Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачи обеспечения высокого уровня и разнообразия образовательных услуг, а также доступности образования для всех детей.
Для решения этих задач необходимо создать комфортную образовательную среду, обеспечивающую оптимальные условия для учащихся.

Одним из подходов к достижению этих целей является инклюзия, которая предполагает полное вовлечение детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в школьную жизнь.
Инклюзия направлена на интеграцию таких детей в общий образовательный процесс, что позволяет им общаться и взаимодействовать с ровесниками.
Инклюзивное обучение основывается на принципах недискриминации и равного отношения ко всем детям, создавая специальные условия для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.
Этот подход обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ, позволяя им учиться вместе со сверстниками в обыкновенных школах, что способствует их социальной адаптации и интеграции.
Инклюзивное образование становится важным элементом общего образования, удовлетворяя разнообразные потребности всех учащихся и гарантируя, что каждый ребенок получает необходимую ему поддержку для успешного обучения.
Достижение прогресса в обучении зависит от того, что ученики могут делать, а не от их ограничений. Понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение» отражают важные изменения в общественном сознании.
Инклюзия подразумевает создание образовательной среды, которая учитывает разнообразные потребности всех студентов, включая тех, кто традиционно подвергался исключению. Это процесс направлен на расширение участия в обучении и социальной жизни, а также на сокращение числа тех, кто не вовлечён в образовательный процесс, несмотря на формальное обучение.
Инклюзия основана на принципах формирования единого образовательного пространства для групп с различным уровнем подготовки, где каждому предложены индивидуальные маршруты обучения. Инклюзивное образование разрабатывает методологии, ориентированные на всех детей как уникальных личностей с разными образовательными нуждами.
Цель инклюзивного подхода — сделать процесс преподавания более адаптивным к индивидуальным нуждам, что лишь улучшит образовательные результаты не только для детей с особыми потребностями, но и для всех учащихся.
Современная школа должна быть местом, где каждый ребенок, независимо от характеристик или обстоятельств, сможет успешно социализироваться. Это включает детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, а также тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Таким образом, инклюзивное образование становится важным аспектом социальной справедливости и равенства в доступе к знаниям.
В образовательных учреждениях учитываются возрастные особенности школьников при организации обучения на различных ступенях – начальной, основной и старшей.
Н. Н. Малофеев сформулировал ключевые задачи инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями: создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями, развитие их потенциала в совместной деятельности с ровесниками, а также организация системы психолого-педагогического сопровождения. Это включает в себя взаимодействие различных направлений, таких как диагностика, коррекция и социальная поддержка.
Важно, чтобы дети осваивали общеобразовательные программы в соответствии с государственными стандартами и формировали у всех участников адекватное отношение к проблемам лиц с ограниченными возможностями. Не менее значимой является консультативная помощь семьям, воспитывающим таких детей, чтобы интегрировать их в образовательный процесс.
Ожидаемые результаты в инклюзивном классе можно оценить по критериям, установленным исследованиями Малофеева. Ключевым фактором успешной инклюзии является наличие хорошо организованной инфраструктуры специализированной помощи, а также включение в учебный процесс специалистов, таких как педагоги, психологи и медицинские работники, что способствует созданию комфортной и поддерживающей образовательной среды для детей с особыми потребностями.
Психолого-медико-педагогический консилиум играет ключевую роль в формировании инклюзивной образовательной среды. Для успешной работы консилиума необходимы высокие профессиональные компетенции его членов, готовность к постоянному обучению и работа в смежных областях.
Такой подход включает уважение к личности ребенка, понимание его как саморазвивающегося участника образовательного процесса, и осознание наставнической роли преподавателя.
Современный педагог инклюзивной школы должен отвечать актуальным требованиям: быть высококвалифицированным специалистом и творческой личностью, применять новые образовательные технологии и условия для поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Учитель должен способствовать развитию ключевых навыков у учащихся, поддерживать их учебную деятельность и стремиться к высоким результатам.
В итоге, инклюзивная образовательная среда включает системный подход к ценностям, связанным с обучением и личностным развитием детей с особыми потребностями. Она основывается на сочетании ресурсов и условий, которые обеспечивают углубленное индивидуальное обучение и поддержку в массовых образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование обеспечивает право каждого ребенка на обучение, адаптированное к его потребностям и возможностям, независимо от наличия ограничений в психофизическом развитии. Этот подход не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Однако инклюзивное обучение представляет собой одну из форм образовательного процесса, позволяющую интеграцию детей с ОВЗ в общество. В дополнение к инклюзивному образованию в России существуют специализированные школы и интернаты, которые создают условия для круглосуточного пребывания и помощи в воспитании таких детей.
Эти учреждения помогают развивать навыки самостоятельной жизни, обеспечивая поддержку и социальную защиту, а также способствуют раскрытию творческих способностей. Тем не менее, из-за их изоляции возможно разделение общества на здоровых и детей с инвалидностью, что сказывается на их конкурентоспособности на образовательном рынке.
Как следствие, мотивация продолжать образование у таких детей ниже по сравнению с выпускниками обычных школ. Инклюзия, с одной стороны, помогает детям с ОВЗ участвовать в школьных мероприятиях наравне со сверстниками, а с другой — обеспечивает обучение ближе к дому и воспитание в семье, что положительно сказывается на их социализации.
Обучение детей-инвалидов может осуществляться через надомное обучение, когда преподаватели приходят к ученику на дом для проведения занятий. Обычно это проводят педагоги ближайших образовательных учреждений, но также существуют специализированные школы, предлагающие надомное обучение.
При этом используются адаптированные программы, учитывающие возможности и потребности учащегося. После завершения курса ребенку вручается аттестат общего образца, отражающий пройденное обучение.
Кроме того, существует дистанционное обучение, при котором образовательные услуги предоставляются через специализированную информационно-образовательную среду. Это включает использование спутникового телевидения, радио и компьютерной связи для взаимодействия между учителем и учащимся.
Для успешного дистанционного обучения необходима мультимедийная техника, позволяющая организовать онлайн-общение и выполнение заданий, отправленных в электронном виде. Результаты работы также отправляются в центр дистанционного обучения.