В среду мэр Москвы Сергей Собянин совершил кадровые изменения, связанные с руководством департамента образования и науки (ДОНМ) — одного из ключевых ведомств города. По информации, предоставленной из источников, Александр Молотков решил покинуть свою должность «по собственной инициативе», открывая путь для назначения Ирины Каклюгиной на эту пост. Ирина Каклюгина, бывший вице-губернатор Московской области, теперь возглавляет ДОНМ. Официальный комментарий пресс-службы мэрии по поводу причин увольнения Молоткова и назначения Каклюгиной не поступал, но в контексте представленной недавно обновленной стратегии развития образования в столичном регионе можно предположить, что эти изменения могут быть частью широкого обновления системы образования в Москве.
В то же время депутаты городской думы не ожидают радикальных изменений в образовательной политике города. Учителя же надеются, что новое руководство улучшит столичную систему образования и сделает ее еще лучше по сравнению с федеральными стандартами. Важно отметить, что смена руководства в ДОНМ произошла неожиданно для многих.
Ирину Каклюгину мэр Собянин назначил на должность руководителя департамента, причем это решение было принято после объявления главы Московской области о ее уходе на новую работу. По словам Андрея Воробьева, начальника региона, Ирина Каклюгина была предложена стать руководителем ДОНМ, что он оценил как честь и интересное предложение для г-жи Каклюгиной. Бывший руководитель Александр Молотков ушел с поста «по собственной инициативе», как стало известно из указа мэра. Пресс-служба мэрии воздержалась от дальнейших комментариев по этому поводу.
Напомним, что Александр Молотков стал руководителем ДОНМ в июле 2020 года, в период наибольшего напряжения из-за пандемии COVID-19. Новая команда под руководством Ирины Каклюгиной будет сталкиваться с рядом важных задач в сфере образования и науки в столичном регионе. На фоне глобальных вызовов COVID-19 и скорейшего проведения важных экзаменов, важно, чтобы новое руководство смогло обеспечить стабильность и качество образовательного процесса в Москве.
В целом, кадровые изменения в ДОНМ свидетельствуют о стремлении властей к оптимизации работы отрасли и улучшению качества образования в столичном регионе. В перспективе эти шаги могут привести к укреплению образовательной системы города и повышению престижа образования в Москве.
За период своей работы столичная система образования активно внедряла цифровые сервисы. Так, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) был запущен в 2016 году с целью замены традиционных бумажных дневников и классных журналов. Однако именно при руководстве Александра Молоткова платформа была обогащена новыми сервисами, включая онлайн-уроки и цифровые учебники.
Важным шагом в развитии цифровизации образования стало решение правительства России использовать МЭШ в качестве основы для создания федеральной государственной информационной системы под названием «Моя школа» в 2022 году. Кроме того, в том же 2022 году в московских школах начался пилотный проект подготовки одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ. Учащиеся завершали изучение общеобразовательной программы к февралю, а второе полугодие было посвящено подготовке к предстоящим экзаменам. В результате средний балл ЕГЭ у московских выпускников увеличился по большинству предметов.
Александр Молотков дал продолжение важным стратегическим инициативам своего предшественника Исаака Калины, таким как объединение различных образовательных учреждений в школьные комплексы, создание профильных классов в старших школах и увеличение средних зарплат учителей в Москве. Весьма характерной чертой политики Молоткова было стремление к достижению высоких результатов на экзаменах и олимпиадах со стороны школ.
Как отмечает член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, Молотков не беспокоил своими формальностями и позволял школам следовать собственному пути к достижению качества образования. В целом, период руководства Молоткова характеризовался спокойствием и доверием к образовательным учреждениям в Москве.
Господин Луховицкий признал, что замена главы департамента стала для него и коллег-педагогов неожиданностью. Рассуждая о задачах, которые будут стоять перед Ириной Каклюгиной, профсоюзный деятель подчеркнул: «Московское образование все-таки существует как во многом отличное от российского — отличное в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы оно таким и осталось».
Однако председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович отметил в разговоре с “Ъ”, что главы столичных департаментов являются сегодня скорее исполнителями, а не инициаторами изменений. «Стратегические решения в социальной сфере принимает заммэра Анастасия Ракова. Поэтому ждать изменения образовательной политики с приходом нового руководителя ДОНМ не стоит»,— полагает господин Бунимович.
Вспоминая деятельность Александра Молоткова, депутат отметил, что именно при нем московские школы «на хорошем уровне справились с вынужденным переходом на удаленное обучение» во время пандемии коронавируса. «Развитие цифровых сервисов, профилизация обучения старших классов, пилотный проект по подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ — все это можно отметить как успешные изменения»,— считает он.
К минусам же господин Бунимович отнес «унификацию образовательного процесса и усилившуюся бюрократическую нагрузку на педагогов», однако добавил, что это свойственно всему российскому образованию. Отдельно депутат МГД отметил, что реконструкция московских школ при господине Молотове велась в недостаточном объеме, хотя здесь «есть очевидная необходимость». «Именно этим проектом, скорее всего, придется заниматься новой главе ДОНМ особенно активно»,— подытожил он.
Недавно именно с масштабной программы реконструкции московских школ Сергей Собянин начал рассказывать о стратегии развития столичного образования к 2030 году. Так, 3 апреля он пообещал, что в 2025 году будут обновлены 50 школ города, а затем до 100 школ ежегодно.