Согласно статистике, предоставленной ЮНЕСКО, с момента прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» в 2021 году, около 1,4 миллиона девочек лишились возможности получать среднее образование. Это печальное явление сопровождается также значительным сокращением доступа к начальному образованию: 1,1 миллиона детей, как девочек, так и мальчиков, больше не могут посещать школу. За три года, пока талибы осуществляют контроль над страной, нарушения прав женщин и девочек становятся всё более очевидными.
Членами «Талибана» были внедрены строгие ограничения, касающиеся возможностей для девочек получать образование. Эти изменения стали явными после захвата власти талибами в начале сентября 2021 года, когда они начали внедрять свои идеи о создании «исламской среды» в государственной системе, тем самым ограничивая права женщин и детей, особенно в сфере образования.
В марте 2022 года афганское Министерство образования объявило о запрете для девочек средних и старших классов посещать занятия в школах. Это решение привело к тому, что в сентябре на занятия были допущены лишь мальчики и мужские преподаватели, что стало еще одним шагом назад в вопросах равноправия и доступа к образованию для женщин. Далее, в декабре того же года стало известно, что афганским женщинам больше не разрешено обучаться в университетах. Следующий день ознаменовался новым запретом: девочкам полностью закрыли доступ к обучению в начальной школе. Эти меры, принятые «Талибаном», фактически привели к полному исключению женщин из системы образования.
Согласно отчету ЮНЕСКО, если к статистике девочек, которые были лишены доступа к среднему образованию в результате вводимых талибами запретов, добавить число афганок, которые не имели возможности посещать школу еще до прихода талибов к власти, то в настоящее время мы имеем цифру, приближающуюся к 2,5 миллионам девочек, которые лишены права на образование. Это число вызывает серьезную озабоченность как в Афганистане, так и за его пределами, подчеркивая критическую необходимость решения этого гуманитарного кризиса.
Образование — это ключевой фактор не только для личностного развития, но и для общего процветания общества. Лишение девочек доступа к образованию обернется негативными последствиями для страны в целом, создавая преграды к экономическому и социальному развитию. В условиях, когда девушки не имеют возможности учиться и развиваться, страдает не только их личная судьба, но и будущее всей нации. Традиционные стереотипы, укоренившиеся в обществе, продолжают усиливаться, и, таким образом, женщины продолжают оказываться под угрозой. Поэтому очень важно, чтобы международное сообщество обращало внимание на эти вопросы и способствовало восстановлению прав девочек на образование в Афганистане.
Подводя итог, можно сказать, что ситуация с образованием для девочек в Афганистане требует немедленных действий и пересмотра существующей политики, направленной на поддержку образования женщин. Восстановление доступа к образованию и создание равных возможностей для всех детей, независимо от пола, должны стать приоритетом как для национального правительства, так и для международных организаций.
На сегодняшний день 80% девочек школьного возраста в Афганистане остаются вне образовательной системы.
«Афганистан сегодня является единственной страной в мире, где девочкам старше 12 лет и женщинам полностью закрыт доступ к образованию. Это, безусловно, вызывает серьезную тревогу», — отметила генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.
Она также подчеркнула, что право на образование не должно обсуждаться в рамках переговоров или компромиссов. Международное сообщество должно продолжать активно работать и добиваться безусловного возобновления работы школ и университетов для девочек и женщин в Афганистане.
По имеющимся данным от этой международной организации, в стране также наблюдается резкое сокращение уровня доступа к начальному образованию: 1,1 миллиарда детей, как девочек, так и мальчиков, лишены возможности посещать учебные заведения.
Данное сокращение числа учащихся в малых школах является прямым следствием решения властей, фактически запретивших женщинам-учителям обучать мальчиков. Это лишь усугубляет проблему нехватки квалифицированных педагогов.
Дополнительно, ситуация осложняется тем, что в условиях ухудшающейся социальной и экономической обстановки у родителей возникает недостаток стимула для того, чтобы отдавать своих детей, особенно дочерей, в школу.
Как представлено в отчете ЮНЕСКО, такие проявления в области образования являются тревожной тенденцией и показывают необходимость неотложного вмешательства для восстановления образовательного процесса.
Образование - это основной шаг на пути к равноправию и развитию общества, и игнорирование этого факта может привести к дальнейшему углублению кризиса в области прав человека в Афганистане.