В Краснодаре состоялась встреча представителей СМИ с министром образования и науки региона Еленой Воробьевой, на которой обсуждались итоги учебного года и результаты единого государственного экзамена. Воробьева выделила успехи кубанских школьников и педагогов, а также рассказала о нововведениях в образовательной системе, запланированных на будущий учебный год.
Она отметила, что 2022 год стал завершающим этапом национального проекта «Образование», в рамках которого акцентировалось внимание на преподавании российской истории и литературы. С 2023 года старшеклассники начнут учиться по единым государственным учебникам по истории, а с сентября также будут внедрены обновленные учебники для пятых–девятых классов. В настоящее время разрабатывается и проходит экспертизу региональный учебник «История Краснодарского края».

Кроме того, министр подчеркнула значимость гуманитарных дисциплин и обновление курсов «Труд» и «Основы безопасности и защиты Родины» в связи с современными вызовами. В рамках нацпроекта также происходит строительство новых школ и закупка оборудования для естественно-научного цикла, что особенно актуально для сельских учебных заведений. Эти меры направлены на укрепление технологической базы и создание современного образовательного пространства, способствующего углублению знаний в области химии, биологии, технологии и информатики.
В Краснодарском крае школы активно занимаются профильной и предпрофильной подготовкой, что служит важным шагом для будущей профессиональной жизни молодежи. Министр подчеркивает, что образование — это инструмент для личностного развития и самоопределения.
Основная цель образовательного процесса заключается в том, чтобы помочь учащимся выбрать профессию, где они смогут применить свои навыки и достичь счастья в жизни. В текущий момент в регионе реализуются проекты профильных агроклассов, инженерных и курчатовских классов, которые уже показали свою эффективность.
Однако сейчас эти инициативы претерпевают изменения за счет подключения индустриальных партнеров. Напомним, что в прошлом году Краснодарский край значительно улучшил свои позиции в сфере промышленности на федеральном уровне, что открывает новые горизонты для технологического развития с поддержкой федеральных образовательных учреждений.
С нового учебного года стартует проект предпрофильной подготовки «Траектория успеха», который предоставит 9,5 тыс. семиклассников возможность углубленно изучать пять популярных направлений: инженерное, IT, медицинское, педагогическое и агротехнологическое.
Что касается государственной итоговой аттестации, то Единый государственный экзамен в этом году сдавали 24,3 тыс. одиннадцатиклассников. Этот аспект также важен для понимания общего уровня образования в крае и его направленности на подготовку учащихся к взрослой жизни.
ЕГЭ в этом году проводился в 127 пунктах с участием 16 тысяч педагогов. В Краснодарском крае экзамены сдавали 78,8 тысяч девятиклассников на 341 пункте. Для ГИА-9 были привлечены 29 тысяч учителей. Мы выражаем благодарность педагогам, которые ответственно подходят к своим обязанностям в процессе организации ЕГЭ и ОГЭ.
Анализ результатов показывает, что качество образования заметно улучшилось. Увеличилось количество участников, набравших более 60 баллов на ЕГЭ, что дает возможность продолжить обучение в востребованных направлениях, таких как инженерия, медицина, IT и агрономия.
Результаты ЕГЭ свидетельствуют о растущем интересе выпускников к естественно-научным и инженерным специальностям. В этом году наблюдается увеличение высокобалльных результатов по предметам, как физика, химия, биология, так и география. Например, средний балл по физике увеличился на 1,82, по биологии — на 1,15, по географии — на 1,11, по истории — на 1,01, а по английскому языку — на 3,36.
Кроме того, 256 кубанских выпускников получили максимальные 100 баллов на ЕГЭ, среди которых шестеро сдали по двум предметам на высший балл. Эти учащиеся обладают выдающимися способностями: 69 баллов по литературе, 57 — по русскому языку, 53 — по химии, 32 — по физике, 22 — по информатике, 12 — по обществознанию, и по 5 — по профильной математике и английскому языку. Также 4 ученика получили 100 баллов по истории, 2 — по биологии и 1 — по географии.
В этом учебном году 152 выпускника 11-х классов не смогли получить аттестаты и будут повторно сдавать экзамены в сентябре. Однако положительным моментом стало возвращение медалей в 2024 году.
Так, 1678 учащихся были награждены медалями «За особые успехи в учении» II степени, а 2230 выпускников получили медали I степени. Важно отметить, что получение медали — это не самоцель, а отражение качества знаний, что подтверждается успехами наших олимпиадников.
Олимпиады становятся ареной для 4,9 тыс. участников из Краснодарского края. В заключительный этап вышли 97 школьников региона, из которых сборная завоевала 44 диплома, включая 10 победных. Эти дипломы позволяют поступать в вузы без экзаменов.
На международной арене также есть достижения: одиннадцатиклассник гимназии №92 Никита Маслюк стал золотым медалистом Менделеевской олимпиады по химии в Бразилии, опередив участников из 40 стран. Его успех стал возможен благодаря обучению в профильных сменах центра «Призма». Никита поделился своими впечатлениями, отметив осознание величия нашей страны.
Также стоит отметить победителей Всероссийских профконкурсов, которые достойны отдельного внимания.
В российском образовании выделяется множество педагогов, среди которых воспитатели, дефектологи и специалисты дополнительного образования. Ярким примером успеха стала Татьяна Раннинен из Геленджика, которая осенью прошлого года выиграла Всероссийский конкурс «Воспитатель года России». В связи с её победой, регион готовится к проведению финала этого конкурса в текущем году.
Среди других признанных педагогов Кубани можно отметить Илью Воронина, лауреата конкурса «Учитель-дефектолог России», Ануш Манучарян — «Учитель здоровья России», и Алену Сухову, которая была названа «Мастером года». Кроме них, Олеся Смирнова и Валерий Олейников также получили признание как лауреаты конкурса «Сердце отдаю детям», который фокусируется на дополнительном образовании.
Власти региона активно работают над поддержкой педагогов и раскрытием их талантов. По окончании учебного года начинается подготовка к следующему, уже обсуждаются новшества, которые затронут образовательный процесс. В числе будущих изменений — внедрение единых стандартов для школьных предметов, контроль нагрузок на учеников и обновление учебников.
Также намечено увеличить количество уроков по истории, сократить нагрузку на учителей, испытать новые системы оценки поведения учеников и модернизировать систему оплаты труда. Эти изменения нацелены на улучшение качества образования и поддержку педагогов, что является залогом успешного и эффективного обучения.