Согласно аналитике «ЮKassa» и онлайн-школы «Фоксфорд», каждый второй родитель в России делает инвестиции в образование детей. Исследование показало, что почти половина опрошенных отправляют своих детей на дополнительные занятия, чаще всего проходящие несколько раз в неделю. Наиболее востребованными направлениями являются подготовка к ЕГЭ/ОГЭ, базовые курсы и творческие кружки.
Эксперты отмечают растущую персонализацию образовательных программ, подчеркивая, что желания ребенка играют все более значимую роль при выборе курсов.

Согласно данным «ЮKassa», за первую половину апреля 2025 года наблюдается заметный рост оборота учебных заведений начального и среднего образования: он увеличился в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число оплат возросло на 200%, а средний чек за обучение достиг 16,68 тыс. рублей.
Оборот высших учебных заведений удвоился, число оплат возросло на 95%, а средний чек составил 17 тыс. рублей. В то же время, в категории образовательных курсов общий объем вырос на 91%, а средний чек удвоился, достигнув 7,5 тыс. рублей.
Как отметила руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов «ЮMoney», рост рынка образования подтверждает готовность российских родителей вкладываться в развитие своих детей. Дополнительное образование воспринимается как важная инвестиция для повышения конкурентоспособности будущих выпускников на фоне быстроменяющегося мира.
Также опрос пользователей «ЮMoney» показал, что 45% родителей выбирают дополнительные курсы и услуги репетиторов для своих детей.
Из опрошенных 45% отметили значительное улучшение успеваемости своих детей благодаря дополнительным занятиям, 27% сообщили о умеренном прогрессе, 15% не заметили изменений, а 13% пока не могут оценить эффект из-за недавнего начала занятий.
Вопрос финансирования показал, что 27% участников тратят на занятия до 5 тыс. руб. в месяц, столько же — от 5 до 10 тыс., 18% выделяют от 10 до 15 тыс. руб., еще 18% используют бесплатные курсы, а 10% тратят свыше 15 тыс. руб.
В выборе формата обучения 35% предпочитают онлайн-курсы, 25% — офлайн, а 40% сочетают оба варианта. Опрос показал, что 56% детей посещают занятия несколько раз в неделю, 16% — каждый день в будние дни, и 15% — ежедневно.
По данным «Фоксфорда», учащиеся в основном предпочитают индивидуальные занятия, а в мини-группах чаще всего изучают программирование, реже — английский и математику.
Самыми популярными курсами для опрашиваемых стали подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (19%), далее следуют базовые школьные курсы и творческие кружки (по 17%), спортивные секции и иностранные языки (по 15%), углубленные курсы по школьным предметам (11%) и подготовка к олимпиадам (6%).
В начальной школе наиболее востребованы английский язык, математика и русский, в то время как средние школы также показывают интерес к математике, английскому и русскому языкам.
В старших классах школы основной упор ставится не только на математику и русский язык, но и на такие предметы, как информатика, физика и обществознание.
В исследовании онлайн-школы «Фоксфорд» выяснили, что 47% опрошенных предпочитают услуги частных репетиторов, 36% обучаются в государственных секциях и кружках, а 17% — в коммерческих школах. При выборе курсов важными факторами для родителей являются стаж преподавателя (45%) и стоимость занятий (44%). Профессиональные достижения репетиторов интересуют 40% родителей, отзывы учеников, а также формат и содержание курсов по 33%.
Значительное внимание уделяется желанию ребенка заниматься конкретным курсом или у конкретного преподавателя. По словам Ирины Поляковой, руководителя сегмента «Дополнительное образование», родители стремятся не просто обеспечить ребенку знания, а предоставить эффективный инструмент для его развития. Это наблюдение указывает на изменение в подходе к образованию от простого «натаскивания» к созданию возможностей для самореализации ученика.
Персонализация образовательных программ и поддержка мотивации становятся ключевыми аспектами процесса обучения. Классическая подготовка к экзаменам интегрируется в более широкие программы, направленные на всестороннее развитие учащихся.
Опрос проводился на сайте «ЮMoney» с 14 по 25 апреля 2025 года, и в нем приняло участие более двух тысяч пользователей. Это подчеркивает актуальность вопросов, связанных с дополнительным образованием, в современной образовательной среде.