Согласно исследованию Sage Science Review, облачные технологии значительно повышают успеваемость студентов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Эти технологии делают образовательные ресурсы более доступными и способствуют улучшению взаимодействия между студентами и преподавателями, а также позволяют более персонализировать процесс обучения.
Об этом говорят специалисты, такие как Марина Кошелева из Yandex Cloud и Елена Одоевская из НИУ ВШЭ.

По информации IDC, рынок публичных облаков в Европе к 2028 году вырастет до $373 миллиардов, в то время как в сфере высшего образования переход на облачные технологии происходит медленнее. Аналитики Astute Analytica прогнозируют, что к 2027 году объем облачных вычислений в данной области составит всего $9 миллионов. Несмотря на это, интерес к облачным решениям в учебных заведениях растет.
Вузы могут применить облачные вычисления для оптимизации управления учебными процессами и повышения удовлетворенности студентов. Как правило, инициатором изменений в университетах выступает проректор по цифровизации. Причинами могут служить необходимость обновления устаревшей инфраструктуры, обеспечение защиты данных и применение новейших технологий для этичного использования искусственного интеллекта в образовании и разработке персонализированных сервисов.
Внедрение облачных сервисов значительно улучшает качество взаимодействия пользователей с сайтами вузов, что, в свою очередь, снижает процент отказов и ускоряет доступ к информации.
Эти изменения положительно сказываются на позициях вузов в рейтинге «M-Rate», который оценивает их активность в цифровом пространстве, включая медиа и социальные сети.
Согласно данным от Yandex Cloud, более 50% лидирующих российских вузов активно используют облачные технологии.
Например, МИРЭА применяет их на курсах по машинному обучению, а МГТУ им. Баумана обучает нейросети для беспилотных автомобилей, готовясь к гонкам «Formula Student».
Также стоит отметить НИУ ВШЭ, которая активно пользуется облачными решениями, позволяющими автоматизировать управление инфраструктурой с помощью кода. Это упрощает развертывание сложных систем и существенно сокращает время на запуск приложений: теперь развертывание бэкенда мобильных приложений занимает всего несколько минут, в отличие от часов, необходимых ранее.
Изменения в управлении инфраструктурой НИУ ВШЭ заметно повысили оперативность и эффективность работы учебного заведения. В рамках приемной кампании системы вуза сталкиваются с резким увеличением нагрузки из-за большого числа абитуриентов — более 20 000 ежегодно. Это касается как LMS-систем, так и сайтов, связанных с приемом.
Нагрузка может возрастать до 300%, создавая риски для локальной инфраструктуры, которую трудно расширить в короткие сроки. Облачные технологии, в отличие от локальных решений, предлагают масштабируемость, которая позволяет университету лучше справляться с такими увеличениями нагрузки.
В 2023 году на облачных платформах НИУ ВШЭ было зарегистрировано более 150 000 пользователей, и ожидается, что в 2025 году это число вырастет до 200 000, учитывая растущую популярность и улучшения в инфраструктуре. Переход на облачные технологии позволяет обеспечить стабильную работу сервисов, что важно для абитуриентов, студентов и участников мероприятий, включая интеллектуальные состязания.
Кроме того, Высшая школа экономики внедряет технологии для автоматического распознавания данных с отсканированных документов абитуриентов. Это нововведение существенно ускоряет процесс обработки заявлений и делает его более эффективным.
Облако предоставляет встроенные сервисы машинного обучения, что значительно упрощает работу с большими языковыми моделями. Примером такого внедрения может служить чат-бот, разработанный в НИУ ВШЭ на основе нейросети, который эффективно отвечает на вопросы студентов и абитуриентов, что облегчает процесс поступления для новых студентов и упрощает работу приемной комиссии.
В университете также был создан пайплайн, позволяющий пользователям подбирать программы онлайн-формата и дополнительного образования в соответствии с персональными предпочтениями.
Особенной актуальностью облачные решения отличаются в период приемной кампании, когда университеты становятся особенно уязвимыми перед кибератаками. Облачные технологии предлагают надежные средства безопасности, включая защиту от DDoS-атак и автоматическое создание резервных копий, что обеспечивает защиту данных.
Кроме того, факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ активно использует облачные ресурсы для обучения студентов современным технологиям машинного обучения. Современные алгоритмы ИИ требуют значительных вычислительных мощностей, и студенты получают возможность работать над реальными проектами, изучая такие дисциплины, как глубинное обучение, обработка звука и генеративные модели.
Это позволяет им приобретать практические навыки и применять теоретические знания на практике.
Каждый год сотни студентов проходят через образовательные дисциплины, связанные с дообучением языковых моделей, разработкой RAG-ассистентов и обучением алгоритмов распознавания речи. Облачные инфраструктурные решения позволяют быстро выделять необходимые ресурсы для практических проектов в сфере искусственного интеллекта.
В Уральском федеральном университете студенты активно используют бессерверные вычисления в своих учебных проектах, создавая приложения и получая обратную связь от пользователей. Бессерверные технологии позволяют им легко масштабировать свои разработки без постоянного запроса ресурсов.
Тем не менее, в университетах часто наблюдается недостаток интеграции среди различных департаментов, использующих свои BI-сервисы. Это затрудняет получение общей картины работы вуза и ограничивает возможности управления данными. Внедрение корпоративных хранилищ данных могло бы существенно улучшить эту ситуацию, повысив эффективность управления и обеспечив доступ к упорядоченной информации. Такой подход позволяет ректору принимать более обоснованные управленческие решения, основываясь на визуализированных отчетах.
Примером успешного использования BI-системы является опыт РАНХиГС, где во время приемной кампании 2024 года была организована сбор и анализ данных о поступающих во всех 47 филиалах вуза, что существенно упростило процесс управления данными.
Система сбора информации о заявках, баллах ЕГЭ и достижениях абитуриентов позволяет университетам в режиме реального времени отслеживать ход приемной кампании. Это дает возможность проректорам и директорам быстро корректировать стратегию работы.
В одном из петербургских университетов внедрена система, позволяющая студентам оценивать учебные дисциплины, что помогает выявить компетенции лекторов. Информация об оценках используется для определения дальнейшего развития профессорско-преподавательского состава.
Университет ИТМО внедрил систему, которая позволяет студентам выбирать дополнительные дисциплины. Однако, добавление новых предметов в расписание может приводить к сбоям, так как необходимо синхронизировать график с другими студентами, преподавателями и аудиториями.
Для решения этой проблемы в ИТМО применяются бессерверные технологии, которые ускоряют процесс интеграции новых предметов в расписание. Это способствовало быстрой миграции критически важных сервисов в облако и дальнейшему их развитию без необходимости привлечения дополнительных инженеров для поддержки инфраструктуры.
Нагрузка на сервисы носит сезонный характер, и поддерживать постоянный запас ресурсов является нецелесообразным. Облачные технологии позволяют избегать расходов на неиспользуемые ресурсы благодаря их эластичности. Исследования ИТМО показывают, что использование облака может оказаться в 11 раз более эффективным по сравнению с собственной инфраструктурой за год и в два раза за период в пять лет.
Команда вуза планирует разработать рекомендательную систему для абитуриентов, которая поможет им выбирать направления и предметы, соответствующие желаемым компетенциям. Для успешной реализации облачного решения важно выбрать надежного провайдера, учитывая факторы безопасности, поддержку, стоимость и качество коммуникации. Рекомендуется начинать с небольшого проекта — пилотного приложения, чтобы выявить возможные проблемы и обучить персонал управления облачной инфраструктурой.
Определите проекты с высоким уровнем требований к надежности и безопасности, спланируйте их размещение в облаке, стараясь минимизировать обмен данными за пределами платформы. Также стоит проработать критерии безопасности с акцентом на защиту от DDoS-атак и резервное копирование данных. Опытная эксплуатация облачных решений в течение года поможет расширить знания и навыки преподавателей и студентов. Вовлечение студентов в разработку задач в рамках учебного процесса может стать хорошей возможностью для практического применения теоретических знаний.