Качество медицинского образования в России: проблемы и предложения

Апр 16, 2024 / 07:49

На сегодняшний день в России подготовку врачей осуществляют 163 высших учебных заведения, причем две трети из них не входят в ведение Минздрава. Вопрос о качестве образования, которое получают будущие медицинские специалисты, вызывает обеспокоенность не только в Госдуме, но и в профессиональных сообществах.

Качество медицинского образования в России: проблемы и предложения

Председатель Госдумы Вячеслав Володин высказывает мнение, что за качество высшего медицинского образования должно отвечать только Минздрав. В то же время, в Российском научном медицинском обществе терапевтов обратились к Росздравнадзору с просьбой обратить внимание на медицинские факультеты вузов, которые не являются профильными.

Эксперты подчеркивают, что важно сохранить высокие стандарты качества в медицинском образовании. Согласно отчету Госдумы, медицинское образование должно быть основано на научных школах, сложившихся за десятилетия. По мнению спикера Вячеслава Володина, Минздрав должен нести ответственность за качество высшего медицинского образования и за открытие новых медицинских факультетов.

Несмотря на то, что расширение сети медицинских факультетов и институтов является положительным явлением, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев отмечает, что важно, чтобы подготовка врачей проходила под контролем Минздрава. Как опытный хирург, он считает, что настоящего специалиста может вырастить только профессор, активно практикующий в своей области.

Таким образом, вопрос о качестве медицинского образования и контроле за процессом подготовки врачей остается актуальным и требует внимательного внимания со стороны соответствующих органов власти и общественных организаций.

«Я рад, что Вячеслав Володин взял на себя этот сложный вопрос», — заявил доктор медицинских наук, депутат Государственной думы Айрат Фаррахов. Он отметил, что еще в 2012 году начался процесс адаптации российских университетов к международным стандартам.

«Преподаватели из обычных медицинских институтов стали переходить на медицинские факультеты. Такая трансформация произошла и в моем родном городе Казани», — привел он пример.

При этом сфера здравоохранения несет ответственность за все происходящее в медицине, но у данного ведомства нет достаточного влияния на процесс обучения.

«Необходимо изменить эту ситуацию, чтобы было единое управление, в противном случае мы не сможем решить ни проблему качества подготовки специалистов, ни кадровые вопросы», — считает парламентарий.

Создание небольших медицинских факультетов в неспециализированных вузах является нецелесообразным, так как там формируются слабые кадры, считает главный внештатный пульмонолог, профессор и генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов.

В сфере медицины важны не только теоретические знания, но и практическая подготовка, которая предполагает наличие так называемых медицинских школ, что невозможно обеспечить на маленьком факультете.

«Я считаю, что необходимо сокращать подобные факультеты и перераспределять финансирование на традиционные медицинские вузы», — подчеркивает профессор.

Медицинский факультет и, тем более, медицинский университет — это не только учебные материалы, соглашается с этим и Бадма Башанкаев: «Это значимая научно-практическая база и исторические традиции, состоявшийся преподавательский состав, хорошо оборудованные анатомические аудитории, лаборатории, центры симуляции, собственная клиническая практика».

В большинстве неспециализированных вузов таких возможностей, к сожалению, нет, но именно этот комплексный подход необходим для формирования высококвалифицированных специалистов, готовых нести ответственность за жизнь и здоровье пациентов, утверждает Башанкаев.

По мнению генерального директора Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова, многое зависит от руководства, коллектива и требований в образовании будущих врачей. Он подчеркивает важность соблюдения образовательных стандартов в учебных заведениях, где готовят специалистов в медицинской сфере. Главным моментом является вовлечение студентов в медицинскую науку с первого курса и организация клинической практики.

Поэтому необходимо наличие собственной клиники, проведение научных исследований, включая сотрудничество с университетами других профилей. Эти принципы применимы как к медицинским вузам, так и к медицинским факультетам общих университетов, считает академик.

Взаимодействие с Минздравом в процессе подготовки специалистов должно быть более активным, с большим контролем со стороны ведомства, находится в одном из ключевых моментов заявления. В рамках сотрудничества с медицинским обществом терапевтов планируется направить обращение в Госдуму с предложением создать рабочую группу по улучшению медицинского образования в России.

Одним из предложений является введение кредитной системы образования, где студенты, получившие заем, могут освободиться от обязанности погасить его, если успешно учатся. В противном случае, при плохой успеваемости, студенты могут быть исключены из учебного заведения и вынуждены полностью погасить кредит.

Среди других проблем, на которые указывают эксперты, важными являются отмена интернатуры, недостаток ответственности за целевое обучение, а также высокий дефицит кадров в первичной медицинской помощи в ряде регионов.

Депутаты высказывают мнение о необходимости изменения контрольных цифр приема в медицинские вузы и акцентируют внимание на значимости норм целевого обучения и контроля деятельности выпускников после окончания обучения.

Особое внимание уделяется важности проведения анализа судьбы выпускников, направленности их деятельности, что позволит сформировать ясное понимание ситуации и принять обоснованные меры.

В рамках этой темы обсуждаются также вопросы переподготовки узких специалистов и необходимость анализа деятельности выпускников для решения проблемы дефицита кадров в медицине.

В заключение, подчеркивается, что изменения в системе медицинского образования требуют широкого обсуждения и комплексного подхода для обеспечения качественной подготовки специалистов в здравоохранении.

По материалам: www.pnp.ru