС). Тимченко считает, что замечания к документу могут быть смягчены через интерпретацию на основе изменения социального контекста или политико-правовой ситуации. Егулемов отмечает, что авторы законопроекта, вероятно, предвидели риски нарушения Конституции, что и стало причиной введения одноразового экспериментального срока в год.

По словам соавтора законопроекта Сергея Кабышева из «Справедливой России», любой эксперимент в законодательстве подразумевает наличие «естественных различий» в применении норм на уровне регионов. Он подчеркнул, что государство имеет право устанавливать приоритеты в образовательной системе для соответствия потребностям общества. КС однажды счел недопустимым введение региональных ограничений на получение общего образования, однако для федерального законодателя таких ограничений не обозначено.

В то же время судебное постановление фокусируется на действующих правовых нормах, что оставляет законодателю возможность вносить изменения в правила приема в школы. Отмечено, что Департамент образования Москвы намерен озвучить свою позицию после принятия закона, в то время как представители комитетов образования в Санкт-Петербурге и Липецкой области не дали комментариев на запросы СМИ. Известно также, что Минпросвещения не ответило на критику, высказанную в адрес нового закона.

По материалам: www.vedomosti.ru