Государственные расходы на образование в России и динамика студентов в 2022 году

Май 8, 2025 / 14:38

По данным отчета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2022 году государственные расходы на образование в России достигли 5,5 трлн рублей, что составляет около 9,9% от всех государственных расходов. Для сравнения, в таких странах, как Япония, Италия и Франция, этот показатель колебался между 7,8% и 9,7%.

В образовательных учреждениях России в 2022 году обучались 32,6 млн человек, что составляет приблизительно одну пятую часть населения. Из этого числа более половины студентов (17,7 млн) обучались в организациях общего образования.

Государственные расходы на образование в России и динамика студентов в 2022 году

В учебном году 2022–2023 по программам подготовки специалистов среднего звена учились почти 3 млн человек, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим учебным годом. Число студентов, обучающихся по бакалавриату, специалитету и магистратуре, составило 4,1 млн, что на 2,1% больше по сравнению с 2021–2022 годами. Это свидетельствует о восстановлении численности студентов после предыдущего сокращения.

Кроме того, выпуск из российских вузов по данным программ в 2022 году составил 816,3 тыс. человек, что на 3 тыс. больше, чем в 2021 году.

Отдельно стоит отметить рост количества дипломированных специалистов в области информатики и информационной безопасности. В 2020 году их число составляло 34,9 тыс., и этот показатель продолжает увеличиваться, что говорит о высоком спросе на эти профессии в современном экономическом контексте.

В 2022 году в России количество выпускников в сфере «Информационно-коммуникационные технологии» составило 39,5 тысяч, что соответствует 5,9% от общего числа выпускников. Этот показатель превышает аналогичные данные других стран: США — 5,2%, Германия — 5%, Республика Корея — 4,6%, Канада — 4,4%, Великобритания — 4,2%, Франция — 4%, Швеция — 3,7%, и Италия — 1,3%.

В то же время по направлению здравоохранения и медицинских наук выпускники увеличились до 45,1 тысяч, что составляет 5,5% от общего числа. Для сравнения, в 2021 году этот показатель равнялся 42,8 тысяч, что было 5,3%.

Кроме того, министр труда и социальной защиты РФ, Антон Котяков, на заседании Совета законодателей в апреле 2025 года сообщил, что в сфере образования России в настоящее время трудятся около 5,4 миллионов человек. Из них почти 2,5 миллиона работают в государственных учреждениях. Среди них более 1,3 миллиона — это школьные учителя, свыше 600 тысяч — воспитатели детских садов, порядка 260 тысяч — педагоги дополнительного образования, 156 тысяч — преподаватели колледжей и 177 тысяч — преподаватели высших учебных заведений.

Министр отметил, что к 2030 году для эффективного развития российской экономики необходимо подготовить или вернуть в профессию около 200 тысяч специалистов.

Министерство образования России отметило растущую потребность в педагогических кадрах, объяснив ее увеличением числа учащихся в средних и старших школах. Необходимость ежегодного обучения около 96 тыс. преподавателей, среди которых 40 тыс. должны быть школьными учителями, стала актуальной.

В целом до 2030 года стране потребуются свыше 480 тыс. специалистов в сфере образования, включая дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Однако проблемы с кадрами остаются: каждый четвертый студент на педагогических специальностях не завершает обучение. Уровень трудоустройства выпускников-педагогов через два года после окончания учебы составляет 78%, при этом лишь 42% работают по специальности.

Средний возраст работников образования достигает 44 лет, а среди школьных учителей — 46 лет. Около трети педагогов старше 55 лет, что подчеркивает старение преподавательского состава.

Кроме того, по данным Минобрнауки, более 1 млн студентов обучаются на платной основе, почти половина из них выбирает специальности в области юриспруденции и экономики.

В 2024 году 2 409 828 студентов занимались на платной основе, что составило около 50% от общего числа обучающихся в стране.

Согласно последним данным, 1 032 546 человек, что составляет 42,5%, выбрали экономические и юридические направления для своего обучения. При этом более 33% всех выданных образовательных кредитов под льготную ставку 3% предназначены как раз для студентов этих специальностей.

В платной системе обучения зарегистрировалось 1 миллион студентов, среди которых половина изучает юриспруденцию и экономику. Пресс-служба Минобрнауки сообщает, что такая ситуация создает дисбаланс на рынке труда, который не может быть исправлен в рамках действующего законодательства.

Существующий избыток специалистов в области экономики и права требует пересмотра подходов к организации платного приема в вузах. Президент России Владимир Путин поручил разработать новые меры по государственной поддержке образовательного кредитования, предложив предоставлять льготные кредиты только для профессий, способствующих технологическому развитию страны.

Также рассматривается возможность предоставления Минобрнауки полномочий согласовывать количество мест для платного обучения в вузах. Министерство уже начало разработку новых подходов, включая установление предельной квоты на набор студентов по специальностям с избытком кадров.

Эти изменения направлены на улучшение качества высшего образования и более точное соответствие подготовки специалистов актуальным требованиям экономики и социальной сферы России.

В 2024 году количество частных вузов в России увеличилось на 5,1%, достигнув 347 учреждений. Это значение стало известно из исследований Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, зафиксировавших первый рост сектора с 2017 года. Данные получены на основе статистических форм Министерства науки и высшего образования.

С 2017 года общее количество коммерческих вузов с филиалами уменьшилось на 21%. Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что рост частных вузов связан с тем, что некоторые россияне стремятся избегать мобилизации, выбирая очно-заочную форму обучения, позволяющую совмещать учёбу и работу.

Также отмечается, что компании создают собственные вузы из-за нехватки специалистов. Представитель Глобального университета Рыбакова, Елена Морозова, подчеркнула практическую направленность учебных программ частных вузов, которые ориентируются на реальные потребности бизнеса.

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев отметил появления новых частных университетов, предоставляющих качественное образование. Эти вузы отличаются от старых «фабрик по выдаче дипломов» и поддерживаются бизнесом.

Татьяна Блинова из ЦЭНО РАНХиГС добавила, что также рост числа частных вузов объясняется более низкой стоимостью обучения в сравнении с платными программами государственных высших учебных заведений.

В российских частных вузах на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры обучается в среднем 4700 студентов. По данным замминистра науки и высшего образования России Дмитрия Афанасьева, количество государственных вузов сократилось на 6% за период с 2017 по 2024 год, достигнув 924 учебных заведений.

Доля инженерных специальностей в вузах в 2024 году составила 41% от общего числа бюджетных мест, что соответствует показателям советского времени. В последние пять лет количество бюджетных мест на инженерные направления увеличилось на 21%, отвечая на потребности экономики в кадровых ресурсах.

Также стоит отметить, что в 2024 году произошли позитивные изменения в числе абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике: наблюдается прекращение снижения количества сдающих и рост числа выпускников, набравших более 60 баллов.

В рамках программы создания передовых инженерных школ удалось привлечь 250 индустриальных партнеров, что положительно сказалось на увеличении частных инвестиций, достигнувших 42 миллиарда рублей. Эти инвестиции превысили государственные на 12 миллиардов рублей, что говорит о растущем интересе бизнеса к инженерному образованию.

В дальнейшем планируется открытие 50 новых инженерных школ, что создает дополнительные возможности для подготовки специалистов в современных технологических отраслях. Данная инициатива реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети», где отраслевые предприятия активно участвуют в создании новых учебных заведений, подчеркивая важность совместной работы для развития образовательной среды.

Увеличение числа студентов, обучающихся на инженерных специальностях, говорит о стратегическом изменении в системе высшего образования, направленном на подготовку квалифицированных технических специалистов. Это связано с растущими потребностями промышленности в высококвалифицированных кадрах. Новая программа развития инженерных школ позволяет готовить специалистов, способных решать современные технологические задачи.

Согласно информации, предоставленной министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым, количество студентов в колледжах по информационно-технологическим специальностям достигло 376 тыс., что на 42% больше по сравнению с предыдущими тремя годами. Занятость выпускников ИТ-специальностей составляет 82%. Министерство просвещения, совместно с Минцифры и Минпромторгом, работает над созданием олимпиады по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам в рамках стратегии развития образования до 2036 года.

За последние четыре года число бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах удвоилось, в 2024 году на бюджетной основе обучается 125 тыс. человек, дополнительно 70 тыс. учатся платно. В 500 вузах, готовящих ИТ-специалистов, сейчас учится более 600 тыс. студентов. В рамках программы «Код будущего» за четыре года около 400 тыс. школьников прошли бесплатные курсы программирования, что является значительным шагом к повышению квалификации молодежи в IT-сфере.

Многие выпускники успешно сдали ЕГЭ по информатике и поступили на ИТ-специальности в вузах. В России функционирует 100 «цифровых кафедр», предлагающих студентам других направлений получить ИТ-квалификацию.

Более 200 тысяч студентов уже прошли обучение в сфере информационных технологий. В настоящее время разрабатывается стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года; её презентация запланирована на март 2025 года.

Документ будет определять пути развития ИТ-образования, включая усиление олимпиадного движения в робототехнике и беспилотных летательных аппаратах, для чего уже создана необходимая инфраструктура.

Кроме того, вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил успешность государственной программы «Приоритет-2030», привлечущей 136 млрд рублей от более чем 6 тысяч индустриальных партнеров, что подтверждает доверие бизнеса к проекту.

Также было проведено исследование, показывающее, что наиболее быстрой окупаемостью в платном образовании обладают направления менеджмента и информационных технологий; по данным НИУ ВШЭ, срок окупаемости высшего образования в различных областях составляет от трех до семи месяцев.

Исследование проводилось с целью анализа стоимости обучения в магистратуре и медианной зарплаты выпускников.

Лидером по быстроте «окупаемости» стало направление менеджмента: стоимость образования составляет ₽289,5 тыс., а средняя зарплата выпускников – ₽95,6 тыс., что дает срок окупаемости в три месяца.

На втором месте – сфера искусственного интеллекта (ИИ) с периодом окупаемости 3,1 месяца при стоимости обучения в ₽595,7 тыс. и среднем заработке в ₽190,4 тыс.

Замыкает тройку лидеров ИT, где окупаемость составляет 3,3 месяца, стоимость образования – ₽582,4 тыс., а средняя зарплата – ₽175,2 тыс.

В области медиа, дизайна, финансов и маркетинга сроки окупаемости варьируются от четырех до пяти месяцев. Например, обучение в сфере медиа обойдется в ₽423,7 тыс. с зарплатой выпускников ₽111,9 тыс. – это окупается за четыре месяца.

Образование в маркетинге, стоимостью ₽491,2 тыс. при месячном доходе в ₽103 тыс., возмещает затраты за пять месяцев.

По профессиям наибыстрая окупаемость у специалистов по машинному обучению, достигая чуть более двух месяцев. За ними следуют инженеры компьютерного зрения и данные.

В сфере финансов на первом месте инвестиционные и финансовые аналитики с окупаемостью 2,7-3,4 месяца.

В области маркетинга выделяются специалисты по медиапланированию (2,8 месяца) и бренд-менеджеры (4,9 месяца).

В 2024/25 учебном году лидеры российского образования существенно увеличили цены на обучение.

Согласно информации издания «Ведомости», опубликованной 13 июня 2024 года, Московский физико-технический институт (МФТИ) стал лидером по увеличению цен на образовательные программы бакалавриата, повысив стоимость в среднем на 20%.

Например, цена на программу «прикладная математика и физика» возросла с 389 тыс. до 467 тыс. рублей, программа «информатика и вычислительная техника» поднялась с 432 тыс. до 519 тыс. рублей, а стоимость «ядерной физики и технологий» увеличилась с 504 тыс. до 605 тыс. рублей.

В МФТИ объясняют этот рост необходимостью привести коммерческие цены в соответствие с реальными затратами на обучение.

Другие вузы также изменили стоимость обучения. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) повысил цены на программы от 4,5% до 13%, при этом обучение на «журналистике» подорожало до 662 тыс. рублей, а «международные отношения» - до 740 тыс. рублей.

Уральский федеральный университет (УрФУ) увеличил стоимость бакалавриата и специалитета на 8-10%. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) подняли цены в пределах 4,5%.

В то же время, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Томский политехнический университет (ТПУ) увеличили стоимость на 6,5%. Московский государственный университет (МГУ) и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ пока не изменили цены на свои программы.

Проректор РАНХиГС Владимир Колодкин отметил множество факторов, влияющих на цены в сфере образования, среди которых уровень инфляции, индексация заработной платы, рыночная ситуация и спрос. Он подчеркнул, что образование представляет собой не просто рынок, а ключевую сферу для государства, способствующую воспроизводству знаний и культуры.

В 2023 году объем рынка дополнительного детского образования в России составил 3,04 млрд академических часов, что на 2,5% больше, чем в 2022 году. Основным фактором роста стала индексация реальных располагаемых доходов населения, о которой сообщается в исследовании BusinesStat. В 2019 году объем рынка составлял 3,08 млрд часов, показав рост на уровне 8,6% по сравнению с предыдущим годом. Этот рост также поддерживался господдержкой и потребностью в дополнительном образовании, возникшей на фоне проблем школьного образования.

Тем не менее, пандемия COVID-19 серьезно затронула данную отрасль. Многие дети прекратили посещать кружки и секции из-за экономических трудностей семей и перехода на дистанционное обучение. Нехватка альтернатив для очных занятий привела к падению рынка в 2020 году на 10,2%, до 2,77 млрд академических часов.

В 2021 году, после ослабления пандемийных ограничений, объем дополнительного образования для детей увеличился на 7,9%, составив 2,98 млрд академических часов. Однако в 2022 году произошел небольшой спад на 0,4% до 2,97 млрд часов, что связано с ухудшением экономической ситуации и изменением приоритетов в расходах семей.

Основные преимущества дополнительного образования перед основным заключаются в разнообразии видов деятельности, что позволяет детям выбирать занятия в соответствии с их интересами и способностями.

Тем временем, в 2023 году количество учащихся в российских учреждениях среднего профессионального образования возросло на 5,8%, составив 1,22 млн человек, по сравнению с 1,15 млн в 2022 году. Этот рост объясняется несколькими факторами, среди которых доступность и кратковременность программ обучения, что позволяет молодежи быстрее получать профессию и достигать финансовой независимости.

Также на рынке труда наблюдается повышенный спрос на специалистов среднего звена, что способствует популярности этой формы образования. Важно отметить, что выпускники техникумов и колледжей имеют возможность продолжить обучение в вузах без необходимости сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены.

В 2019 году количество студентов, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, составило 1,04 млн.

В 2020 году в России был зарегистрирован рост числа студентов колледжей на 6,9%, достигнув 1,11 миллиона. Однако в 2021 году после такого скачка количество поступающих уменьшилось на 3,3%, составив 1,08 миллиона.

В 2022 году ситуация улучшилась: число студентов вновь увеличилось на 6,9%, достигнув 1,15 миллиона. В целом, с 2019 по 2023 год количество студентов в техникумах и колледжах страны возросло на 17%.

В 2023 году среди абитуриентов наиболее популярными оказались направления: «информационные системы и программирование», «сетевое администрирование», «сестринское дело», а также «строительство» и «машиностроение».

К концу 2023 года в России насчитывалось 337,8 тысяч программ дополнительного профессионального образования — на 5% больше по сравнению с предыдущим годом, согласно исследованию BusinesStat.

Эти программы включают как повышение квалификации, так и профессиональную переподготовку. В 2019 году в стране работали 6035 организаций, предоставляющих такие образовательные услуги, а к 2023 году их число возросло до 7050, что демонстрирует рост на 16,8%.

Главным драйвером этого сегмента стало корпоративное обучение, которое теперь охватывает не только внутренние программы для сотрудников, но и предлагает услуги на открытом рынке.

Отрасль дополнительного профессионального образования в России активно развивается, особенно в условиях онлайн-форматов. В 2019 году было зарегистрировано около 285,7 тыс. программ, но в 2020 году наблюдался спад на 6,6% из-за пандемии COVID-19, которая сильно сказалась на платежеспособности населения и вызвала необходимость самоизоляции.

Однако уже в 2021 году количество программ начало расти, увеличившись на 1,3% и достигнув 270,2 тыс. программ. Следующий год, 2022, стал особенно успешным: количество программ возросло на 19% до 321,7 тыс. Это связано с изменениями в экономике и увеличением спроса на переподготовку, особенно среди граждан среднего и старшего возраста, а также с государственной поддержкой непрерывного образования.

Несмотря на рост числа программ, в российских вузах продолжается снижение доли преподавателей с учеными степенями. Так, в 2023 году доля кандидатов наук составила 57,3%, а докторов наук — 14,7%. Исследования показывают, что если ситуация не изменится, к 2035 году дефицит таких кадров может достигнуть 18,2 тыс. кандидатов наук и 2,5 тыс. докторов наук.

Это представляет серьезную проблему для качества академического образования в стране, учитывая, что подготовка квалифицированных специалистов требует как наличия опытных преподавателей, так и адаптации учебных планов к современным требованиям.

Ситуация с кадровым потенциалом в российских университетах вызывает серьезные опасения, о чем свидетельствуют мнения экспертов. Основная проблема заключается в отсутствии долгосрочной стратегии по развитию научных кадров. Вузы не учитывают в полной мере данные о количестве аспирантов и не прогнозируют, сколько специалистов с учеными степенями покинут учреждение в будущем.

По статистике на 2020 год, 74 271 кандидат наук покинул позиции в профессорско-преподавательском составе, в то время как количество выпускников аспирантуры, способных занять освободившиеся места, составило всего 66 263 человека. Данная ситуация становится критической, поскольку Россия значительно отстает в подготовке аспирантов по сравнению с ведущими странами.

Вице-президент РАН Степан Калмыков объясняет это финансовыми трудностями: стипендии университетов остаются низкими, а совмещать работу и учебу удается не каждому. Как следствие, многие аспиранты вынуждены оставлять учебу. По прогнозам, к 2035 году число кандидатов наук в вузах уменьшится до 42,6%, а докторов наук — до 6,9% от общего состава педагогов.

В 2023 году количество студентов, поступивших в российские вузы, составило 1,29 млн человек, что на 14% больше, чем в 2019 году, когда этот показатель был 1,13 млн. Эти данные подчеркивают тенденцию к росту числа студентов, тем не менее они не решают проблему нехватки квалифицированных научных кадров, что требует срочных мер со стороны образовательных учреждений.

В данном обзоре рассматриваются три уровня высшего образования в России: специалитет, бакалавриат и магистратура, при этом аспирантура и ординатура не включаются в анализ.

По состоянию на 2023 год в стране насчитывается 1248 вузов, что на 3% меньше, чем в 2019 году, когда действовало 1287 учреждений. Статистика охватывает как бюджетные, так и коммерческие сегменты.

В 2020 году прием студентов в высшие учебные заведения снижался на 3,2%, составив 1,09 миллиона, что связано с уменьшением численности молодежного контингента и понижением платежеспособности населения на фоне пандемии COVID-19.

Однако в 2021 году наблюдался рост приема на 3,3%, а в 2022 году увеличение составило 6,4%, достигнув 1,2 миллиона студентов. К 2023 году прибавка продолжается, составив 7,2%.

Такой рост в последние годы обусловлен увеличением числа молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет — с 9,6 миллиона в 2020 году до 10,3 миллиона в 2023 году. Также отложенный спрос на высшее образование, возникший в результате пандемии, начал реализовываться.

В качестве фактора, способствующего увеличению приема на платные программы, упоминается развитие дистанционного обучения, которое позволяет университетам расширять количество мест с меньшими затратами. Кроме того, изменения в условиях образовательных кредитов позитивно сказываются на коммерческом секторе высшего образования.

В 2023 году в России количество диссертаций сократилось на 22% по сравнению с предыдущим годом. По информации Российской книжной палаты, менее 8 тысяч авторефератов поступило в Российскую государственную библиотеку, что на 2,2 тысячи меньше, чем в 2022 году. Директор РКП, Елена Ногина, отметила, что эта тенденция снижения продолжает наблюдаться в течение нескольких лет.

Эксперты, опрошенные РБК, связывают уменьшение числа диссертаций с недостаточной мотивацией студентов к научной деятельности. Отсутствие значительных стимулов для получения ученой степени влияет на выбор аспирантов, которые зачастую ищут проще пути. Вместо проведения исследований, многие из них сосредотачиваются на прохождении дополнительных курсов и завершении аспирантуры без защиты диссертации.

Как утверждает профессор Николай Кудряшов из МИФИ, такой подход приводит к падению числа серьезных исследований как в теоретической, так и в прикладной науке.

Таким образом, аспирантура превратилась в третью ступень образования после бакалавриата и магистратуры, что делает акцент на обучении, а не на научной работе. Это явление подрывает научный потенциал и перспективы развития науки в стране, создавая риски уменьшения уровня научных достижений среди молодых специалистов.

По словам экспертов, снижение количества защит диссертаций наиболее заметно в физико-математических и технических науках, где создание научных работ требует значительных усилий.

19 декабря 2023 года Минобрнауки РФ обнародовало информацию о финансировании грантовой поддержки в рамках государственной программы «Приоритет-2030» в 2024 году, которое составит более 31 млрд рублей. Эти средства будут распределены среди 118 вузов в 50 регионах страны.

Базовым университетам выделят суммы от 100 до 378 млн рублей, а 12 вузов дальневосточной части получат от 120,3 до 288,6 млн рублей. Для базовой части гранта в 2024 году предусмотрено 17,98 млрд рублей, что значительно больше, чем в 2023 году, когда сумма составила 13,48 млрд рублей.

В Приволжском федеральном округе 22 университета стали победителями программы, что является вторым результатом среди всех округов. Минобрнауки также отметило, что в начале 2024 года будет проведен дополнительный отбор для участия в программе «Приоритет-2030».

Существуют и университеты-кандидаты, которые, не получая грантов, представляют свои программы развития и отчитываются о выполнении поставленных задач. Если университет-кандидат достигнет необходимых показателей, он сможет получить базовую часть гранта и претендовать на специальные условия.

Напомним, что после первого отбора в 2021 году 15 вузов остались в статусе кандидатов. Программа «Приоритет-2030» остается открытой для новых участников.

Университеты, демонстрирующие низкие результаты, могут утратить статус участника или быть переведены из специальной части грантового финансирования в базовую, заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. При этом учебные заведения, которые ранее не участвовали в программе, имеют возможность подать заявки на участие, при условии, что они тщательно проработают свои предложения.

В то же время, по данным Министерства интеграции, социального обеспечения и миграции Испании, страна зафиксировала рекордный рост числа студентов из стран, не входящих в ЕС. С середины 2022 года иностранные студенты получили возможность совмещать учебу с работой до 30 часов в неделю, что значительно облегчило финансовую нагрузку на них. К концу 2023 года в Испании зарегистрированы около 76 тысяч студентов из стран вне ЕС, среди которых наиболее заметный прирост наблюдается среди россиян: их количество увеличилось до 4,3 тысячи, что составляет 73% роста. В то же время наибольшее количество студентов по-прежнему прибывает из Колумбии, США и Китая.

Согласно информации, озвученной заместителем председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой, 60% российских выпускников 9-х классов продолжают обучение в колледжах, отражая растущую популярность системы среднего профессионального образования. В 2023 году количество студентов, поступивших в учебные заведения СПО, достигло 1,2 миллиона. На начало октября 2023 года занятость выпускников колледжей составляет около 80%. Это свидетельствует о том, что среднее профессиональное образование в России включает более 3,5 тысяч различных программ.

В России на сегодняшний день функционирует множество колледжей, где более 3,7 миллиона студентов осваивают практически 500 различных специальностей, охватывающих такие секторы, как промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, социальная сфера, а также искусство и информационные технологии.

В этих учебных заведениях трудится около 200 тысяч педагогов. По данным Татьяны Голиковой, в 2022/2023 учебном году колледжи выпустят 812 тысяч студентов, среди которых 129 тысяч уже нашли работу, а 338 тысяч определились с будущим трудоустройством.

В то же время в высших учебных заведениях планируется выпуск около 916 тысяч человек, в том числе 197 тысяч инженеров.

Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения России, сообщил о том, что в систему среднего профессионального образования поступают учащиеся с высокими показателями, которые целенаправленно выбирают себе профессию.

Важной инициативой в этой сфере стала программа «Профессионалитет», нацеленная на непосредственное связывание потребностей работодателей и образовательного процесса.

Это сотрудничество позволяет работодателям не только озвучивать свои ожидания, но и принимать участие в подготовке специалистов. Одним из результатов этой программы является высокий уровень трудоустройства выпускников, который достигает 85% и сопоставим с лучшими мировыми стандартами.

В России наблюдается высокий интерес к образовательным учреждениям, о чем сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко 4 сентября 2023 года на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина.

Наиболее востребованными вузами стали «Российская академия народного хозяйства и госслужбы» (РАНХиГС), «Казанский федеральный университет», «Уральский федеральный университет», «НИУ Высшая школа экономики» и «Финансовый университет при правительстве». Как видно из данных, самыми популярными направлениями среди абитуриентов стали информатика, педагогика, экономика, юриспруденция и менеджмент.

Согласно информации от пресс-службы ВШЭ, количество заявлений в этом учебном году возросло на 10%, достигнув 91 000. Более 9300 студентов было зачислено на бакалавриат и свыше 6500 на магистратуру.

Студенты выбирают ВШЭ для получения качественного образования и мягких навыков, необходимых в профессиональной деятельности. РАНХиГС также сообщил о своем успехе в привлечении абитуриентов, выставив 64 319 заявлений на бюджетные места.

В этом вузе обучается 14 774 студента на очной форме, из которых 4910 учатся в Москве, а 9864 – в филиалах. При этом 36,5% от зачисленных на бюджет составляют победители олимпиад.

По информации на начало сентября 2023 года, в России обучается почти 4,5 миллиона студентов.

В учебном году 2023/2024 число первокурсников в российских вузах составило 1 236 022 человека, из которых 626 278 получили бюджетные места, включая 37 089 для вузов новых регионов.

По данным «Ведомостей», более 375 тыс. абитуриентов воспользовались сервисом «Поступление в вуз онлайн» для подачи документов.

Средняя стоимость обучения в ведущих вузах увеличилась на 12% по сравнению с прошлым годом. Например, в программе «информационные системы и технологии» стоимость возросла с 286 000 до 340 000 руб., а на «прикладной математике» — с 256 000 до 310 000 руб. Обучение на «физике» подорожало с 287 000 до 350 600 руб.

Наибольшее повышение цен коснулось программ «экономика и управление бизнесом», а также «мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», где обучение увеличилось на 12%, достигнув 460 000 руб.

Программы, такие как «юриспруденция: междисциплинарные исследования», «международные отношения» и «диджитал-реклама и связь с общественностью», выросли на 10%, что привело к стоимости в 450 000, 596 000 и 430 000 руб. соответственно. Программы «деловая и политическая журналистика» и «маркетинг» подорожали на 9%, достигнув 395 000 и 380 000 руб.

Одновременно, в июне 2023 года Правительство РФ утвердило новый стандарт оснащения университетских кампусов, целью которого является оптимизация проектов лабораторных комплексов и повышение их качества, а также унификация требований к научной инфраструктуре.

Кабмин представил документ, который на 29 июня 2023 года еще не был опубликован, в котором детали касаются классификации лабораторных комплексов университетских кампусов. Каждая категория будет иметь свои особенности работы. Например, в учебно-научных лабораториях студенты различных направлений смогут заниматься проектной деятельностью, что будет способствовать достижению образовательных результатов. Такой подход упростит и улучшит процесс запуска лабораторий.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркивает, что создание современных университетских кампусов связано с изменением роли вузов в развитии страны и регионов. Они должны стать площадками для сотрудничества университетов с научными организациями, бизнесом и властями. Лаборатории, создаваемые в этих кампусах, будут оснащены современным оборудованием, что привлечет молодых людей в науку еще во время их учебы.

Согласно вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, к 2030 году в России планируется создать 25 современных кампусов мирового уровня, из которых 17 проектов находятся в процессе реализации.

По сообщениям пресс-службы правительства, в России за последние 12 лет наблюдается значительное снижение числа защит кандидатских диссертаций. В 2010 году этот показатель составлял 33 700 защит, а к 2022 году сократился до 11 400, что указывает на 60-процентное уменьшение.

Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий в интервью выделил основные причины этой тенденции. Он обратил внимание на то, что аспирантура долгое время рассматривалась как третья ступень образования, что способствовало уменьшению научной активности.

В результате за этот срок число аспирантов снизилось на 30%, а в 2022 году менее половины принятых аспирантов завершили обучение. Садовничий также отметил, что сокращение защищенных диссертаций составляет 9% в год, что является тревожным сигналом для науки.

В последние годы намечается тенденция к некоторой стабилизации процесса защиты диссертаций, но этого недостаточно для полноценного воспроизводства научно-педагогических кадров. С учетом текущего положения, необходимо пересмотреть подходы к аспирантуре и развитие научной деятельности, чтобы обеспечить качественные образовательные результаты.

По данным, представленным исследовательской компанией BusinesStat в октябре 2023 года, в 2022 году российские вузы выпустили 36 тысяч выпускников с дипломами в области математики и естественных наук, а также аналогичное количество специалистов в информатике и вычислительной технике. В то же время число экономистов и управленцев составило 166 тысяч, а юристов — 89 тысяч. Проректор Садовничий отметил, что такое распределение выпускников является не оптимальным.

По данным того же исследования, прием в техникумы и колледжи России в 2022 году вырос на 16,2% по сравнению с 2018 годом, составив 1,15 миллиона человек. Это увеличение также на 6,5% больше, чем в 2021 году, с показателями, достигшими 1,11 миллиона в 2020 и 1,15 миллиона в 2022 году. Снижение доступности высшего образования, вызванное ухудшением финансового положения населения, сделало среднее профессиональное образование более привлекательным выбором для тех, кто хочет быстрее получить профессию.

Выпускники 9-11 классов заняли ключевую позицию среди поступающих в техникумы и колледжи, учитывая рост числа молодежи в возрасте от 15 до 20 лет с 8,3 миллионов в 2018 году до 9,1 миллионов в 2022 году.

Государственная политика, ориентированная на повышение статуса рабочих профессий, положительно сказывается на образовании. Для оптимизации расходов на содержание образовательных учреждений в России проводятся различные меры, включая объединение отдельных училищ и техникумов с многопрофильными центрами, а также закрытие учреждений, не соответствующих требованиям по набору учащихся.

По данным аналитического агентства «BusinesStat», объем российского рынка дополнительного образования детей в 2022 году составил 2,97 миллиарда академических часов, что на 0,3% меньше, чем в 2021 году. Исследователи связывают это снижение с плохой экономической ситуацией в стране, уменьшением доходов населения и изменением приоритетов в расходах семей. Однако в 2021 году рынок дополнительно вырос на 7,6%, достигнув 2,98 миллиарда часов, так как многие дети занимались с репетиторами, чтобы восполнить пробелы в знаниях из-за дистанционного обучения.

Дополнительное образование детей играет ключевую роль в их долгосрочном развитии, помогая удовлетворять интеллектуальные, нравственные и физические потребности, а также развивать творческие способности и культуру здорового образа жизни.

Дополнительное образование для детей в России финансируется как из государственного бюджета, так и за счет родителей и других попечителей. Программы такого обучения предоставляются в различных учреждениях: специализированных образовательных центрах, общеобразовательных и дошкольных учреждениях, а также в школах.

В период с 2018 по 2022 год число учреждений дополнительного образования увеличилось на 2,5%, что стало частью приоритетной задачи Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Согласно данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2022 году в России защиту кандидатских диссертаций прошли около 9,5 тыс. человек, что на 44,7% больше по сравнению с 2020 годом. Реформы 2010-х годов были направлены на оптимизацию аспирантуры и повышение качества научных работ.

Максимальное число защит было зафиксировано в 2011 году, когда число диссертаций достигло 22,7 тыс. Однако ужесточение требований к кандидатским диссертациям отрицательно сказалось на статистике: минимальное значение защит наблюдалось в 2020 году, когда пандемия COVID-19 обострила ситуацию, и количество защит сократилось до 6,6 тыс. Впоследствии наблюдается восстановление количества защит, что свидетельствует о постепенном улучшении в научной сфере.

В 2022 году в России произошли значительные изменения в процессе защиты кандидатских диссертаций. По данным, около 76% этих защит проходило в учреждениях высшего образования, а 22,3% — в научно-исследовательских организациях. При этом доля защит, проведенных в других структурах, таких как дополнительное профессиональное образование, составила лишь 1,6% от общего числа (всего 157 диссертаций).

Наиболее популярные направления подготовки среди защитившихся в 2022 году включали «Клиническую медицину» с 1,2 тыс. защит (13,1%), «Экономику» — 784 человека (8,2%), «Физику и астрономию» — 600 человек (6,3%), «Языкознание и литературоведение» — 592 человека (6,2%) и «Биологические науки» — 480 человек (5,0%). Эти направления составляют около 40% всех защит кандидатских диссертаций.

Дополнительно, в 2022 году почти каждая четвертая защита (23,8%) проводилась соискателями, не имеющими специальностей, необходимых для подготовки научных кадров. Среди организаций, участвующих в защитах, наибольшее количество соискателей было зарегистрировано в учреждениях дополнительного профессионального образования — 34,4%. В научно-исследовательских организациях этот показатель составил 28,9%, а в вузах — 22,1%.

Национальная статистика также свидетельствует о заметном росте интереса к дополнительному профессиональному образованию. В июле 2023 года аналитики «ГидМаркет» подтвердили, что количество слушателей программ ДПО в 2022 году достигло 8,19 миллиона человек, что является ростом на 17,6% по сравнению с предыдущим годом.

Рекордный рост дополнительного профессионального образования в России свидетельствует о его возрастании значимости и популярности. Эти образовательные программы предоставляют возможности для повышения квалификации и профессионального роста в различных отраслях.

По данным Минобрнауки, к концу 2022 года в стране действовало более 6,6 тыс. подразделений дополнительного профессионального образования, что является значительным повышением по сравнению с предыдущими годами, когда прирост составлял лишь 3-6% в год.

Обучение в этих учреждениях охватывает более 6 миллионов человек ежегодно, что подчеркивает их роль в подготовке кадров. Несмотря на этот рост, рынок сталкивается с вызовами: падение покупательной способности населения и финансовые трудности из-за геополитической ситуации могут привести к уменьшению спроса на специальные образовательные услуги.

Корпоративные клиенты также будут стремиться оптимизировать свои расходы. Примечательно, что количество защит диссертаций в России в 2022 году возросло на 20% по сравнению с 2021 годом, что было озвучено министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым.

Это подтверждает активное развитие научного потенциала страны в условиях текущих экономических реалий.

На недавнем мероприятии были подведены итоги работы министерства науки и высшего образования за 2022 год. Министр Валерий Фальков сообщил, что в России в прошлом году защищено 8,5 тысяч кандидатских и 1,5 тысяч докторских диссертаций.

Для сравнения, в 2020 году цифры составляли 6,5 тысяч и 1 тысяч соответственно. Эти данные подтверждают устойчивую тенденцию к увеличению числа защит диссертаций, зафиксированную в предыдущем году. По мнению министра, это свидетельствует не только об улучшении качества исследований, но и о растущем интересе людей к научной карьере.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, принимавший участие в мероприятии, отметил, что увеличение числа защит диссертаций является значительным достижением. Он подчеркнул, что хотя контроль за диссертациями остается строгим, количество защит продолжает расти.

Фурсенко также акцентировал внимание на важности привлечения новых докторов в университеты для повышения качества образовательной подготовки и обеспечения суверенитета в науке.

Однако Фальков ранее выражал обеспокоенность по поводу негативной динамики в количестве защит, наблюдаемой до 2021 года, что вызывало определенные трудности в аспирантских институтах. Он указал, что меры, предпринимаемые для улучшения ситуации, такие как аудит диссертационных советов, начали давать плоды.

Несмотря на сложности, министерство продолжает работать над динамикой развития системы научных кадров.

В 2022 году в России аспирантуру начали 45 100 человек, что на 1,5 раза больше, чем в 2021 году, когда число учащихся составляло 28 тысяч. По данным Института статистических исследований и экономики данных НИУ ВШЭ, этот показатель стал рекордным для страны за десятилетие.

Причины роста числа аспирантов связаны с повышением привлекательности научной карьеры, а также некоторыми внешними факторами, такими как возможность отсрочки от армии. Однако директор Научно-исследовательского центра РАНХиГС Борис Илюхин считает, что только этот фактор не является определяющим, поскольку аспирантура требует значительных усилий и не обеспечивает серьезного дохода.

Кроме этого, комиссии по приему аспирантов ориентированы на отбор кандидатов, стремящихся заниматься наукой. В числе популярных специальностей среди аспирантов в 2022 году выделяются: экономика (22,9%), право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%), педагогика (5,7%).

Завершили обучение по аспирантским программам 13 900 человек, из которых 12,9% защитили диссертации — показатель, который также превышает результаты последних пяти лет. Примечательно, что 67,6% аспирантов планируют продолжить свою карьеру в академической среде, 27,7% хотели бы работать вне науки, а 12,1% намерены заниматься исследовательской деятельностью после защиты диссертации.

Согласно данным, 78,3% опрошенных аспирантов планируют продолжать карьеру в России, в то время как 6% рассматривают возможность временного уезда на более чем три месяца, а 2% намерены покинуть страну навсегда.

Объем рынка дополнительного профессионального образования в России в 2022 году составил 793 миллиона академических часов, что на 3,8% ниже по сравнению с предыдущим годом. Это первое снижение за последние пять лет, сообщают аналитики BusinesStat в мае 2023 года. Причины падения включают сокращение числа иностранных студентов и уход зарубежных платформ, через которые рекламировались онлайн-курсы.

В проведенном анализе указано, что с 2018 по 2021 год уровень учебной нагрузки в России возрастал в среднем на 6% в год (с 686 до 824 миллиона академических часов), благодаря развитию профессий, где повышение квалификации является обязательным по закону, таких как образование и медицина.

Однако в 2022 году эксперты отметили, что многие программы дополнительного образования реализуются без постоянных преподавателей, так как необходим отбор специалистов из разных отраслей для конкретных курсов. Таким образом, состав преподавателей формируется по запросам предприятий, что ставит под угрозу качество образовательного процесса.

Вместе с тем на рынке дополнительного профобразования наблюдается нехватка практикующих преподавателей, которые не только теоретически подготовлены, но и обладают актуальным опытом работы.

Актуальная потребность в практикующих преподавателях особенно высока в бизнес-школах.

По данным НИЭ ВШЭ, в ходе приемной кампании 2022 года в 11 регионах России было зачислено 284 330 абитуриентов, что составляет более половины всех поступивших выпускников школ. Лидирующие позиции по числу зачисленных занимают Москва и Московская область, где было зачислено 112 004 человека, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область с 48 792 новыми студентами.

75% бюджетных мест в 2022 году получили региональные вузы, при этом общее число бюджетных мест осталось стабильным. В 42 регионах произошло увеличение числа зачисленных, в 31 – сокращение на 6891 человека.

Эксперты отмечают, что в некоторых регионах повышение доступности образования сопровождалось улучшением качества приема, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности региональных вузов. Одними из самых успешных являются вузы Нижегородской области, где средний балл ЕГЭ увеличился на 1,02% по сравнению с 2021 годом, и вузы Самарской области, где рост составил 1,67%.

В то же время, наибольшее снижение средних баллов ЕГЭ наблюдается в Свердловской и Ростовской областях, с падением на 2,14% и 1,37% соответственно.

Согласно отчету, особенно значительный рост совокупного приема (бюджет + платное обучение) зафиксирован в Свердловской области, которая заняла третье место среди регионов по этому показателю с 17 132 вновь зачисленными студентами.

Согласно последним данным, в 2022 году в вузы Татарстана поступило 17 015 человек, что является значительным достижением на фоне общего роста числа абитуриентов в России более чем на 6% в сравнении с 2021 годом. Ростовская область замыкает топ-5 по числу поступивших студентов, показав результат в 15 021 человека, что на 7,5% ниже, чем в предыдущем году.

Во всем мире, 52% иностранных студентов в США составляют граждане лишь двух стран: Китая с 290 тысячами студентов и Индии с 199 тысячами. Южная Корея занимает третье место с всего 40 тысячами студентов, а из России в 2022 году уехали учиться 4.8 тысячи человек.

По данным министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова, с 2020 по 2022 год количество бюджетных мест в 85 региональных вузах страны увеличилось более чем на 20%. Это увеличение стало возможным благодаря росту репутации и качества образования в этих учебных заведениях, которые смогли привлечь и удержать как количество бюджетников, так и платных студентов.

Среди таких успешных вузов выделяются Нижегородский государственный университет имени Лобачевского и Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. В 2022 году они показали рост бюджета приема на 22% и 30% по сравнению с 2020 годом, а средний балл ЕГЭ поступивших на бюджет составил 1,5 и 2,1 балла соответственно.

В целом по стране уровень зачисления студентов остался стабильным, что свидетельствует о равномерном распределении учащихся с хорошими знаниями. Фальков обращает внимание на то, что такие студенты чаще выбирают обучение в своих регионах.

В конце января 2023 года Минобрнауки РФ представило проект, целью которого является определение приоритетных направлений подготовки для увеличения бюджетных мест в 2023-2024 учебном году. С учетом динамичного технологического прогресса в стране и необходимости уделить внимание ключевым секторам экономики, проект предлагает механизмы перераспределения контрольных цифр приема в соответствии с приоритетом подготовки специалистов.

Кроме того, премьер-министр Михаил Мишустин увеличил долю бюджетных мест по ИТ-специальностям в сфере кибербезопасности с 20% до 30%. Это изменение было закреплено в распоряжении о квотах на целевое обучение в вузах на 2023 год. Важно отметить, что 30% бюджетных мест также отведено для направления «Радиотехника» и для «Конструирования и технологии электронных средств».

В 2022 году, как и ранее, 10% мест на бюджетных программах отведено для специальности «Математика». Правительство каждый год определяет квоты на целевое обучение на основе региональных заявок. Студенты, поступающие по целевым направлениям, обучаются бесплатно, обязуясь отработать три года в организациях, которые их направили.

Для специальностей, таких как «Строительство железных дорог» и «Проектирование авиационных двигателей», целевой процент составляет 60% мест.

В этом году в России удвоено количество бюджетных мест для студентов ИТ-направлений, что позволит 160 тысячам абитуриентов учиться бесплатно на связанных с информационными технологиями факультетах. Дополнительно, около 100 тысяч школьников с 8 по 11 классы начнут изучать языки программирования на бесплатных двухгодичных курсах. Это делается для подготовки кадров в отраслях, где необходимо оперативное импортозамещение, с целью обеспечения технологического суверенитета страны.

По указанию президента Владимира Путина ежегодно увеличивается число бюджетных мест в вузах, как отметил председатель правительства России Дмитрий Чернышенко на встрече с представителями сферы образования. Начиная с нового учебного года, студенты 106 вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», обязаны проходить ИТ-курсы.

После завершения учебы студенты получат двойную квалификацию – как по своей основной специальности, так и в области информационных технологий. Это заявление было сделано заместителем министра науки и высшего образования Андреем Омельчуком на встрече с вузами.

Программа «Приоритет-2030», стартовавшая в мае 2021 года, финансирует развитие образовательных учреждений, включая проект «Цифровые кафедры», запущенный в апреле 2022 года. В рамках этого проекта вузы должны были разработать ИТ-курсы для дополнительного профессионального образования, которые начнут действовать с 1 сентября.

Однако теперь Омельчук предложил сделать эти курсы обязательными. Он уточнил, что ИТ-модули должны быть интегрированы в основные образовательные программы, а не оставаться дополнительными.

По его словам, «цифровая» составляющая должна внедряться в востребованных направлениях, таких как инженерия, медицина и гуманитарные науки. Участниками программы являются такие учреждения, как Московский городской педагогический университет и Театральный институт имени Бориса Щукина.

Заместитель министра науки России сообщил о необходимости изменений в образовательной системе, вызванных низким уровнем знаний выпускников в области информационных технологий (ИТ). По его словам, только 3–5% выпускников вузов умеют работать с большими данными.

На данный момент проект реформы находится на стадии разработки, и его реализация была признана важной. Пресс-служба Минцифры уточнила, что оценка цифровых компетенций будет проводиться как до начала обучения, так и по его завершении. Качество образовательных программ будет оценивать группа экспертов из ведущих ИТ-компаний и профессионалов в данной области.

Несмотря на возможные сложности, вузы будут обязаны принять новые меры. Каждому учебному заведению предлагается сотрудничество с одной или двумя профильными ИТ-компаниями для повышения квалификации студентов. Представитель одного из вузов высказывает опасения по поводу нехватки времени на подготовку к реформам, которые могут стать более масштабными, чем первоначально планировалось.

Кроме того, 6 июня 2022 года Министерство образования России объявило о выходе всех российских вузов из «Болонской системы». Заместитель министра направил свои объяснения на это решение, связанное с поддержкой российскими руководителями образовательных учреждений военной спецоперации. Он подчеркнул, что вступление в «Болонский процесс» в 2003 году не обязывало Россию к международным обязательствам, так как это не требовало подписания каких-либо договоров.

В условиях современных вызовов российской системе высшего образования необходимы радикальные изменения. Как отметил министр образования Валерий Фальков, это связано с кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов.

За два десятилетия экспериментов с «Болонской системой» стало понятным, что некоторые её аспекты не способствуют достижению поставленных целей, например, поступление в магистратуру без профильного образования, что снижает качество обучения.

Сергей Степашин, председатель Ассоциации юристов России, высказывал мнение о необходимости выхода России из «Болонского процесса» и возвращения к проверенной модели специалитета и аспирантуры, утверждая, что «Болонская система» не оправдала ожиданий и привела к утрате ключевых преимуществ системы образования, сложившейся в советский период.

24 мая 2022 года Фальков анонсировал создание уникальной российской образовательной системы, ориентированной на экономические интересы страны и предоставляющей максимальные возможности для студентов. Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость акцента на подготовке специалистов в рамках бюджетных мест для ускоренного импортозамещения.

В данной ситуации вузам важно сохранять высокие стандарты подготовки квалифицированных кадров для поддержки ключевых отраслей экономики.

Заместитель председателя Правительства РФ сообщил о приоритетных специальностях, направленных на ускорение импортозамещения и достижение научно-технологического суверенитета страны.

В 2023/24 учебном году было выделено 590,1 тыс. бюджетных мест, более 73% из которых достались региональным образовательным учреждениям. Наибольшее количество бюджетных мест — 245 тыс. — предусмотрено для инженерных и технических специальностей. Педагогические науки имеют свыше 75 тыс. мест, а медицинские и общественные направления занимают 68 и 53 тыс. соответственно.

Важно, что в рамках подготовки специалистов для цифровой экономики сохраняется высокое количество бюджетных мест: 160 361 на 2023/2024 учебный год, из которых 112 993 направлены в регионы. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что министерство активно работает над увеличением бюджетных мест, учитывая потребности в кадрах, заявленные региональными властями и работодателями.

В феврале 2022 года по итогам заседания Госсовета были даны поручения Владимира Путина, одно из которых предполагает создание к 2030 году не менее 25 кампусов высших учебных заведений на основе государственно-частного партнерства с необходимым финансированием из бюджета.

Правительство России, совместно с «ВЭБ.РФ» и властями регионов, получило поручение по созданию «кампусов». Необходимо определить понятие «кампус» и разработать порядок их формирования и эксплуатации. Также предусмотрены меры для стимулирования интереса инвесторов и концессионеров к данному проекту. По данным «ВЭБ.РФ», общий объем инвестиций может достигнуть 607 миллиардов рублей до 2030 года, из которых 278 миллиардов рублей планируется привлечь от частных инвесторов.

В феврале 2022 года Министерство образования и науки предложило использовать бюджетные средства из программы по внутренней академической мобильности для финансирования создания кампусов. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подтвердил, что такие образовательные и научные центры могут существенно способствовать выполнению национальных целей развития и укреплению позиций России в числе ведущих стран в области исследований и разработок.

Управляющий директор «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич отметил, что новые кампусы не потребуют государственного финансирования на этапе эксплуатации. Их управление будет осуществляться негосударственными операторами. Кампусы – это не только образовательные и научные учреждения, но и современные студенческие городки, спортивные и досуговые объекты, а также общественные пространства, доступные для всех жителей городов.

Важно отметить, что создание таких комплексов может значительно повысить уровень образования и науки в стране. Однако кроме этого, следует учитывать и другие аспекты: необходимость грамотного управления, взаимодействия с частными инвесторами и понимания потребностей образовательного сообщества.

По материалам: www.tadviser.ru