Новый законопроект о пилотном ОГЭ для девятоклассников в России

Мар 19, 2025 / 19:50

Недавно в образовании произошло важное событие: принятие законопроекта о «пилотном ОГЭ» сразу во втором и третьем чтениях. С текущего учебного года выпускники девятых классов, планирующие поступление в колледжи, училища и техникумы, смогут сдавать лишь два обязательных предмета — русский язык и математику, а также пройти собеседование, необходимое для допуска к экзаменам. Эксперимент запущен в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Если он пройдет успешно, возможно, его расширят на другие регионы в следующем году.

Принятие решения о «сокращенном ОГЭ» прошло в условиях спешки: изначально рассматривался вариант с пятью регионами, затем с двенадцатью, но в итоге остановились на трех. Спикер Госдумы Вячеслав Володин указал на соответствие этих областей определенным критериям, подробности не были озвучены. В ходе пленарного заседания, в рамках обсуждения этого эксперимента, его считали важным шагом в решении проблемы качества образования.

Новый законопроект о пилотном ОГЭ для девятоклассников в России

Депутат Анна Скрозникова отметила, что сокращение экзаменов может помочь молодежи быстрее определиться с выбором профессии и облегчит старт во взрослую жизнь. Более того, в законопроекте прописаны «привилегии при поступлении» для местных жителей, а также возможность для регионов устанавливать собственные минимальные баллы для успешной сдачи ОГЭ и перечень вступительных испытаний.

Методист и преподаватель СПО Анастасия Гордеева выражает недоумение по поводу критериев приема в колледжи. По её словам, обычно вступительные экзамены зависят от среднего балла аттестата, но в учреждениях без конкурсного отбора принимают всех, без оценки оценок.

Пороговые баллы, установленные образовательными органами, составляют 15 для русского языка и 8 по математике, что вызывает вопросы о необходимости их снижения, особенно учитывая высокие показатели сдачи ОГЭ.

Вступительные испытания в колледжи разделяются на три группы: творческие (рисунок, вокал, танец), собеседования и физическая подготовка для специальностей, связанных с силовыми структурами и медициной, а также специальные задания для будущих зубных техников. Все эти испытания не связаны с ОГЭ.

В Госдуме уверены, что сокращение ОГЭ с четырех до двух экзаменов решит проблему нехватки рабочих специальностей, которая, по оценкам, может достичь двух миллионов специалистов в ближайшие годы. Предлагаемая модель ограничивает выбор: либо два ОГЭ и выпуск из школы, либо четыре ОГЭ с возможностью остаться в образовательной системе.

Отказ от поступления в колледж приведет к необходимости выбирать менее престижные учреждения.

На заседании обсуждали возможность эксперимента, который должен сократить нагрузку на учащихся при подготовке к ОГЭ по четырем предметам. Это поможет уменьшить уровень стресса и тревожности, а также снизит расходы на репетиторов. Однако суть ОГЭ вызывает вопросы: экзамен сдают для аттестации по окончании 9 класса, но его результаты не влияют на среднюю оценку, а для учеников, планирующих продолжить образование в старшей школе, он в целом не нужен.

Предложенный образовательный эксперимент рассматривается как шаг к устранению нехватки кадров и созданию гарантий трудоустройства для студентов в родном регионе. Это должно повысить интерес к среднему профессиональному образованию и обеспечить уверенность у родителей в будущем их детей.

Анастасия Гордеева подчеркивает важность устранения стереотипа о «документе любой ценой» и о том, что лишь диплом высшего образования ценен на рынке труда. Однако остаются непонятными механизмы, как сокращение числа ОГЭ повлияет на систему образования и на конкуренцию между местными и приезжими абитуриентами. Проблема заключается в том, что в престижные колледжи всегда будут стремиться абитуриенты со всех уголков страны, а местные студенты могут находить места в менее популярных учебных заведениях без конкурса.

По материалам: www.mk.ru