В июле 2023 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила законопроект, который наделяет школьников возможностью участвовать в общественно-полезном труде. Этот закон открывает новые горизонты для молодежи, позволяя учащимся быть вовлеченными в такие мероприятия, как посадка деревьев и цветов на территории учебных заведений, оформление классов или учебных площадок к различным мероприятиям, а также оказание помощи в библиотеках и музеях. Важно отметить, что для привлечения школьников к этому виду деятельности теперь не требуется разрешение родителей. Однако общественно-полезный труд не предполагает финансовых выплат детям, что может вызывать обсуждения о справедливости и мотивации такой работы.
Давайте более подробно рассмотрим возможности трудоустройства школьников в России и как они изменились со временем. Многие из нас помнят, что в советское время общественно-полезный труд был неотъемлемой частью жизни молодежи. Ученики активно участвовали в различных проектах, которые считались нормой. На этом фоне известный педагог Антон Семёнович Макаренко подчеркивал, что «труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным и радостным процессом, раскрывающим потенциал личности». В свою очередь, Владимир Ильич Ленин говорил о том, что «только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, можно достичь создания общества, не похожего на старое, то есть коммунистического». Причем основной упор в этих высказываниях делался на социалистические идеалы и на формирование нового поколения строителей коммунизма, готового к созидательной деятельности.
С развитием стран и изменением экономической системы в России, многое в отношениях к труду у молодежи кардинально изменилось. В условиях капиталистического общества экономические реалии несколько опровергли ранее устоявшиеся представления о труде. Многие родители уже не просто настаивают на выполнении детьми домашних дел, но и зачастую готовы вознаграждать их за это. Например, в ряде российских семей за вынесение мусора можно получить 100 рублей, а уборка полов в квартире может обернуться более внушительной суммой – до 500 рублей.
Некоторые родители следуют системе поощрительных баллов, где за каждую выполненную задачу ребенок накапливает определенное количество «очков», которые затем можно обменять на разные поощрения. При этом, в каждой семье существует свое понимание о том, как дети могут зарабатывать карманные деньги, будь то выполнение домашней работы, помощь по хозяйству или активное участие в других видах деятельности.
Возвращаясь к вопросу о законопроекте, внедрение общественно-полезного труда с учетом отсутствия материального вознаграждения может быть воспринято по-разному. С одной стороны, это может помочь формировать у школьников ответственность, трудолюбие и понимание важности вклада в общество, что, безусловно, является положительным аспектом. С другой стороны, отсутствие финансовой мотивации может снизить интерес молодежи к подобным занятиям. Таким образом, важно корректно подходить к вопросам трудоустройства и формирования системы ценностей у подрастающего поколения, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности, способствующее не только их собственному благополучию, но и общественному развитию в целом.
В современном российском обществе важно, чтобы подростки понимали ценность денег и труда. В последние годы даже крупные компании начинают брать на работу детей, что связано с необходимостью привлекать дополнительный персонал в летний период.
По действующему законодательству, подростки могут заключать трудовые договоры с 16 лет без одобрения родителей, однако предварительно, с 14 лет, это возможно только с их письменного согласия. Важно учитывать, что продолжительность рабочей недели для молодежи во время каникул не может превышать 24 часов, а для лиц до 18 лет она составляет максимум 35 часов в неделю. Разные возрастные группы имеют свои ограничения по длительности рабочего дня: для 14-15 летнего возраста это 4 часа, от 15 до 16 — 5 часов, а для детей от 16 до 18 лет — 7 часов.
К сожалению, есть множество ограничений по характеру работы, которую могут выполнять подростки: их не допускают к работе в условиях, представляющих опасность для здоровья, а также в таких сферах, как игорный бизнес, ночные клубы или работа с алкоголем и табачной продукцией. Также несовершеннолетних не нанимают на должности, требующие физического переноса тяжестей, чтобы сохранить их здоровье.
Тем не менее, существуют случаи, когда дети могут работать и до достижения 14-летнего возраста, но исключительно в творческих профессиях, таких как работа в кинематографе, театре, цирке или концертных организациях. В этих ситуациях трудовой договор подписывает один из родителей.
Проблемы с поведением и дисциплиной среди подростков становятся все более актуальными, и решение их часто связано с необходимостью приучать молодежь к труду. Ярким примером такой инициативы служат события, произошедшие в Подмосковье с участием компании «МВС Агро». Сотрудники, работая на полях, заметили группу подростков, нарушающих право частной собственности. После значимого разговора с их родителями, им было предложено привлечь детей к сельскохозяйственному труду. Это дало возможность молодежи не только физически прочувствовать трудовые будни, но и осознать ответственность за свои действия.
Молодые люди имели возможность участвовать в уборке корнеплодов на вновь введенных в сельхозоборот землях и обедать вместе с механизаторами на фермерском уровне. Такой опыт оказался весьма полезным для подростков, так как он позволил им не только заработать небольшую сумму денег, но и существенно поменять свое отношение к труду.
Постепенно они начали осознавать, как много усилий нужно для получения конечного результата, и это тренировало их трудовые навыки, навыки общения и командной работы.
Поэтому участие подростков в трудовой деятельности, особенно в летние каникулы, может иметь множество преимуществ. Оно не только помогает юным школьникам зарабатывать свои первые деньги, но и формирует важные жизненные качества.
Ответственность, дисциплинированность и трудолюбие, привитые с юного возраста, станут залогом успешного будущего. Более того, ранний опыт трудовой деятельности развивает адаптивные навыки в меняющемся мире, способствуя лучшей социализации и самоопределению молодежи. Это важно как для самих подростков, так и для их семей и общества в целом.
Искусство совмещения учёбы и работы может стать началом долгого и успешного трудового пути для многих молодых людей.