Инклюзия в образовании и проблемы адаптации детей с инвалидностью

Янв 29, 2025 / 18:37

Инклюзия в образовании предполагает, что все дети, вне зависимости от их здоровья и развития, могут учиться вместе в общеобразовательных школах.

Тем не менее, у родителей детей с инвалидностью возникает множество опасений. Основные вопросы касаются адаптации ребенка: примет ли его новый коллектив, сможет ли он завести друзей, а также как облегчить процесс вхождения в новую жизнь.

Инклюзия в образовании и проблемы адаптации детей с инвалидностью

Эти проблемы обсуждаются в рамках информационной кампании «Просто дети в школе», организованной Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ при поддержке Правительства Российской Федерации. Основная цель кампании — изменить отношение общества к детям с инвалидностью и обеспечить их доступ к качественному образованию и социальной инклюзии.

Юлия Бореева, педагог из Барановичей, отмечает, что начало школьного обучения — это значимый и волнующий этап для любого ребенка. Особенная важность этого момента связана с психологической готовностью ребенка и родителей к новым условиям обучения.

Готовность детей и родительское желание «отпустить» их в школу играют ключевую роль в успехе адаптации. Чтобы процесс был успешным, требуется чуткость и понимание со стороны учебного заведения, которое должно быть готово принимать детей с различными особенностями.

Это сравнимо с пересадкой растения — хотя метод может быть мягким, оно всё равно испытывает стресс. Таким образом, важным является как простое принятие, так и чуткое сопровождение в процессе адаптации.

Ребенок, оказавшийся в новой социальной ситуации, нуждается в адаптации и испытывает широкий спектр эмоций: радость, волнение, неуверенность, тревогу и страх. Эти переживания являются нормальной реакцией на изменения.

Важно помнить, что каждый ребенок проходит этот этап индивидуально, и поддержка со стороны взрослых играет ключевую роль.

Адаптация к школьной жизни зависит от различных факторов, включая личные особенности ребенка и восприятие его психофизических нарушений окружающими.

Социальный опыт, полученный до школы, также имеет значение. Например, ребенок, посещавший «детский сад» или «развивающий центр», будет лучше подготовлен к взаимодействию с другими детьми, чем тот, кто в основном оставался дома.

В случае ученика с трудностями в обучении, который редко общался с сверстниками, адаптация может занять больше времени. Ему может быть сложно справиться с эмоциями, и он может проявлять нежелание расставаться с родителями, используя различные способы, чтобы привлечь внимание.

В таких ситуациях важно, чтобы родители и педагоги проявляли терпение и заботу, понимая, что дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние взрослых.

Вопрос адаптации детей с инвалидностью в школах остается актуальным, особенно учитывая их прежний опыт взаимодействия с родителями.

Разные подходы родителей к особенностям развития детей влияют на их подготовку к школе. В моей практике есть примеры двум близким по сути детям: один, передвигающийся на коляске, проявлял активность и не видел преград для общения, активно участвовал в экскурсиях и играх. Другой мальчик испытывал сильное волнение по поводу возможной изоляции во время прогулок, что подчеркивало его потребность в эмоциональной поддержке.

Это демонстрирует, что важна не только физическая адаптация, но и психологическая, которая должна основываться на конкретных запросах от детей, родителей и педагогов.

Важно, чтобы в школах существовали социально-педагогические и психологические службы, способные предоставить помощь в нужный момент. Инклюзия должна касаться всех участников образовательного процесса, обеспечивая поддержку и внимание ко всем детям, независимо от их особенностей.

В «Барановичской школе №1», где я работаю с детьми с инвалидностью, мы особенно акцентируем внимание на развитии эмоционального интеллекта, что, в свою очередь, способствует лучшей адаптации учащихся к школе.

Согласно определению известных психологов С. Стейна и Г. Бука, эмоциональный интеллект представляет собой способность адекватно интерпретировать окружающую обстановку и влиять на нее, интуитивно определяя потребности и желания других людей, а также осознавать их сильные и слабые стороны, контролируя стресс и обаяние.

В нашей школе около 60% учащихся способны распознавать простые эмоциональные состояния, такие как радость, грусть и злость, однако лишь 10% могут их назвать. Особенно низкие результаты наблюдаются среди мальчиков и девочек с особенностями развития.

В ответ на эти вызовы педагогическая группа разработала проект, целью которого является развитие эмоционального интеллекта детей. В рамках этого проекта открылась студия двигательных и арт-практик, где школьники смогут изучить различные виды эмоций, а также научиться определять свои эмоции и эмоции окружающих, основываясь на мимике и жестах.

Участники студии ознакомятся с причинно-следственными связями между эмоциями и событиями, предшествующими или следовавшими за ними, и смогут научиться контролировать свои чувства. Кроме того, студия способствует выражению своих эмоций через творческие практики, что делает этот процесс социально приемлемым.

Наша основная цель состоит не в проведении научного исследования или достижении глобальных выводов, а в помощи учащимся разобраться в собственных чувствах и чувствах окружающих. Это даст возможность нейтрализовать напряжение в общении, а также содействовать индивидуальной адаптации и укреплению коллектива.

Для детей с особенностями развития важна сфера адаптации к школе, особенно в контексте взаимодействия с медицинскими специалистами и реабилитационными учреждениями.

Родителям стоит обратить внимание на предстоящие школьные вызовы еще до начала учебы.

Одной из главных проблем, с которой могут столкнуться такие дети, является стигматизация.

Это явление проявляется в том, что ребенок может отличаться от сверстников по внешнему виду или поведению; он может использовать ходунки или инвалидную коляску.

Примеры такого различия могут вызывать вопросы среди коллектива сверстников, на которые важно заранее подготовить адекватные ответы как со стороны педагогов, так и родителей.

Профессор Нина Козырева подчеркивает, что стигма основана на предвзятых мнениях и стереотипах, существующих в обществе и что дети начинают усваивать эти предубеждения с 4-5 лет.

Стигма может порождать стресс у детей с особыми потребностями, а также у тех, кто взаимодействует с ними.

Такие ситуации могут вызывать у детей вопросы о том, как вести себя рядом с теми, кто отличается от них.

Люди склонны устанавливать границы в межличностном взаимодействии, когда сталкиваются с непонятным или непринятым.

Стыд в отношении отличий, будь то поведение или внешний вид, может подсознательно подталкивать к акцентированию на негативных аспектах, добавляя сложности в процессе инклюзии.

Общение между людьми не всегда происходит на равных, что особенно заметно в отношениях с детьми, имеющими особые потребности.

Чтобы преодолеть барьеры в общении, дети должны получать поддержку от взрослых. Знания о нормах и отличиях передаются детям через поведение и слова родителей и педагогов.

Взрослые формируют у детей представления о различиях, и их предвзятость может препятствовать социальной интеграции. Общество склонно отвергать все, что не соответствует общепринятым стандартам.

Чтобы изменить это, важно, чтобы педагогический состав и администрация школы занимались просвещением детей и созданием поддерживающей атмосферы.

Инклюзия в образовании необходима не только для содействия обучению, но и для формирования эмпатии и человечности у детей.

Кроме того, перед началом обучения родителям важно подготовить своего ребенка к взаимодействию в новом коллективе. Это включает в себя навыки презентации себя, просьбы о помощи и активного слушания.

Обучение таким умениям поможет ребенку лучше адаптироваться в школе и быть принятым в коллективе, а также способствует правильному пониманию особенностей психофизического развития у сверстников.

Всесторонняя подготовка и поддержка со стороны взрослых создадут условия для формирования более толерантного и дружелюбного окружения для всех учеников.

Важно заранее уделять внимание развитию нравственных качеств у школьников, акцентируя важность таких ценностей, как уважение и дружба.

Каждый ребенок уникален и обладает своими сильными и слабыми сторонами, и все они имеют право на образование. Педагоги и родители должны демонстрировать достойное отношение ко всем детям, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности.

С раннего возраста школьникам следует осознавать многообразие мира и особенности каждого человека, будь то характер, внешний вид или способности. Это формирует у них нравственные качества и способствует повышению уровня толерантности в обществе, что, в свою очередь, уменьшает стигматизацию.

Если возникают сложности в детско-родительских отношениях или вопросы проблемного поведения ребенка, родители и подростки могут обратиться за консультацией в специализированные психолого-педагогические центры, работающие по всей Беларуси.

Подробную информацию о центрах можно найти на сайте www.junior.medcenter.by, где подростки с 14 лет могут получить психологическую помощь через онлайн-консультации, включая возможность связаться со сверстниками в формате аудио- и видеочатов. Эта инициатива была разработана экспертами Республиканского центра психологической помощи БГПУ и ЮНИСЕФ.

По материалам: aif.by