Начало XX века было временем существенных изменений для России, когда многие выдающиеся личности покинули страну, стремясь избежать политических потрясений революции. Среди эмигрантов были талантливые художники, которым пришлось изменить свои художественные предпочтения: вместо привычных пейзажей родной земли им пришлось изображать китайские горы, нигерийские пустыни и турецкие минареты.
В выставочном проекте «Возвращение имен: Мастера живописи и графики русского зарубежья первой половины ХХ века» в Музее русского зарубежья представлены произведения 30 выдающихся художников, которые оставались верными своему таланту, даже находясь тысячи километров за пределами России. Куратор выставки, Дина Гаврилова, отмечает, что информация о многих из этих художников собиралась по крупицам, поскольку большинство из них не были широко известны на Родине, хотя и пользовались популярностью за ее пределами. Многие из них продолжали заниматься искусством в эмиграции, несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться в новых условиях.
Все эти художники получили отличное художественное образование еще в дореволюционной России, что помогло им создавать произведения, отражавшие мир начала XX века. На выставке представлено удивительное разнообразие пейзажей и портретов из разных уголков мира. Одним из заметных экспонатов являются расписные восточные шкатулки, созданные Виктором Арнаутовым, который эмигрировал в Харбин в 1920 году. В последующие годы он занимался преподавательской деятельностью в Калифорнийской художественной школе и Стэнфордском университете. Лишь спустя более 40 лет, в 1961 году, ему удастся вернуться в Россию, чтобы закончить свою творческую карьеру на родине.
Художник Иван Герасимов с большим мастерством изображал китайский быт, передавая в своих работах размеренную жизнь азиатской страны. Пробыв там продолжительное время, он начал узнавать в новых пейзажах знакомые мотивы и детали.
Многие русские художники, покинувшие Россию, посвящали свои творческие усилия изучению и изображению русской культуры. Своими работами они стремились сохранить связь с родными традициями и обычаями.
Например, Борис Зворыкин участвовал в росписи «Феодоровского Государева Собора» в Царском селе в начале XX века, а позднее покинул Россию. Его иллюстрации к французским переводам произведений «Сказки о Золотом петушке» и «Бориса Годунова» отличались особым стилем и подчеркивали величие русской державы.
Его картины отражали Россию как страну с богатыми традициями и уважением к предкам. Каждый из этих художников сохранял в сердце любовь к родине и старался помогать ей, где бы он ни находился.
Например, Илья Земский организовал благотворительную выставку в Нью-Йорке, собрав средства на «Американскую помощь для России» в период голода начала 1920-х годов. Он продал все 18 работ в последний день выставки.
Посетите экспозицию, чтобы узнать историю жизни и творчества целого поколения художников. Они родились в разных городах: Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Одессе, но их сердца всегда оставались в России, даже находясь на других континентах от жгучего Туниса до далекого Нью-Йорка.