По данным отчета, опубликованного 1 сентября 2023 года Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», государственные расходы на образование в России в 2022 году составили 5,5 трлн рублей, что соответствует 9,9% от общих государственных расходов. Для сравнения, в таких странах, как Япония, Италия и Франция, этот показатель колеблется в пределах 7,8–9,7%.
В 2022 году в образовательных учреждениях России было зачислено 32,6 млн учащихся, что составляет около 20% от общего числа населения страны. Среди них более половины учатся в учреждениях общего образования – около 17,7 млн человек.

В рамках подготовки специалистов среднего звена в 2022–2023 учебном году обучались почти 3 млн студентов, что на 4,4% больше, чем в предыдущем учебном году. Количество студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в этом же учебном году увеличилось до 4,1 млн, что соответствует росту на 2,1% по сравнению с предыдущим годом.
Число выпускников университетов по этим программам также возросло, составив 816,3 тыс. человек, что на 3 тыс. больше, чем в 2021 году.
Особое внимание в отчете уделено росту числа дипломированных специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности: в 2020 году их было 34,9 тыс., что говорит о повышении интереса к данным направлениям на фоне цифровизации и технологических изменений в обществе.
В 2022 году число выпускников вузов в России составило 39,5 тыс. человек, из которых 5,9% обучались по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими странами: Россия опережает США (5,2%), Германию (5%), Южную Корею (4,6%), Канаду (4,4%), Великобританию (4,2%), Францию (4%), Швецию (3,7%) и Италию (1,3%).
В сфере здравоохранения и медицинских наук также наблюдается рост количества выпускников: в 2022 году их число достигло 45,1 тыс., что составляет 5,5% от общего выпуска (по сравнению с 42,8 тыс. в 2021 году).
Анализируя состояние образования в России, можно отметить, что в 2024 году количество частных вузов увеличилось на 5,1%, достигнув 347 учреждений. Это первый рост сектора с 2017 года, как сообщает Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС.
Тем не менее, в период между 2017 и 2024 годами общее количество коммерческих вузов вместе с их филиалами сократилось на 21%. Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина объясняет рост числа частных вузов желанием молодежи избежать мобилизации, выбирая очно-заочную форму обучения, что позволяет сохранить рабочие места.
Эти изменения подчеркивают динамику системы образования в России, где наблюдается не только увеличение численности обучающихся по определенным направлениям, но и адаптация к меняющимся социоэкономическим условиям.
Илья Иванинский, руководитель центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, указал на стремление компаний открывать собственные вузы из-за нехватки квалифицированных кадров.
Елена Морозова, исполнительный президент Глобального университета Рыбакова, отметила, что учебные программы частных вузов находятся в тесной связи с реальными потребностями индустрии, что делает их более привлекательными для студентов, которые ценят практическое обучение и связь с бизнесом.
Кроме того, Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, подчеркнул возникновение частных университетов, предлагающих качественное образование и финансируемых бизнесом, в отличие от «фабрик по выдаче дипломов» прошлых десятилетий.
Tатьяна Блинова, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, добавила, что рост числа частных вузов также связан с их более низкой стоимостью обучения по сравнению с платными программами государственных учреждений.
В данный момент в частных вузах России обучается около 4700 студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры.
За период с 2017 по 2024 год число государственных вузов сократилось на 6%, составив 924 учреждения. По данным заместителя министра науки и высшего образования России Дмитрия Афанасьева, в 2024 году доля инженерных направлений составит 41% от общего числа бюджетных мест, что соответствует советским уровням.
За последние пять лет количество бюджетных мест на инженерные специальности увеличилось на 21%, что соответствует прогнозам кадровой потребности в экономике.
В 2024 году отмечено прекращение снижения числа абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике, что является позитивным изменением. Увеличилось также число выпускников, которые набрали более 60 баллов по этому предмету, что говорит о повышении общего уровня подготовки.
В рамках программы развития передовых инженерных школ было привлечено 250 индустриальных партнеров, что способствовало росту частных инвестиций до 42 миллиардов рублей. Частные вложения превысили государственное финансирование на 12 миллиардов рублей, что подчеркивает высокий интерес бизнеса к развитию инженерного образования.
Планируется открыть 50 новых инженерных школ, что расширит возможности подготовки специалистов в высоких технологиях в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Отраслевые предприятия активно участвуют в создании новых учебных заведений, что соответствует потребностям промышленности в квалифицированных кадрах.
Эта стратегия направлена на переориентацию системы высшего образования в сторону подготовки технических специалистов. Программа развития новых инженерных школ открывает дополнительные возможности для обучения, оснащая студентов необходимыми навыками для решения современных технологических вызовов.
Количество студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий в российских колледжах, уже достигло 376 тысяч, что демонстрирует возрастающий интерес к данному направлению.
Число студентов в области информационных технологий в России увеличилось на 42% за последние три года. Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил об этом на совещании с президентом в декабре 2024 года.
Уровень занятости выпускников ИТ-специальностей из колледжей достигает 82%. Министерства просвещения, цифрового развития и промышленности занимаются разработкой новой олимпиады по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам, что является частью Стратегии развития образования до 2036 года.
Количество бюджетных мест в университетах по направлению ИТ за четыре года увеличилось вдвое, что позволяет 125 тыс. студентов получать образование на бесплатной основе, а еще 70 тыс. учатся на платной. В 500 вузах России более 600 тыс. студентов обучаются на ИТ-специальностях.
Программа «Код будущего» предоставила возможность 400 тыс. школьникам пройти бесплатные курсы программирования, многие из которых успешно сдали ЕГЭ по информатике и поступили в вузы на ИТ-специальности.
Кроме того, в 100 вузах созданы «цифровые кафедры», где студенты других специальностей могут получать ИТ-квалификацию. Более 200 тыс. студентов дополнительно обучились в сфере информационных технологий.
Стратегия развития образования, находящаяся на стадии разработки, будет представлена в марте 2025 года и определит ключевые направления для развития ИТ-образования в стране.
Министр просвещения отметил, что в России уже создана необходимая инфраструктура для проведения соревнований. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил в Новосибирске, что государственная программа поддержки вузов «Приоритет-2030» привлекла 136 миллиардов рублей от более 6 тысяч индустриальных партнеров. Эти данные подтверждают высокий уровень доверия бизнеса к проекту.
В июле 2024 года было проведено исследование, которое выявило наиболее быстроокупаемые направления платного образования в России. Ведущие позиции занимают менеджмент и информационные технологии. По информации НИУ ВШЭ, окупаемость высшего образования варьируется от трех до семи месяцев.
Менеджмент оказался на первом месте: средняя стоимость обучения составляет 289,5 тысяч рублей, а средняя зарплата выпускников — 95,6 тысяч рублей, что позволяет окупить затраты на образование за три месяца. Второе место заняло направление искусственного интеллекта с периодом окупаемости 3,1 месяца, стоимостью обучения 595,7 тысяч рублей и зарплатой выпускников 190,4 тысяч рублей. На третьем месте идут IT-специальности с окупаемостью 3,3 месяца, стоимостью 582,4 тысяч рублей и средней зарплатой 175,2 тысяч рублей.
Эти данные подчеркивают важность выбора направления обучения для студентов, ориентируясь на его финансовую отдачу.
В сфере образования по направлениям медиа, связей с общественностью, дизайна, финансов и маркетинга срок окупаемости составляет от четырех до пяти месяцев. Например, обучение в области медиа и связей с общественностью стоит в среднем 423,7 тыс. рублей, при этом выпускники получают зарплату около 111,9 тыс. рублей, что позволяет окупить инвестиции за четыре месяца. Аналогично, маркетинговые программы оцениваются в 491,2 тыс. рублей, а месячная зарплата составляет 103 тыс. рублей, что приводит к окупаемости за пять месяцев.
Среди наиболее быстроокупаемых профессий выделяются специалисты по машинному обучению, которые возвращают свои затраты чуть более чем за два месяца. За ними следуют инженеры по компьютерному зрению и специалисты по данным. В финансовой сфере наибыстрее окупаются инвестиционные и финансовые аналитики, затраты на обучение которых оправдываются за 2,7-3,4 месяца. В маркетинге к быстроокупаемым профессиям относятся медиапланировщики и специалисты по связям с инвесторами (окупаемость – 2,8 месяца), а также бренд-менеджеры (4,9 месяца).
Согласно свежим данным издания «Ведомости», ведущие университеты России, включая Московский физико-технический институт (МФТИ), в 2024/25 учебном году значительно повысили стоимость обучения, в среднем на 20%. Например, стоимость программы по прикладной математике и физике увеличилась с 389 до 467 тыс. рублей, информатики и вычислительной техники – с 432 до 519 тыс. рублей, а ядерной физики и технологий – с 504 до 605 тыс. рублей. МФТИ утверждает, что повышение цен связано с необходимостью привести коммерческие расценки в соответствие с фактическими затратами на образование студентов.
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) повысил цены на обучение для своих программ – скачок составил от 4,5% до 13%.
Так, стоимость обучения на направлении «журналистика» возросла с 634 до 662 тыс. рублей, «международные отношения» увеличились с 655 до 740 тыс. рублей, а «юриспруденция» подорожала с 625 до 710 тыс. рублей.
В Уральском федеральном университете (УрФУ) сборы на бакалавриат и специалитет поднялись на 8-10%. Программы Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) подорожали менее значительно – не более чем на 4,5%.
На 6,5% увеличились цены в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и в Томском политехническом университетете (ТПУ).
Московский государственный университет (МГУ) и ядерный университет МИФИ пока держат стоимость на прежнем уровне, по данным «Ведомостей».
Проректор РАНХиГС Владимир Колодкин отметил, что влияние на формирование цен оказывают инфляция, индексация зарплат и рыночная ситуация. При этом он подчеркнул, что образование не только товар, но и важный фактор для государства в плане сохранения и передачи культурных и научных знаний.
Объем рынка дополнительного детского образования в России в 2023 году составил 3,05 миллиарда академических часов, что на 2,5% больше, чем в прошлом году (2,97 миллиарда часов), согласно исследованию BusinesStat, опубликованному в августе 2024 года.
Одним из факторов роста стали увеличенные реальные располагаемые доходы населения. В 2019 году объем рынка достигал 3,08 миллиарда академических часов с повышением на 8,6% по сравнению с предыдущим годом, чему способствовали государственная поддержка и проблемы в общем школьном образовании, частично компенсированные дополнительным образованием.
Однако пандемия COVID-19 отрицательно сказалась на данной отрасли: дети перестали посещать кружки и секции из-за снижения доходов семей и перехода на дистанционное обучение. Это привело к снижению объема рынка на 10,2% в 2020 году, который составил 2,77 миллиарда академических часов.
В 2021 году объем рынка вырос на 7,9% до 2,98 миллиарда академических часов после снятия ограничений, но в 2022 году вновь зафиксирован небольшой спад на 0,4%. Основными причинами изменений стали ухудшение геополитической ситуации и изменения в расходах семей.
Ключевые преимущества дополнительного образования по сравнению с основным образованием заключаются в широком выборе видов деятельности, что позволяет детям развивать свои интересы и способности. В 2023 году в учреждения среднего профессионального образования было принято 1,22 миллиона учащихся.
По данным исследования BusinesStat, в 2024 году в техникумы и колледжи России поступило 1,21 млн студентов, что на 5,8% больше по сравнению с 1,15 млн в 2023 году. Этот рост свидетельствует о растущей популярности среднего профессионального образования.
Основными факторами, способствующими этому явлению, являются доступность образовательных программ и их меньшая стоимость по сравнению с вузами, что позволяет молодым людям быстрее стать финансово независимыми. Также на рынке труда наблюдается больший спрос на рабочих и специалистов среднего звена.
Выпускники техникумов имеют возможность продолжить обучение в вузах без сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов, что также положительно сказывается на притоке студентов.
Если посмотреть на динамику, в 2019 году в учреждения среднего профессионального образования поступило 1,04 млн человек, что увеличилось на 6,9% в 2020 году до 1,11 млн. Однако, в 2021 году наблюдалось снижение на 3,3%, и количество студентов составило 1,08 млн на фоне пандемии COVID-19. В 2022 году тенденция снова изменилась, и набор студентов увеличился на 6,9%.
Таким образом, за период с 2019 по 2023 год число абитуриентов выросло на 17%, что указывает на стабилизацию и рост интереса к таким образовательным учреждениям. Среди популярных специальностей в 2023 году выделяются информационные технологии, сестринское дело, машиностроение и другие технические направления.
По состоянию на конец 2023 года в России насчитывается 337,8 тыс. программ дополнительного профессионального образования, что на 5% превышает уровень 2022 года. Об этом свидетельствует обзор, опубликованный BusinesStat в июле 2024 года. В исследовании находятся как программы повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки.
С 2019 года количество организаций, занимающихся дополнительным профессиональным образованием, увеличилось с 6035 до 7050 к концу 2023 года, что представляет собой прирост в 16,8%. Ведущую роль в этом процессе играет корпоративное обучение. Учебные центры компаний обучают не только своих сотрудников, но и предлагают курсы на открытом рынке.
С начала пандемии COVID-19 в 2020 году наблюдался спад: число программ снизилось на 6,6%, до 266,7 тыс. Это было связано с экономическими последствиями пандемии и снижением платежеспособности граждан. Однако в 2021 году началось восстановление — количество программ возросло на 1,3% до 270,2 тыс. В 2022 году наблюдался значительный скачок на 19%, достигнув 321,7 тыс. программ, что обусловлено трансформацией экономики и растущим интересом к повышению квалификации, особенно среди людей среднего и старшего возраста.
Данные изменения подкрепляются государственной политикой в области непрерывного образования и развитием дистанционного обучения.
Исследование Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, опубликованное в июле 2024 года, показывает, что процент преподавателей с учеными степенями в российских университетах продолжает уменьшаться. В 2023 году доля кандидатов наук составила 57,3%, а докторов наук — 14,7%. По прогнозам, к 2035 году нехватка кадрированного состава может достичь 18,2 тыс. кандидатов и 2,5 тыс. докторов наук.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с отсутствием у вузов стратегии развития кадрового резерва и недостаточным учетом числа аспирантов. За период с 2020 года из профессорско-преподавательского состава ушел 74 271 кандидат наук, в то время как свежие выпускники аспирантуры составили всего 66 263. Кроме того, Россия значительно отстает от стран с лучшими показателями по количеству аспирантов, отмечая проблемы на фоне международных рейтингов.
По словам Степана Калмыкова, вице-президента РАН, основными причинами ухудшения ситуации являются финансовые затруднения: низкие стипендии и сложности совмещения учёбы и работы вынуждают многих аспирантов бросать учебу.
Согласно прогнозам экспертов, к 2035 году число кандидатов наук в российских вузах может сократиться до 42,6%, а докторов наук — до 6,9% от общего количества преподавателей.
В 2023 году в вузы России было зачислено 1,29 миллиона студентов, что на 14% больше, чем в 2019 году, когда этот показатель составлял 1,13 миллиона. Данные приведены в исследовании компании «BusinesStat», представленном 10 июня 2024 года.
В этом обзоре рассматриваются уровни высшего образования, такие как бакалавриат, специалитет и магистратура, без учета аспирантуры и ординатуры. В 2023 году в России насчитывалось 1248 вузов, что на 3% меньше по сравнению с 2019 годом, когда действовало 1287 учебных заведений.
В 2020 году прием студентов в вузы снизился на 3,2% и составил 1,09 миллиона человек. Главными причинами этому стали уменьшение численности молодежи в возрасте 18-24 лет и снижение покупательской способности населения, вызванное пандемией COVID-19.
Однако в 2021 году наблюдался рост на 3,3%, достигнув 1,13 миллиона студентов, а в 2022 году этот показатель увеличился на 6,4%, составив 1,2 миллиона. Таким образом, в 2023 году зафиксирован еще больший прирост, составивший 7,2%.
На увеличение числа зачисленных студентов с 2021 по 2023 год значительно повлияло возрастание численности молодежной аудитории: с 9,6 миллиона в 2020 году до 10,3 миллиона в 2023 году.
В результате пандемии наблюдается рост спроса на высшее образование, в частности на платные программы в вузах. Это связано с развитием дистанционного обучения, которое позволяет увеличить количество платных мест без значительных затрат. Также изменились условия предоставления образовательных кредитов, что способствует расширению коммерческого сектора в образовании.
По данным Российской книжной палаты, количество диссертаций в России снизилось на 22% в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Согласно статистике, в Российскую государственную библиотеку поступило менее 8 тысяч авторефератов, тогда как в предыдущем году их было 10,2 тысячи. Директор РКП, Елена Ногина, отмечает, что количество защищаемых диссертаций продолжает уменьшаться.
Эксперты считают, что это снижение обусловлено низкой мотивацией студентов развиваться в научной сфере. Причины заключаются в отсутствии значительных поощрений за ученую степень. Основное внимание аспирантов сегодня смещается на дополнительные курсы, а не на научно-исследовательскую работу, что приводит к тому, что аспирантура воспринимается как третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры.
Число исследований в теоретической и прикладной науках постепенно снижается, что отмечает профессор Николай Кудряшов из МИФИ. По его словам, многие аспиранты предпочитают получать дипломы без защиты диссертаций, что способствует упрощению процесса обучения. Особенно заметен спад защит в физико-математических и технических науках, где подготовка диссертации требует значительных затрат времени и усилий.
Важным событием в сфере высшего образования стало объявление Минобрнауки России о финансировании в рамках госпрограммы «Приоритет-2030» в 2024 году, общий объем которого составит более 31 млрд рублей. Это финансирование получат 118 университетов из 50 регионов страны. 106 из них получат базовые гранты в размере от 100 до 378 млн рублей, а 12 дальневосточных университетов — от 120,3 до 288,6 млн рублей. В пресс-службе уточнили, что объем финансирования базовой части гранта на 2024 год достигнет 17,98 млрд рублей, что значительно больше по сравнению с 2023 годом (13,48 млрд).
В Приволжском федеральном округе успешными стали 22 университета, что делает его вторым по количеству победителей среди регионов. Кроме того, в начале 2024 года ожидается дополнительный отбор вузов для участия в программе «Приоритет-2030». Есть также категории вузов-кандидатов, которые, хоть и не получают гранты, также представляют свои программы и ежегодно отчитываются о реализациях своих проектов перед комиссией Минобрнауки.
Участие вузов в программе «Приоритет-2030» осуществляется по принципу достижения определенных показателей. Если университет-кандидат выполнит требования, он получит базовую часть гранта и возможность получить специальный грант. В результате первого отбора в 2021 году статус кандидатов сохранили 15 вузов. Программа открыта для всех университетов, и те, кто не демонстрирует результатов, могут потерять статус участника, тогда как новые вузы могут подать заявки, усовершенствовав их.
В то же время, Испания отмечает рекорд по числу студентов из стран вне ЕС, благодаря внедрению возможности совмещения учебы и работы до 30 часов в неделю с 2022 года. На конец 2023 года в стране зарегистрировано почти 76 тыс. иностранных студентов, из которых наиболее заметный прирост среди россиян — 4,3 тыс. человек, что на 73% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако наибольшее количество студентов все же представляют Колумбия, США и Китай.
Также стоит отметить, что 60% российских выпускников 9-х классов продолжают обучение в колледжах. Заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова поделилась этой статистикой в начале октября 2023 года, подчеркивая растущую популярность системы среднего профессионального образования (СПО) среди молодежи.
В 2023 году на программы среднего профессионального образования (СПО) поступило 1,2 миллиона студентов. По информации вице-премьера Татьяны Голиковой, к началу октября уровень трудоустройства выпускников колледжей достиг около 80%.
Среднее профессиональное образование в России охватывает свыше 3,5 тысячи колледжей и более 3,7 миллиона студентов, обучающихся по почти 500 специальностям в различных сферах, включая промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, социальные услуги, искусство и информационные технологии. В колледжах работает около 200 тысяч педагогов.
Согласно данным, предоставленным Голиковой в июне 2023 года, в текущем учебном году из учреждений СПО планируется выпустить 812 тысяч выпускников. Среди них 129 тысяч уже нашли работу, а почти 338 тысяч находятся в процессе трудоустройства.
Также в 2023 году вузы фигурируют в выпуске 916 тысяч студентов, из которых 197 тысяч – это инженеры, готовые выйти на рынок труда.
Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, подчеркивал, что в систему среднего профессионального образования приходят мотивированные молодые люди, тщательно выбирая направления для получения профессии. Для улучшения связи между запросами работодателей и подготовкой специалистов была инициирована федеральная программа «Профессионалитет». Эта программа обеспечивает взаимодействие между производственными потребностями и возможностями, которые предоставляет государство для молодежи в плане профессиональной реализации.
Она дает возможность предприятиям заявлять свои запросы на обучение конкретных специалистов и участвовать в их подготовке.
Согласно заявлению вице-премьера Дмитрия Чернышенко на совещании 4 сентября 2023 года, трудоустройство выпускников стало ключевым показателем для образовательных учреждений, с акцентом на 85% успеха, что сопоставимо с мировыми стандартами.
Наиболее востребованными вузами в России признаны «РАНХиГС», «КФУ», «УФУ», «ВШЭ» и «Финансовый университет при правительстве».
Популярность направлений среди абитуриентов возросла: информатика, педагогика, экономика, юриспруденция и менеджмент. По информации «ВШЭ», в 2023 году число заявлений от студентов увеличилось на 10%, составив 91 000. Более 9300 студентов были зачислены на бакалавриат и 6500 на магистратуру.
В «РАНХиГС» было подано 64 319 заявлений на бюджетные места, из которых 14 774 были зачислены на очную форму обучения, в том числе 4910 в Москве. Такие результаты подтверждают интерес студентов к получению качественного образования и накоплению компетенций.
В начале учебного года 2023/2024 Дмитрий Чернышенко сообщил о том, что в России на бюджете обучается 36,5% от общего количества студентов, что составляет почти 4,5 миллиона человек.
В этом году в вузы поступило 1 236 022 первокурсника, из них 626 278 получили бюджетные места, включая 37 089 мест для вузов в новых регионах. Документы через сервис «Поступление в вуз онлайн» подали более 375 тысяч абитуриентов.
Стоимость обучения в ведущих российских вузах в этом учебном году возросла в среднем на 12%. Например, обучение по специальности «информационные системы и технологии» теперь стоит 340 000 руб., что на 54 000 руб. больше по сравнению с прошлым годом. Программа «прикладная математика» подорожала с 256 000 до 310 000 руб., а на «физике» - с 287 000 до 350 600 руб.
Более всего увеличилась стоимость обучения на программе «экономика и управление бизнесом», с 410 000 до 460 000 руб., что составляет 12% повышения. Программы «юриспруденция», «международные отношения» и «диджитал-реклама» подорожали на 10%, теперь стоимость составляет 450 000, 596 000 и 430 000 руб. соответственно.
Программы «деловая и политическая журналистика» и «маркетинг» подорожали на 9%, достигнув 395 000 и 380 000 руб.
Правительство РФ также утвердило новый стандарт оснащения университетских кампусов.
28 июня 2023 года пресс-служба кабинета министров сообщила о введении нового стандарта для оснащения лабораторных комплексов в университетах. Этот стандарт направлен на оптимизацию подготовки и запуска проектов, улучшение качества лабораторий, а также на стандартизацию требований к научной инфраструктуре.
Согласно плану, все университетские лабораторные комплексы будут классифицированы по нескольким категориям, каждая из которых будет иметь свои особенности. Например, в учебно-научных лабораториях студенты различных направлений будут сосредотачиваться на проектной деятельности, что поможет достичь образовательных целей и упростит процесс подготовки лабораторий.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что создание современных кампусов связано с переосмыслением роли вузов в развитии страны и региона, что позволит повысить взаимодействие университетов с бизнесом и местными властями.
Лаборатории будут оснащаться современным оборудованием, что привлечет молодежь в науку уже во время учебы. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что по плану президента России к 2030 году в стране будет создано 25 современных кампусов мирового уровня.
На конец июня 2023 года в России реализуются 17 проектов, среди которых важным шагом стало утверждение правил формирования реестра для дистанционного признания зарубежного образования. Это решение, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 23 мая 2023 года, должно упростить процесс признания дипломов, полученных за границей.
Однако на фоне этих изменений тревожные данные касаются состояния аспирантуры и защиты кандидатских диссертаций. По информации ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, число защит диссертаций снизилось на 60% с 2010 года – с 33 700 до 11 400 в 2022 году. Садовничий отметил, что в последние годы наблюдается тенденция к стабилизации этого процесса, однако текущие показатели по-прежнему недостаточны для обеспечения воспроизводства научно-педагогических кадров.
Одной из причин такой ситуации является восприятие аспирантуры как третьей ступени образования, что привело к снижению научной активности. За период с 2010 года общее количество аспирантов сократилось на 30%. В 2022 году лишь менее половины из принятых аспирантов завершили обучение. Садовничий также отметил, что сокращение числа защит диссертаций продолжает беспокоить – в последние годы наблюдается ежегодное снижение на 9%. Он указал на необходимость критически оценить эффективность аспирантуры, чтобы изменить текущую ситуацию.
В последние годы наблюдается определенное улучшение ситуации с защитой кандидатских диссертаций, однако этого недостаточно для восстановления научно-педагогических кадров в стране.
Садовничий отметил, что в 2022 году российские вузы выпустили 36 тысяч специалистов с математическим и естественнонаучным образованием и аналогичное количество в области информатики и вычислительной техники. Сравнительно, число выпускников экономических и управленческих специальностей составило 166 тысяч, а юристов — 89 тысяч. Таким образом, соотношение выпускаемых специалистов требует оптимизации.
Прием студентов в техникумы и колледжи в 2022 году увеличился на 16,2% по сравнению с 2018 годом, достигнув 1,15 миллиона человек. Это свидетельствует о росте интереса к среднему профессиональному образованию на фоне ухудшения доступности высшего образования и снижения финансовых возможностей населения.
Данные исследовательской компании BusinesStat показывают, что среди поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих основной контингент составляют выпускники 9-11 классов. Сравнение с предыдущими годами, в частности с 2021 годом, указывает на увеличение на 6,5% числа поступивших в учреждения среднего профессионального образования.
В период с 2018 по 2022 год наблюдался рост числа студентов в техникумах и колледжах, что связано, в первую очередь, с увеличением численности населения в возрастной группе 15-20 лет, выросшего с 8,3 млн в 2018 до 9,1 млн в 2022 году.
Это явление частично объясняется государственной политикой, направленной на повышение престижности рабочих профессий. Кроме того, для оптимизации расходов на содержание государственных образовательных учреждений проводились различные мероприятия, включая объединение малых училищ с крупными многопрофильными центрами, а также закрытие тех учебных заведений, которые не смогли достичь установленных показателей эффективности.
В 2022 году российский рынок дополнительного образования детей составил 2,97 млрд академических часов, что на 0,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Аналитики отметили, что отсутствие роста связано с экономическими трудностями, снижением доходов и изменением приоритетов в семейных расходах.
Однако в 2021 году рынок восстановился на 7,6%, достигнув 2,98 млрд академических часов, поскольку многие дети нуждались в дополнительных занятиях для устранения пробелов в знаниях, возникших в результате дистанционного обучения.
Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение их потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, а также на формирование и развитие творческих способностей, укрепление здоровья и организацию досуга.
Дополнительное образование детей в России реализуется как за счёт бюджетного финансирования, так и за счёт средств родителей или попечителей. Основные программы сосредоточены в специализированных центрах, общеобразовательных и дошкольных учреждениях, а также в учреждениях среднего образования.
С 2018 по 2022 год количество организаций, предоставляющих дополнительные образовательные услуги, увеличилось на 2,5% — с 44,7 тыс. до 45,8 тыс. Это подтверждает важность сохранения сети таких учреждений, что заложено в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Также отмечается рост числа защит кандидатских диссертаций, который составил почти 9,5 тыс. человек в 2022 году, что на 44,7% больше, чем в 2020 году. Этот рост стал возможен благодаря реформам начала 2010-х, направленным на оптимизацию системы аспирантуры и улучшение подготовки аспирантов.
В 2011 году количество защит достигло своего наивысшего уровня — около 22,7 тыс. Однако ужесточение требований к диссертациям способствовало сокращению числа защит. Наименьшее количество защит произошло в 2020 году во время пандемии COVID-19, когда показатель упал до 6,6 тыс. После этого, количество защит стало восстанавливаться.
В 2022 году в России защитили кандидатские диссертации: около 76% из них прошли в учреждениях высшего образования и 22,3% в научно-исследовательских организациях.
Всего лишь 1,6% защит пришлись на другие структуры, такие как дополнительные программы профессионального образования, что составляет 157 человек.
Ведущие направления подготовки по количеству защит в 2022 году включают «Клиническая медицина» (1,2 тыс. человек или 13,1% от общего числа защит), «Экономика» (784 человека, 8,2%), «Физика и астрономия» (600 человек, 6,3%), «Языкознание и литературоведение» (592 человека, 6,2%) и «Биологические науки» (480 человек, 5,0%). Эти специальности составляют примерно 40% всех защищённых диссертаций.
Также отмечается, что 23,8% защит были проведены соискателями, не участвующими в официальных программах подготовки научных кадров, с наибольшей долей среди организаций дополнительного профессионального образования — 34,4%, научно-исследовательских учреждений — 28,9% и вузов — 22,1%.
Кроме того, в 2022 году наблюдался значительный рост числа слушателей программ дополнительного профессионального образования, который вырос на 17,6%, достигнув 8,19 млн человек, по информации аналитиков агентства «ГидМаркет» в июле 2023 года.
Резкий рост дополнительного профессионального образования в России подчеркивает его растущую значимость и популярность. Это направление предоставляет множество возможностей для профессионального развития и повышения квалификации в разных отраслях экономики, что позволяет гражданам быть более конкурентоспособными на рынке труда.
По информации Минобрнауки, к концу 2022 года в стране действовало свыше 6,6 тысяч подразделений дополнительного образования. Начиная с 2017 года, количество этих учреждений варьировалось на уровне 3-6% ежегодного роста, но 2022 год стал исключением с заметным увеличением. Эти организации играют ключевую роль в повышении квалификации и переподготовке более 6 миллионов человек ежегодно.
Однако стоит отметить, что предстоящие экономические вызовы могут негативно сказаться на этом рынке. Снижение покупательской способности населения, ускорение инфляции и стагнация доходов россиян уже ведут к сокращению спроса на «несрочные» услуги, включая обучение. Это также затронет корпоративных клиентов, которые продолжат оптимизацию затрат.
В то же время, в 2022 году в России увеличилось число защит диссертаций кандидата и доктора наук на 20% по сравнению с предыдущим годом. Эту информацию 19 мая 2023 года озвучил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на расширенной коллегии своего ведомства.
Недавнее мероприятие сосредоточилось на итогах работы министерства в 2022 году. Министр Фальков сообщил, что в прошлом году в России было защищено 8,5 тысяч кандидатских и 1,5 тысяч докторских диссертаций, что значительно выше показателей 2020 года — 6,5 тысяч кандидатских и 1 тысяча докторских. Это указывает на продолжающуюся тенденцию к увеличению числа защит диссертаций, указывая как на рост качества исследований, так и на увеличение числа людей, выбирающих научную карьеру.
Андрей Фурсенко, помощник президента РФ, также отметил этот рост как значительное достижение, подчеркнув важность контроля за диссертациями и поступления молодых ученых в университеты. По его мнению, это обеспечивает подготовку качественных специалистов и укрепляет суверенитет в фундаментальных и прикладных исследованиях.
В начале 2022 года Фальков указал на негативную тенденцию снижения числа защит, которая наблюдалась с 2018 года. Он связывает это с проведением аудита диссертационных советов и анализом защит прошлых лет, что привело к необходимым изменениям в системе. Фальков отметил, что его институт аспирантуры все еще сталкивается с трудностями, но положительные изменения в 2022 году вызывают надежду.
В 2022 году в России началось обучение в аспирантуре для 45 100 человек, что на 1,5 раза превышает показатели предыдущего года (28 тыс. учащихся). Этот рекорд стал значимым для страны за последнюю декаду, как указано в исследовании Института статистических исследований и экономики данных НИУ ВШЭ, обнародованном в мае 2023 года.
Проведённое исследование связывает рост числа аспирантов с увеличением привлекательности научной карьеры и влиянием внешних факторов, среди которых упоминается и возможность отсрочки от армии. Однако Борис Илюхин из ФИРО РАНХиГС подчеркивает, что высокий уровень занятости аспирантов и низкие финансовые вознаграждения делают такую мотивацию недостаточной, поскольку аспирантура нужна людям, стремящимся заниматься наукой.
В 2022 году самой популярной специальностью среди аспирантов стала экономика (22,9%), следовали право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%) и педагогика (5,7%). Завершили обучение по программам аспирантуры 13 900 человек, 12,9% из которых успешно защитили свои диссертации, что является улучшением по сравнению с прошлыми пятью годами.
Из опрошенных аспирантов 67,6% намерены остаться в академической среде, 27,7% планируют уйти в другие области, а 12,1% будут заниматься исследованиями.
Согласно недавнему исследованию, 78,3% аспирантов планируют продолжить карьеру в России, 6% рассматривают возможность кратковременной эмиграции, а 2% желают покинуть страну навсегда.
Объем российского рынка дополнительного профессионального образования в 2022 году составил 793 миллиона академических часов, что на 3,8% меньше, чем в 2021 году. Это стало первым спадом за последние пять лет, как сообщают аналитики BusinesStat в мае 2023 года. Причины падения рынка включают потерю иностранных студентов и уход зарубежных платформ, которые рекламировали курсы.
В период с 2018 по 2021 год наблюдался устойчивый рост учебной нагрузки, который в среднем увеличивался на 6% в год, достигнув 824 миллионов академических часов благодаря развитию отраслей, таких как образование и здравоохранение, где повышение квалификации является обязательным.
Эксперты подчеркивают, что многие программы дополнительного образования реализуются без постоянного преподавательского состава, что требует привлечения специалистов из практики. Это приводит к созданию временных команд доцентов, что затрудняет устойчивость образовательных программ. На рынке дополнительного профессионального образования фиксируется нехватка практикующих преподавателей, что сказывается на качествах предлагаемых курсов.
В бизнес-школах наблюдается рост потребности в практикующих преподавателях. В приемной кампании 2022 года 11 регионов России зачислили 284 330 абитуриентов, что составляет более половины всех выпускников школ.
Лидерами по числу поступающих стали Москва и Подмосковье с 112 004 студентами, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, где зачислили 48 792 человека. Эти данные приведены в исследовании НИЭ ВШЭ.
Стоит отметить, что 75% бюджетных мест в 2022 году получили региональные вузы, в то время как общее количество таких мест осталось неизменным. В 42 субъектах наблюдалось увеличение числа зачислений на бюджет по сравнению с 2021 годом, несмотря на сокращение в 31 регионе, где зачисления уменьшились на 6891 человека.
Эксперты отметили, что в ряде регионов рост доступности сопровождался увеличением качества поступающих, что свидетельствует о результативности мер по привлечению талантливых абитуриентов и повышению конкурентоспособности региональных вузов.
Среди отличившихся вузов — учреждения Нижегородской области, где средний балл ЕГЭ увеличился на 1,02%, и Самарская область с ростом на 1,67%. В то же время в Свердловской и Ростовской областях произошел спад среднего балла ЕГЭ на 2,14% и 1,37% соответственно.
Как сообщает «Ведомости», совокупный прием в Свердловской области в 2022 году вырос до 17 132 человек, что позволяет региону занимать лидирующие позиции.
В 2022 году в вузы России поступило более 17 тысяч студентов из Татарстана, что свидетельствует о росте на более чем 6% по сравнению с 2021 годом. Ростовская область замыкает топ-5 с 15 021 поступившими, однако здесь наблюдается наибольшее сокращение числа абитуриентов — 7,5%.
Важной тенденцией является не только рост числа студентов, но и увеличения бюджетных мест в региональных вузах, которое за два года составило более 20%. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отмечает, что репутация региональных вузов значительно укрепилась, что повлияло на качество приема и роста числа платных студентов.
Особенно выделяются такие учебные заведения, как «Нижегородский государственный университет имени Лобачевского» и «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет». Их успехи подтверждаются увеличением бюджетного приема на 22% и 30% по сравнению с 2020 годом, а также ростом среднего балла ЕГЭ абитуриентов на 1,5 и 2,1 балла соответственно.
В глобальном контексте ситуация с иностранными студентами также интересна: в США на учебу поступило 290 тысяч китайских и 199 тысяч индийских студентов, что составляет более половины от общего числа иностранных учащихся. Южная Корея занимает третье место с 40 тысячами студентов, а из России на учебу уехали лишь 4,8 тысячи человек. В числе других стран отметим Нигерию (14,4 тысячи), Таиланд (5 тысяч) и Венесуэлу (5,3 тысячи).
Это подчеркивает разницу в интересе к образованию за границей, а также значимость роста региональных вузов в России.
Согласно данным Минобрнауки РФ, средний балл зачисления остается стабильным, что свидетельствует о равномерном распределении студентов с высоким уровнем школьной подготовки. Эта тенденция показывает, что такие студенты предпочитают оставаться в своих регионах.
В конце января 2023 года министерство представило проект постановления, касающегося увеличения бюджетных мест в приоритетных направлениях подготовки на 2023–2024 учебный год. Это необходимо в условиях быстрого технологического развития и для улучшения кадровой ситуации в ключевых секторах экономики. В документе прописан механизм перераспределения контрольных цифр приема для образовательных учреждений по специальностям, которые считаются приоритетными.
Премьер-министр Михаил Мишустин также инициировал увеличению доли бюджетных мест в области кибербезопасности с 20% до 30% для ИТ-специальностей в вузах с наступлением 2023 года. Это изменение касается квот на прием студентов на целевое обучение.
Кроме того, 30% мест в области радиотехники и 30% в IT сохраняются за направлением «Конструирование и технология электронных средств». Эти изменения подчеркивают стремление государства адаптироваться к современным требованиям и трендам на рынке труда.
В 2022 году продолжает действовать практика выделения 10% мест для специальности «Математика», а квоты на целевое обучение формируются правительством на основании региональных заявок.
Студенты, получающие образование по таким направлениям, как «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», и другим, могут рассчитывать на 60% целевых мест. Эти студенты учатся бесплатно, но после выпуска обязаны отработать три года по направлению работодателя.
Также в 2022 году наблюдается удвоение бюджетных мест для ИТ-направлений — 160 тысяч абитуриентов имеют шанс поступить бесплатно на факультеты информационных технологий. Кроме того, около 100 тысяч школьников с 8 по 11 класс смогут пройти двухгодичные курсы по языкам программирования. Это делается в рамках усилий по импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета страны.
По поручению Владимира Путина, количество бюджетных мест в вузах продолжает увеличиваться. В новом учебном году 106 университетов начнут обязательное обучение по ИТ-курсам в рамках программы «Приоритет-2030». Это шаг направлен на подготовку специалистов для быстроразвивающихся отраслей, чтобы обеспечить устойчивое развитие национальной экономики.
По окончании университета студенты получат двойную квалификацию — по своей основной специальности и в области информационных технологий (ИТ). Это стало известно из заявления заместителя министра науки и высшего образования Андрея Омельчука, сделанного на совещании с представителями вузов 23 июня 2022 года.
В мероприятии также участвовал министр цифрового развития Максут Шадаев. Программа «Приоритет-2030», стартовавшая в мае 2021 года, предполагает финансирование вузов для развития образовательных проектов.
В апреле 2022 года был запущен проект «Цифровые кафедры», в рамках которого вузы начали разрабатывать ИТ-курсы для дополнительного профессионального образования. С 1 сентября студенты, например, Московского политеха, смогут изучать ИТ-модули, где они научатся применять программные средства, анализировать данные и работать с web-технологиями.
Однако, как отметил Омельчук, курсы будут не дополнительными, а обязательными, что позволит интегрировать ИТ-модули в основные образовательные программы.
Он подчеркнул, что внедрение цифровых технологий должно происходить в областях, таких как инженерия, медицина и гуманитарные науки. В числе вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», можно назвать Московский городской педагогический университет и Театральный институт имени Бориса Щукина.
Таким образом, образовательная система стремится к интеграции технологий в различные направления подготовки.
Недавние изменения в области высшего образования в России связаны с недостаточной подготовленностью выпускников в сфере ИТ. Замминистра представил данные, согласно которым только 3–5% студентов умеют работать с большими данными.
В настоящее время проект реформы находится на стадии проработки. Оценка цифровых компетенций студентов будет систематически проводиться на различных этапах их обучения. Качество образовательных программ будет анализироваться экспертами из ведущих ИТ-компаний, что должно повысить подготовку специалистов.
Изменения становятся обязательными для вузов, несмотря на некоторые протесты, так как правительство намерено привязать к каждому образовательному учреждению одну-две профильные ИТ-компании. Однако представители вузов выразили опасения, что из-за нехватки времени они не смогут в должной мере подготовиться к новым требованиям.
Важным событием стало и исключение всех российских вузов из Болонской системы, что, согласно заявлениям замминистра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева, произошло на фоне поддержки военной операции на Украине. Он также отметил, что при вступлении в Болонский процесс Россия не брала на себя никаких международных обязательств, поскольку присоединение России к декларации не требует подписания официальных договоров.
В условиях современных вызовов российская система высшего образования требует кардинальных изменений. Это мнение озвучил министр образования РФ Валерий Фальков, отметив необходимость адаптации к новым технологическим и экономическим реалиям.
По его словам, за 20 лет применения Болонской системы было выявлено, что некоторые аспекты этой модели не способствуют достижению поставленных целей. Например, возможность поступления в магистратуру без профильного образования негативно сказывается на качестве образования.
Сергей Степашин, председатель Ассоциации юристов России, поддержал идею о выходе из Болонского процесса и возвращении к традиционному формату специалитета и аспирантуры. Он подчеркнул, что присоединение к Болонскому процессу не оправдало ожиданий и привело к утрате ключевых достоинств классического образования.
24 мая 2022 года Валерий Фальков анонсировал разработку уникальной российской образовательной системы, ориентированной на потребности экономики и интересы студентов. В этом контексте президент России Владимир Путин акцентировал внимание на важности увеличения бюджетных мест, способствующих быстрому импортозамещению.
Вузам поставлена задача сохранить высокие стандарты подготовки квалифицированных кадров, необходимых для ключевых отраслей экономики.
Фокус внимания на специальностях для импортозамещения и достижения технологической самостоятельности России озвучил заместитель председателя Правительства РФ. Он сообщил, что на 2023/24 учебный год выделено 590,1 тыс. бюджетных мест, из которых более 73% получат образовательные учреждения в регионах.
Наибольшее количество мест предусмотрено для инженерных и технических направлений — 245 тыс., на втором месте находятся педагогические науки (почти 75 тыс.), следуют общественные и медицинские специальности (68 тыс. и 53 тыс. соответственно).
В правительстве уточнили, что сохраняется высокий уровень бюджетных мест по укрупнённым группам специальностей, готовящих кадры для цифровой экономики. В этом учебном году вузам выделено 160 361 бюджетное место, из которых 112 993 направлены в регионы.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков акцентировал внимание на том, что министерство активно работает над увеличением числа бюджетных мест для студентов. При этом фундаментальное значение в распределении мест имеют потребности в кадрах, заявленные региональными властями и крупными работодателями.
Напомним, что в феврале 2022 года были даны поручения президента Владимира Путина по созданию не менее 25 кампусов образовательных организаций высшего образования к 2030 году в рамках государственно-частного партнерства, с обеспечением необходимых финансов на реализацию проекта.
Правительству, ВЭБ.РФ и регионам поручено определить понятие «кампус» и разработать порядок их создания и эксплуатации. Президент Путин также акцентировал внимание на необходимости стимулирования участия инвесторов и концессионеров в данном проекте.
По данным ВЭБ.РФ, ожидаемые инвестиции в создание кампусов составляют 607 миллиардов рублей до 2030 года, из которых 278 миллиардов – это средства частных инвесторов.
В феврале 2022 года Минобрнауки предложило перераспределить бюджетные средства, предназначенные для программы академической мобильности, на создание кампусов. Как указал представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко, кампусы смогут заметно поспособствовать достижению национальных целей и улучшению позиций России в области исследований и разработок на международной арене.
Управляющий директор ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич отметил, что новые кампусы не потребуют государственного финансирования в период эксплуатации. Они будут управляться негосударственными операторами и предлагают не только учебные и научные лаборатории, но также современные студенческие городки, спортивные и досуговые объекты, а также общественные пространства для местных жителей. Это создаст благоприятные условия для обучения и развития молодых людей, а также поможет улучшить качество жизни в регионах.