С сентября 2026 года в российских вузах запустится новая образовательная система, о чем сообщил Минобрнауки. К этому сроку ожидаются соответствующие изменения в законодательстве.
Однако министр Валерий Фальков ранее заявил, что звание «бакалавр» может быть упразднено уже в 2025 году.
С 2022 года правительство планирует перейти с Болонской системы на собственную уникальную модель. МАИ, один из шести вузов, участвующих в пилотном проекте, уже объявил о прекращении набора бакалавров и магистров с 2025 года.
По мнению Ирины Абанкиной, главного научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании Высшей школы экономики, такие сроки вызывают сомнения. Она отметила, что для качественного перехода необходимо подготовить приемные правила и образовательные стандарты минимум за несколько месяцев до начала учебного года, что в условиях столь сжатых сроков кажется нереальным.
Также она подчеркнула, что преобразования, где бакалавриат и специалитет станут одним уровнем образования, требуют глубоких изменений и большого объема работы.
В случае внедрения пятилетних программ потребуется увеличение бюджета высшего образования на 20-25%, что сделает его более дорогим. А для подготовки специалистов с конкретными навыками акцент должен быть сделан на среднем профессиональном образовании.
Болонская система образования подвергается критике из-за низкого качества подготовки кадров.
Эксперты отмечают, что четырехлетний курс обучения лишь поверхностно охватывает необходимые знания, что требует дополнительного обучения сотрудников на рабочих местах.
Проректор МГТУ имени Баумана Борис Падалкин считает, что университеты уже активно готовятся к изменениям в образовательных программах.
В ближайшее время появится новый перечень специальностей, который потребует разработки обновленных образовательных программ.
Эти программы будут базироваться на современных государственных образовательных стандартах и учитывать изменяющиеся требования к специалистам, а также новые технологии в различных отраслях, включая инженерные специальности.
Важным аспектом остается острая необходимость подготовки специалистов в области «искусственного интеллекта» и «робототехники», так как технологии становятся все более доступными и востребованными.
Новая система предполагает трехуровневую структуру образования: базовое высшее образование, которое продлится от пяти до шести лет, специальное высшее образование, аналогичное магистратуре, с возможностью бесплатного получения, и аспирантуру как заключительный этап обучения.
Таким образом, упор будет сделан на практическое применение знаний и соответствие современным вызовам.