В Новосибирске завершился ХХ Всероссийский химический турнир, где школьникам предлагались задачи, требующие не только правильного решения, но и его применимости в повседневной жизни или научной практике. Названия задач, такие как карманные, мыльные, радужные, ядреные, могут показаться забавными, но за решением этих задач пришлось попотеть участникам.
Один из участников турнира, Дмитрий Дектерев из Кирова, учащийся в лицее естественных наук и мечтающий стать ученым-химиком, уже второй год подряд участвует в соревнованиях. Он отмечает, что участие в таких конкурсах учит оперативно мыслить и проявлять смекалку. Сравнивая свои решения с решениями других участников, возникает множество вопросов, но также можно найти вдохновение в оригинальных подходах других участников.
Команды участников получили 12 сложных задач по химии за два месяца до начала турнира. Для успешного решения задач требовались нестандартные подходы, что требовало широких знаний по химии на уровне университетского курса.
Организатор турнира, Алена Гассан, рассказывает о том, что команды старались найти баланс между практическими и теоретическими задачами, чтобы участниками можно было выполнить их в школьных лабораториях без специального оборудования. В условиях задач старались выделять подводные камни в каждой теме.
На очной части турнира команды представляли свои решения перед оппонентами и рецензентами. Докладчики давали развернутые ответы, объясняли выбор химических формул и методов, например, как можно обнаружить загрязнения в горной реке без специализированного лабораторного оборудования.
Участие в подобных мероприятиях стимулирует учеников к творческому мышлению, развивает навыки применения теоретических знаний на практике и способствует формированию интереса к науке и химии в частности.
Настоящая научная дискуссия начинается после представления доклада, когда оппоненты задают вопросы докладчику, чтобы уточнить детали его работы. Рецензенты в свою очередь оценивают работу и задают свои вопросы, делая презентацию еще более интересной и содержательной.
Однако самым увлекательным в научных турнирах является не только поиск точного решения задачи, но и разработка тактики игры. Командам необходимо стремиться к минимальному количеству баллов в процессе дискуссии, что требует тщательной подготовки, изучения состава жюри, анализа стратегии соперников и правильного распределения ролей в команде.
Этот опыт готовит школьников к научной жизни, участвуя в таких мероприятиях, они учатся аргументировать свою позицию, понимать и оценивать решения других команд.
Как отметила Елена Столярова, координатор команд Всероссийского химического турнира, турниры не предлагают задач, на которые можно ответить просто числом или словом, они требуют аналитического мышления и умения применять полученные знания на практике.
Олимпиады по физике, медицине, биологии проводятся в научных центрах, что способствует не только развитию школьников, но и выявлению будущих научных талантов.
В Новосибирске активно развивается образование, строительство нового кампуса Новосибирского государственного университета уже подходит к завершению. Проведение уроков финансовой безопасности для школьников, участие в форумах и олимпиадах, таких как интеллектуальные игры или школьные олимпиады, способствуют повышению образовательного уровня учеников. Проекты по инклюзии и разработка отельных комплексов на школьных олимпиадах улучшают образовательную среду и расширяют возможности для развития учащихся.
Форумы, транслируемые на телеэкранах, и новые образовательные инициативы для школьников, такие как проект «Честь. Мужество. Слава», способствуют формированию патриотических ценностей и развитию личности каждого ученика.