Исследование отношения россиян к онлайн-обучению

Июл 3, 2025 / 15:45

Исследование Цифрового кампуса НИУ ВШЭ выяснило отношение россиян к онлайн-обучению. Опрос охватил 2550 взрослых респондентов из десяти регионов, включая Московскую и Санкт-Петербургскую области, а также Татарстан и Краснодарский край.

Результаты показали, что почти половина участников (48,5%) имеет опыт дистанционного обучения. Более 54% респондентов интересуются цифровым образованием, при этом 20% отмечают его высокий интерес, а 33,8% — умеренный.

Исследование отношения россиян к онлайн-обучению

Наибольшая заинтересованность наблюдается в Москве, Новосибирске и Нижнем Новгороде, где вовлеченность превышает 54%. Интерес к онлайн-формату также наблюдается в Краснодарском крае (54%) и Санкт-Петербурге (53,4%). Наименее активные регионы — Свердловская и Самарская области, но даже там более половины респондентов проявляют интерес.

Примерно 22,6% считают онлайн-образование перспективным, 22% — с осторожным оптимизмом относятся к его потенциалу. В то же время, 17,2% респондентов не интересуются дистанционным обучением, а 16,5% выражают скептицизм. Существует и группа (11,6%), для которых технологический прогресс вызывает беспокойство.

Согласно опросам, 10% респондентов сомневаются в том, что онлайн-образование может существенно изменить образовательный ландшафт, в то время как 68% готовы инвестировать в обучение в этом формате. Интерес к онлайн-курсам проявляют 17,2% участников, а 16,9% склонны выбирать курсы от онлайн-школ, 15,2% — от вузов. Соответственно, 10,6% следят за обучающими проектами коучей, а 7,7% — за инициативами известных компаний.

Что касается финансирования, большинство (27%) опрошенных готовы тратить от 50 000 до 100 000 рублей за полгода обучения, 21% — от 100 000 до 200 000 рублей, 12% — от 200 000 до 300 000 рублей, а 8% — свыше 300 000 рублей. Однако 26,2% респондентов не заинтересованы в платном дистанционном обучении.

Среди 48,5% россиян, которые пробовали учиться удаленно, 52,7% изучали иностранные языки с репетиторами, 37% предпочитали вебинары и мастер-классы, 36,8% проходили курсы на онлайн-платформах, а 15,3% пользовались ресурсами для подготовки к экзаменам. При этом 14,8% использовали мобильные приложения для обучения.

Преимущества онлайн-образования, которые отмечают респонденты, включают гибкий график (16,4%), экономию времени (15,8%), возможность учиться из любого места (15,3%), доступ к качественным учителям и программам (11,5%) и более низкую стоимость (10,9%). Для 7,3% важны современные цифровые платформы, для 6,1% — разнообразие образовательных направлений, а 5,7% отмечают удобство совмещения учебы с личной жизнью.

Эти данные свидетельствуют о растущем интересе и изменении подходов к образованию.

Среди респондентов основными недостатками дистанционного образования назвали проблемы с тайм-менеджментом (18,4%), неудобное расписание синхронных занятий (18,3%), а также отсутствие офлайн-коммуникации с одногруппниками (14,5%) и преподавателями (9,8%).

12,8% участников исследования считают онлайн-курсы слишком дорогими. Невозможность личного присутствия в учебном заведении беспокоит 9,5%, а размытие границ между учебой и личной жизнью отмечают 2,7%. Для 14,1% опрошенных минусов не существует.

Несмотря на указанные недостатки, 63,5% студентов с опытом онлайн-обучения оценивают его положительно: 31,6% выставили высший балл, 31,9% — четыре. Невозможностью довольны 11,9% участников, 6,9% поставили два балла, 5% — один.

Более 77% предпочитают цифровой формат традиционному, только 7,5% высказались за офлайн-обучение, а 14,8% скорее выбрали бы очное обучение.

По материалам: www.forbes.ru