Депутаты Государственной Думы инициировали законопроект, согласно которому блогеры, планирующие предлагать образовательные курсы и тренинги, будут обязаны получать специальные лицензии. Эта информация была озвучена Яной Лантратовой, первым заместителем председателя комитета Госдумы по просвещению, в эфире радио «Ъ FM». По её словам, в настоящее время сфера блогинга остается весьма неструктурированной с правовой точки зрения, что приводит к появлению на рынке лжеучителей и мошенников, которые нередко предоставляют некачественные образовательные услуги.
Ещё одним ключевым моментом, на который обратила внимание Лантратова, является то, что в отличие от юридических лиц, индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые на сегодняшний день не обязаны получать лицензии для ведения образовательной деятельности. В результате этого, некоторые недобросовестные организации и частные лица используют налоговые льготы, предоставляемые индивидуальным предпринимателям, для ведения бизнеса в сфере образования без надлежащего контроля и сертификации.
Существующая проблема заключается в том, что многие пользователи, обращаясь к услугам таких ИП, ожидают получить качество образования, соответствующее стандартам высших учебных заведений, однако нередко сталкиваются с тем, что данные учреждения не имеют действующей лицензии на образовательную деятельность. Важно отметить, что среди предложений законопроекта — четкое разделение понятий «информационные услуги» и «образование». Лантратова подчеркивает необходимость создания законодательных рамок, которые бы обеспечили необходимую защиту для потребителей образовательных услуг.
«У нас в стране распространены случаи, когда люди, обращающиеся к различным тренерам и коучам, получают советы по важным аспектам своей жизни, таким как психология и личностный рост, а в итоге оказываются в ситуации, когда их жизни подвергаются опасности. К сожалению, иногда это приводит к трагическим последствиям, таким как самоубийства», — добавила Лантратова, акцентируя внимание на безответственности некоторых «тренеров», действующих без должной квалификации и лицензии.
В ходе обсуждения инициативы депутаты отмечают, что создание нового органа, который будет уполномочен заниматься вопросами лицензирования и контроля за образовательной деятельностью блогеров, может помочь устранить пробелы в законодательстве. Пока детали нового закона всё еще обсуждаются, эксперты в сфере образования и блогинга выражают надежду, что предстоящие изменения сделают рынок более прозрачным и надежным для пользователей, желающих получать качественные образовательные услуги от квалифицированных специалистов. При этом, как подчеркнула Яна Лантратова, профессионалы в данной области должны будут пройти соответствующую сертификацию, что обеспечит высокие стандарты предоставляемого образования и защитит интересы потребителей от недобросовестных практик.
Таким образом, депутаты стремятся к созданию безопасной образовательной среды, где пользователи смогут быть уверенными, что получаемые знания и умения предоставляются квалифицированными специалистами, а не мошенниками, действующими с целью наживы.
В России образовалась профильная саморегулируемая организация блогеров, однако очень важно не путать эту деятельность с инфобизнесом, что активно подчеркивает профессиональное сообщество. Это может привести к формированию двух отдельных ассоциаций: одна из них будет посвящена именно блогерам, а другая — инфобизнесу. Ключевую роль в выдаче лицензий будет играть Рособрнадзор, а также заслуживают внимания структуры, связанные с Министерством образования и науки. Важно отметить, что вопрос законодательства будет обсужден в рамках саморегулируемой организации. При этом нет намерения стремительно принять какие-либо законы.
Как такая инициатива соотносится с мнением блогерского сообщества? Георгий Лапшаков, являющийся генеральным директором инфлюенс-агентства «Почва», полагает, что создание системы лицензирования вполне оправдано. Однако, на данном этапе остаются неясными детали и правила получения таких документов. Лапшаков отмечает, что это действительно полезная инициатива для защиты прав потребителей, ведь за последние пару лет возникло множество резонансных дел, касающихся мошеннических схем и реализации некачественной продукции.
Когда потребитель приобретает курс или тренинг, он рассчитывает получить определенные знания и навыки. Но отсутствие контроля зачастую приводит к тому, что многие оказываются обманутыми или становятся жертвами некачественного контента. Лицензирование курсов является своеобразной гарантией того, что блогеры действительно обладают необходимыми знаниями и компетенциями. Это значит, что их курсы будут отвечать минимальным стандартам качества, что очень важно для всей отрасли.
Однако различия между настоящими экспертами, которые делятся уникальными навыками, и теми, кто ради наживы начинает продавать сомнительные продукты, представляют собой серьезную проблему. На текущий момент непонятно, по каким принципам будет происходить выдача лицензий. Например, если научно-популярный блогер решит предложить свой курс по истории, то существуют соответствующие научные институты, которые могут проверить и удостовериться в корректности и достоверности предоставленной информации. Важно, чтобы процесс лицензирования был прозрачным и не допускал теневой торговли дипломами и правами на преподавание.
Таким образом, введение лицензирования в образовательный сектор, связанный с блогерством и инфобизнесом, наглядно показывает растущий интерес к качеству предоставляемых знаний. Следует отметить, что такая мера призвана создать не только базу качественного образовательного контента, но и повысить уровень доверия со стороны потребителей. Таким образом, потребители смогут не опасаться за свои инвестиции и рассчитывать на то, что курсы и тренинги будут соответствовать заявленным стандартам.
В ближайшие месяцы важно будет увидеть, как будут развиваться обсуждения вокруг ввода лицензирования, а также как будут вырабатываться конкретные критерии для его получения. Ведь чем более четким и понятным будет этот процесс, тем меньше шансов на возникновение новых мошеннических схем в сфере инфобизнеса и блогерства. А это, в свою очередь, сможет оздоровить рынок и дать возможность добросовестным экспертам развиваться, создавая качественное образовательное содержание для своей аудитории.
Ситуация с профессиональной деятельностью блогеров, продающих курсы по таким современным темам, как нейросети и монтаж вертикальных видео, вызывает множество вопросов. Кто будет осуществлять согласование подобных направлений, остается неясным. На этом фоне депутаты подчеркивают, что рынок информационных и образовательных услуг, активно использующих интернет-платформы, становится одним из самых динамично развивающихся. Например, последний год принес значительный рост доходов онлайн-школ, который составил практически 30% и сумма превысила 120 миллиардов рублей, согласно информации, изложенной в пояснительной записке, с которой ознакомились журналисты издания «Известия».
Обнаруживая среди самых востребованных тем обучения, можно выделить курсы по новым профессиям, сферам здоровья, предпринимательства, психологии, эзотерике, финансовой грамотности, фитнесу и построению межличностных отношений. Кроме этого, популярностью пользуются тренинги, направленные на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ.
Однако, как указывает сооснователь коммуникационного агентства Breaking Trends Юлия Загитова, получение лицензий для образования в данной области требует серьезной и детальной проработки. Она делится личным опытом: «Мы столкнулись с трудностями в процессе получения лицензии. У нас была надежда на успех, особенно после того, как во время пандемии у организаций появилась возможность оформить лицензии на онлайн-образование. Однако, несмотря на соблюдение всех условий и подачу всех необходимых документов, нам было отказано. Причиной стала регистрация нашего юрлица в жилом доме, что не отвечало тогдашним критериям. Сложность в том, что набор этих параметров регулярно обновляется, что делает получение лицензии для блогеров крайне сложным. Совершенно очевидно, что необходимо адаптировать параметры для онлайн-образования, так как они совершенно иные, чем для традиционной формальной учебы».
Далее Юлия объясняет, что для оформления лицензии нужно предоставить массу информации: нужно продемонстрировать аудиторию, в которой будет проходить обучение, учесть доступность туалетов для учащихся и многое другое. В случае с онлайн-образованием форматы и подходы совершенно иные: «Важно показать, насколько удобная твоя платформа и отвечает ли твоя методология современным тенденциям обучения. Здесь крайне важен новаторский подход к формированию профессиональных стандартов, чтобы онлайн-образование развивалось активно и соответствовало времени».
В дополнение к затруднениям с лицензиями, парламентарии также планируют официально оформить статус профессии блогера и разработать соответствующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В данном документе, например, будут указаны минимальные критерии, такие как количество подписчиков, для получения статуса блогера. Следующее обсуждение этой инициативы в Государственной Думе запланировано на сентябрь, и, скорее всего, оно вызовет еще больше вопросов и дебатов касательно будущего онлайн-образования и роли блогеров в этой сфере.
Стремление к регулированию онлайн-образования и профессиональной деятельности блогеров поднимает множество важных вопросов, касающихся качества образования, ответственности и перспектив данной сферы. В том числе важно, как законодатели будут учитывать специфику и гибкость онлайн-форматов. Учитывая стремительное развитие технологий и изменения в общественных предпочтениях, требуется грамотный подход, который бы отвечал вызовам времени и ожиданиям обучающихся.
Таким образом, ключевые моменты, на которые следует обратить внимание, заключаются не только в необходимости получения лицензий, но и в том, как адаптировать существующие правила к новым условиям работы в онлайн-среде. Это требует серьезного рассмотрения и обсуждения всех аспектов онлайн-образования и профессиональной деятельности блогеров, чтобы избежать возможных негативных последствий для этой быстрорастущей отрасли.