В преддверии начала нового учебного года, 1 сентября, Министерство образования и науки России представило вузам новый учебник по истории, предназначенный для студентов, обучающихся на факультетах, не относящихся к исторической дисциплине.
Этот значимый научный труд был разработан под руководством доктора исторических наук Юрия Петрова, который является главой Института российской истории Российской академии наук (РАН). Столь ответственный проект прошел через серьезное научное обсуждение и был сертифицирован с участием Академии наук.
Данный учебник является уникальным, так как он стал первым учебным пособием по истории для высших учебных заведений, которое разработано с учетом профильного обучения. «История России» нацелена на студентов шести основных направлений, таких как инженерное дело, транспорт, сельское хозяйство, медицина, народное образование и культура.
Внутри учебника предусмотрены специальные модули, адаптированные для каждого направления, что позволит студентам получать знания о ключевых событиях российской истории с учетом их профессиональной подготовки.
Объем курса составляет 140 часов, что вполне отвечает современным требованиям к образовательным программам. Учебник охватывает широкий спектр исторических событий, начиная от возникновения Руси как государства и принятия христианства, и заканчивая современными вызовами.
Первые главы посвящены основным этапам формирования государства, таким как нашествие Золотой Орды и его воздействие на страну. Внимание уделяется Смутному времени, освоению Сибири, реформам Петра I, а также участию России в Первой мировой войне, что было значительным моментом в ее истории.
Учебник обширно рассматривает революционные события, происходившие в России, а также период НЭПа и восстановления страны после гражданской войны. Особое внимание уделяется сталинскому этапу, на события Второй мировой войны, которые оставили глубокий след в судьбе отечественной истории.
Завершает обновленный учебный курс раздел, посвященный современным событиям, включая экономическое и политическое развитие России в XXI веке. В этом разделе обсуждаются важные аспекты, касающиеся цифровизации, а также обострения внешнеполитической обстановки.
Кроме того, учебник включает отдельный параграф, посвященный внешнеполитическим событиям, произошедшим с 2014 по 2022 год, и специальной военной операции. Авторы подчеркивают, что для каждого профессионального направления предусмотрены модули, которые освещают исторические аспекты развития конкретной профессии и экономики России в целом.
Это позволяет значительно углубить понимание студентов о значимости исторических событий для их будущей профессиональной деятельности и общей культурной идентичности страны.
Таким образом, новый учебник является не только важным вкладом в образовательный процесс, но и открывает перед студентами возможность осознать глубину и многообразие исторического пути России, который формировался на протяжении веков.
Основной идеей нового учебника является цивилизационный подход к российской государственности и культуре, а также акцент на уникальные аспекты нашего национального развития и его вклад в мировую культурную сокровищницу. Разработка учебника заняла более года, и ключевую роль в этом процессе сыграли историки, представляющие Институт российской истории.
Важной частью создания учебника стала многоэтапная экспертиза текста, необходимая для обеспечения его качества. На первом этапе первоначальный вариант был оценен профильными институтами, такими как Институт истории и этнологии Сибирского отделения Российской академии наук (РАН) и Санкт-Петербургским институтом истории. Участие в этом процессе также приняли такие учреждения, как Российская академия образования, Министерство просвещения и Российское военно-историческое общество, которые предоставили «ценные замечания и предложения». На заключительном этапе работа была проверена в Отделении историко-филологических наук РАН.
С целью минимизации возможных неточностей была проведена обширная кампания для профессионального обсуждения рукописи. В министерстве образования заявили о том, что было учтено около 3000 предложений и замечаний. Научное сообщество в результате осталось довольным итогами работы над учебником.
В частности, и.о. директора Института российской истории РАН Дмитрий Павлов подчеркнул, что «многие сюжеты рассматриваются строго на проблемном уровне», что означает, что текст не просто пересказывает факты, но и предоставляет глубокую научную оценку событий.
Учебник подробно анализирует «эпоху Петра I», освещает события XVIII века и дает ясное понимание Смутного времени. В нем также осмысляются сложные аспекты правления таких неоднозначных фигур русской истории, как Иван IV Грозный и Павел I. Это, безусловно, важно, поскольку такие «глубокие» знания о событиях нашей истории должны быть среди представителей самых различных профессий — от историков до медиков, агрономов, архитекторов и инженеров.
Тем не менее, часть авторов все же высказывает сожаление по поводу исключения из финальной редакции текста параграфов и глав о Западной Европе и ее взаимодействии с Россией на протяжении многих веков. Они подчеркивают, что «мы не сможем понять историю России, не сравнивая ее с историей других стран». Этот диалог между различными культурами и цивилизациями является важным аспектом для более глубокого осмысления собственного исторического пути и для формирования целостного понимания места России в мировом контексте.
Такое замечание подчеркивает необходимость интеграции различных исторических подходов, чтобы обеспечить комплексное представление о развитии как России, так и других государств в глобальной истории.