Экономическая значимость детских садов в России

Июл 8, 2025 / 17:29

Вопрос о необходимости детских садов в России нередко обсуждается в социальных рамках, однако часто упускается из виду их экономическая значимость. Проблемы, такие как длинные очереди, нехватка мест и перегруженные воспитатели, становятся основными акцентами, а не системный подход к дошкольному образованию.

Тем не менее во многих развитых странах детские сады рассматриваются как важный институт не только для заботы о детях, но и как инструмент для повышения трудовой активности населения, уменьшения бедности и стимулирования экономического роста.

Экономическая значимость детских садов в России

Существует установленная связь между охватом дошкольным образованием и уровнем занятости родителей, особенно матерей. Например, в США, согласно данным ассоциации Ready Nation, нехватка мест в яслях приводит к ежегодным потерям в экономике, оцениваемым в 122 миллиарда долларов, что связано с утратой доходов родителей и общим падением оборотов компаний.

Более 17 миллионов родителей сталкиваются с необходимостью сокращать рабочие часы или полностью уходить с рынка труда, поскольку уход за ребенком требует постоянного присутствия. Таким образом, отсутствие детских садов негативно сказывается на возможностях трудоустройства.

Аналогичная проблема наблюдается и в России, где после распада СССР система ведомственных детских садов фактически остановилась, что привело к очередям на места и нехватке услуг для родителей.

Хотя официальная статистика отсутствует, в 2016 году Министерство образования сообщало о 60 тысячах детей в возрасте от трех до семи лет, ожидающих очереди в детские сады.

Исследование РАНХиГС и НИУ ВШЭ 2021 года показало, что снижение охвата детей в возрасте до трех лет приводит к уменьшению занятости женщин. Это особенно заметно в регионах с низким финансированием: в городах ситуация лучше, тогда как в селах становится критической.

Введение отпуска по уходу за ребенком до трех лет лишь временно решает проблему, поскольку фактически матерям трудно вернуться на рынок труда.

Неоспоримым аргументом за раннее детское образование является его экономическая эффективность. По расчетам нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, каждая вложенная в дошкольное образование доллар приносит до 10 долларов отдачи за счет повышения доходов, увеличения налоговых поступлений и снижения социальных расходов.

Для детей из уязвимых групп этот показатель может достигать 17 долларов, как утверждает исследование «Perry Preschool Project» 2020 года.

В России пока отсутствуют подобные масштабные эконометрические модели, однако оценки показывают, что увеличение занятости женщин на 5–7% может повысить ВВП на 0,5–0,7%. Это подчеркивается в исследовании «Некоторые вопросы государственного финансирования образования в Российской Федерации», опубликованном в 2022 году.

Женщины с высшим образованием зачастую теряют рабочие места после рождения детей, что составляет значительную утрату для человеческого капитала, инвестированного государством.

В Финляндии дошкольное образование является важным элементом образовательной системы, предоставляя право на бесплатное место для каждого ребенка с восьми месяцев до шести лет, при этом охват к пятилетнему возрасту достигает 98%.

В младших группах соблюдается норма — не более четырех детей на взрослого, а обучение происходит через игры, без акцента на раннее чтение. Педагоги имеют университетское образование и достойную зарплату.

Статистика показывает, что на этапе до трех лет учреждения посещают 29% детей, к пяти годам этот показатель достигает 75%, а в подготовительные классы — 98%.

Важно не только количество посетителей, но и результаты: страны с подобной системой демонстрируют более высокие показатели женской занятости и снижение уровня бедности.

По информации UNESCO, Россия выделяет на образование около 3,8% ВВП, тогда как страны ОЭСР тратят от 5% до 6,5%. Из этих сумм менее 1% уходит на дошкольное образование.

Это соотношение, в контексте значительно больших расходов на армию и правоохранительные органы, подчеркивает расстановку приоритетов, что приводит к перегруженности: в регионах часто встречаются группы из 25 детей на одного воспитателя вместо рекомендованных семи-десяти.

В Финляндии предельно допустимое количество детей в группе не превышает семи. В России ситуация отличается, и ключевыми проблемами становятся низкие зарплаты воспитателей и нехватка мест в детских садах. Средняя зарплата воспитателя по данным hh.ru составляет около 40 тыс. рублей, а в Москве достигает 120 тыс. рублей.

Частный сектор дошкольного образования (ДОУ) в России в основном представлен в крупных городах и составляет всего около 2%. Из-за отсутствия ресурсов для детских образовательных организаций (РДО), высокой нагрузки на педагогов и низкой оплаты труда возникает замкнутый круг: матери остаются дома, квалифицированные кадры уходят, а экономика теряет потенциальные возможности роста.

В то же время в России есть примеры успешного внедрения модульных детских садов, как это сделано в Республике Саха (Якутия) при поддержке Всемирного банка. Такие подходы помогают улучшить охват в труднодоступных районах и снижают нагрузку на семьи, улучшая доступность РДО.

В Москве реализуются межведомственные проекты для детей с особыми потребностями, а также комплексные программы поддержки семей, разработанные совместно с МГППУ и НКО. Эти инициативы помогают создать инклюзивные условия для образования и поддержки родителей.

По итогам проведенных исследований в России рекомендовано увеличить финансирование дошкольного образования до 1,5–2% от ОВП, снизить норматив на воспитателя с расчета на 7-10 детей, оказать поддержку педагогам через повышение зарплаты, обучение и улучшение статуса.

Важно не только расширить сеть детских садов, но и сосредоточиться на качестве образовательной среды, индивидуальном подходе и работе с семьями.

Исследование Wharton School (UPenn) в 2023 году показало, что универсальные программы раннего детского образования не дают существенного экономического роста. Эти программы увеличивают государственные расходы, но не способствуют росту ВВП.

В отличие от них, программы, ориентированные на уязвимые группы, могут обеспечить прирост экономики до 0,3% на протяжении десяти лет. Низкая оплата труда воспитателей также приводит к высокой текучести кадров и нестабильному качеству услуг.

Поэтому критически важна адресная помощь малообеспеченным семьям, чтобы раннее детское образование перестало быть лишь социальным бременем и стало одним из ключевых элементов экономического развития.

Примеры стран, таких как Финляндия и США, а также отдельных российских регионов показывают, что инвестиции в РДО положительно влияют на занятость и качество жизни, а также повышают устойчивость общества. Для России это возможность преодолеть демографические и экономические вызовы, превратив ДОУ в эффективный инструмент развития.

По материалам: www.kommersant.ru