День математика стал официальным праздником в календаре. Его отмечают 1 декабря, в день рождения выдающегося русского математика Николая Лобачевского.
Сегодня особое внимание уделяется математикам, поскольку точное образование является основой для IT и ВПК. Поэтому правительству уже летом предстоит представить отчет о мерах, принятых для улучшения качества преподавания математики в школах.
Также необходимо увеличить количество учителей математики, о чем высказывалась обеспокоенность президент. Президент Владимир Путин дал прямое поручение по модернизации преподавания точных и естественно-научных дисциплин в школе еще в марте.
В феврале было оговорено устранение нехватки учителей математики в списке поручений президента. В Госдуме также появилась ностальгия по поводу научно-технического потенциала страны, который, по мнению депутатов, достигался благодаря будущим шахматистам и математикам.
Поэтому сейчас под эгидой правительства и президентского совета предстоит разработать и утвердить комплексный план мероприятий по повышению качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин в системе общего образования.
План должен быть представлен к 1 июня (или 1 июля, в зависимости от обновления даты). В частности, будет разработан новый перечень направлений подготовки и специальностей вузов в сфере педагогики. Для поступления на эти программы абитуриентам потребуется обязательное вступительное испытание по математике после сдачи профильного ЕГЭ.
В прошлом году в высшей школе была запущена программа, очень похожая на ту, о которой говорится сейчас. Нововведение касалось не только математики, но и физики, химии, биологии.
Интересно, что идея установить в России День Математика впервые была высказана не кем-то другим, а ректором МГУ, доктором физико-математических наук Виктором Садовничим.
Однако стоит отметить, что первоначально такая концепция возникла на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики в 2023 году. По словам представителей правительства, новый профессиональный праздник, День Математика, будет отмечаться зимой.
Распоряжение о проведении этого нового профессионального праздника в день рождения выдающегося математика Лобачевского было подписано Михаилом Мишустиным. Может быть, ассоциация с Лобачевским возникла из-за его значимости в мире математики, но также стоит упомянуть о параллельных прямых, которые ассоциируются с этой темой, как замечает методист и преподаватель математики Анастасия Гордеева.
Она отмечает, что существует впечатление, будто школьная математика, Всероссийская олимпиада по математике, а также количество победителей и финалистов (более 200 в прошлом году) находятся на одной плоскости. Стоит отметить, что в финал прошлогодней олимпиады по математике вышли почти 500 человек.
Задания на олимпиаде имеют очень высокий уровень сложности, они требуют экспертных знаний и подготовки, даже кандидат наук может испытывать трудности на промежуточном этапе без должной подготовки.
В каждом регионе России уже с момента донаучной эпохи реализуются проекты по созданию математических и физико-математических классов. Например, московская программа «вертикал» включает изучение статистики и теории вероятности до окончания 9 класса.
Нельзя сказать, что Россия отстает от других стран в области математики и физики на международном уровне. На примере Японии (провинции Чибо) можно вспомнить олимпиаду, где школьники из России заняли первое место командами, что является своеобразным рекордом.
Также можно упомянуть ситуацию 2021 года, когда столько олимпиадников по математике и информатике проявили себя, что они заняли все бюджетные места в лидирующих позициях.
Те же парламентские политики утверждали, что слишком много тех, кто слишком умен, при этом стобалльники остаются без должного признания. В результате было принято решение давать победителям предметных олимпиад приоритет перед конкурсным списком...
В то же время на фоне призывов о сохранении математики становится ясно, что образование в области точных наук у нас достаточно конкурентоспособно. Возможно, оно не так массово, как в прежние времена, о которых часто вспоминают в Госдуме. Однако количество участников ЕГЭ по математике в 2023 году превысило 280 тысяч человек. Хотя точная цифра провалившихся неизвестна, поскольку данные не были опубликованы. Статистически провал на экзамене обычно составляет 20-25%.
При анализе статистики по годам можно заметить, что количество желающих сдать экзамен по профильной математике стало меньше, — отмечает специалист по ЕГЭ и поступлению в вузы Мария Бушуева. — В 2022 году на экзамен по математике профильного уровня записались 300 тысяч человек, что на 100 тысяч меньше, чем годом ранее. Однако, я считаю, что эти данные не свидетельствуют об ухудшении качества обучения. Задания стали сложнее, что отмечают многие, например, вспомним прошлогодний вопрос о финансовых кредитах.
Возможно, школьники научились более реалистично оценивать свои возможности. Сами педагогические вузы также не остаются в стороне, выпуская до 400 тысяч молодых учителей в год. Значительная часть из них - дипломированные учителя математики, информатики и вычислительной техники (и появились программы, где к диплому добавляется и диплом физика).
Таким образом, проблема, возможно, не в подготовке — количество поступающих в педагогические вузы за последние два года действительно выросло, лучшие вузы имеют конкурс до 10 и более человек на место. Тем не менее, возможно, что новые кадры еще не приобрели достаточного опыта и не закончили свое обучение, или же молодые преподаватели просто не желают идти работать в школу.
В разных странах нет стеснения в поддержке предметных учителей, — добавляет методист Анастасия Гордеева. — В США, Великобритании и Финляндии существуют специальные программы социальной поддержки и повышения квалификации для математиков (в США они даже называются «Математики для Америки»). Там предусмотрены собственные премии, гранты, стипендии, курсы и программы обмена.
Ближе к нашим реалиям, где математики уже достаточно успешны по сравнению с другими, их часовая ставка и оплата труда выше, что могло бы стать основой для программы льготной ипотеки, аренды жилья, жилищных субсидий и предоставления жилья именно для учителей по таким стратегически важным дисциплинам. Это помогло бы выпускникам педагогических вузов сократить искушение пойти работать в IT- или информационную компанию, или на производство.