Глава Минобрнауки России, Валерий Фальков, в ходе правительственного часа в Госдуме рассказал о концепции новой модели высшего образования, подчеркивая ее отличия от текущей системы и планы по разработке Стратегии развития образования.
Основное отличие новой модели заключается в отказе от бакалавриата и введении единого уровня высшего образования. Фальков отметил, что сейчас бакалавриат не всегда воспринимается работодателями как полноценная квалификация. Выпускники остаются без четкой специализации и часто продолжают обучение в магистратуре, что создает необходимость доучивания.
![Новая модель высшего образования в России без бакалавриата](/images/02/12/255312.jpg)
В новой системе акцент будет сделан на подготовке специалистов именно по конкретным профессиям, что позволит работодателям сразу оценивать квалификацию кандидатов, основываясь на их дипломах. Также планируется установить сроки обучения, достаточные для получения качественной подготовки, особенно в таких профессиях, как инженер, врач или учитель, где продолжительность обучения составит около 5 лет.
Для некоторых специальностей, например, в области туризма, предусмотрены более краткие курсы. В то же время для сложных специальностей, таких как фундаментальная инженерия, сроки обучения могут быть увеличены. Магистратура же станет уровнем для людей с практическим опытом, а обучение по этим программам будет проходить в вузах и исследовательских институтах с соответствующей базой.
Кроме этого, аспирантура преобразится в отдельный вид профессионального образования, focused на подготовку научно-педагогических кадров. Глава Минобрнауки подчеркнул, что современное технологическое лидерство требует от системы образования подготовки специалистов, способных не просто обслуживать, а развивать собственные технологии вместо слепого копирования зарубежного опыта.
Министерство, вместе с вузами и работодателями, работает над созданием актуального перечня специальностей, который будет отражать современные вызовы. К числу новых специальностей отнесены «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения».
Таким образом, новая модель образования нацелена на соответствие актуальным требованиям рынка труда и технологическому прогрессу, что требует интеграции образовательных процессов с реальными нуждами общества.