Недавно обсуждался парадокс: многие говорят о том, что высшее образование теряет свою ценность и не дает существенных преимуществ. Тем временем, наблюдается постоянный рост конкуренции за бюджетные места в ведущих университетах, а стоимость платного обучения продолжает расти. В этом году некоторые вузы объявили об увеличении цен на 25-60%. Это противоречие становится понятным, если учесть, что разговоры о бесполезности образования часто исходят от тех, кто сталкивается с трудностями в его получении.
Неудивительно, что доступность образования становится проблемой для многих. В этом году средний балл ЕГЭ по ключевым предметам составляет от 54 до 62, в то время как проходной балл для поступления на бюджетные места в прошлом году был 70. Поэтому множество абитуриентов не способны преодолеть этот барьер.

Платное обучение также не является доступной альтернативой для большинства семей, особенно когда речь идет о суммах от 300 до 500 тысяч рублей в год на одно образование. Это создает серьезные финансовые нагрузки для семей, особенно если в них несколько детей или имеются долгосрочные обязательства, такие как ипотека.
Например, стоимость обучения на факультете прикладной математики и информатики в МФТИ выросла на 50-60%, а теперь составляет 767 тысяч рублей. В МГУ стоимость «лечебного дела» поднялась на 40%, достигнув 734 тысяч рублей в год, что все равно ниже, чем в Сеченовском университете, где цена обучения перевалила за 1,1 миллиона рублей за два семестра.
Эти примеры подчеркивают явные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди и их семьи в условиях современных реалий высшего образования.
Сегодня высшее образование в России стало дорогостоящим удовольствием. В некоторых вузах, особенно в тех, что обучают экономическим специальностям, стоимость обучения может достигать 7–9 миллионов рублей за шесть лет.
Рассмотрим, например, программы в ВРАНХиГС, где обучение обошлось в 470–570 тыс. рублей в год — это на 30–40% дороже, чем раньше. В МГИМО и ВШЭ повышение цен составило всего 15%, что не сильно шокирует, учитывая и без того высокие расценки.
Для студентов из семей со средними доходами такие суммы непосильны, а брать кредиты на обучение с такими высокими ставками страшно. Платежи по кредиту могут легко сравняться с ипотечными, что заставляет многих выбирать более доступные пути: колледжи и рабочие специальности.
Некоторые найдут утешение в том, что много профессий, даже таких как курьер, приносят вполне приличные доходы. Однако реалии таковы, что заработки курьеров не такие уж внушительные, и вопрос о целесообразности инвестировать 7 миллионов в образование все еще остается открытым.
Стоит ли тратить годы на обучение, чтобы затем зарабатывать в частных медучреждениях, или, возможно, действительно лучше учиться на рабочую профессию? Ведь в колледжах уже появляются программы по программированию и юриспруденции. Трудности с поиском хорошей работы могут устранить тех, кто предпочтет более стабильные и понятные альтернативы.
Есть ли вероятность, что мы обманываемся в своих амбициях и финансовых притязаниях? Порой, кажется, что мы переплачиваем за брендированные товары, когда на самом деле все, что нам нужно, просто растет на деревьях. Однако, стоит отметить, что одним продуктам, которые мы можем взять, не тратя деньги, могут недоставать уникального качества или питательной ценности.
Статистика показывает, что значительная часть выпускников высших учебных заведений не работает по специальности. Около 70% выпускников колледжей и 40-50% тех, кто закончил вуз, занимаются профессиями, не соответствующими их образованию. Молодые специалисты зачастую начинают свою карьеру с простых должностей, таких как водители или курьеры, однако у тех, кто имеет высшее образование, есть больше шансов на карьерный рост и интересные перспективы.
По данным НИУ ВШЭ, высшее образование может увеличить зарплату на 62%, уменьшить риск нарушения трудовых прав и снизить уровень стресса, связанного с потерей работы. Также у людей с высшим образованием наблюдается меньшая предрасположенность к ожирению и сердечно-сосудистым заболеваниям, что влияет на продолжительность жизни и общее чувство счастья.
Но здесь возникает вопрос: стоит ли образование таких затрат, которые иногда могут достигать миллионов? Существует мнение, что счастье не купить за деньги, хотя это довольно спорный вопрос. Важно понимать, что получение образования не обязательно связано с оплатой вуза. Есть различные стратегии финансового планирования — например, можно платить раньше поступления или предпочесть репетиторов и специальные курсы, что обходится дешевле.
В зависимости от ваших целей и уровня подготовки, затраты могут варьироваться от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. В конечном итоге, успех будет зависеть от вашей мотивации, интеллекта и дисциплины.
Для достижения высоких результатов в образовании необходимо инвестировать не только средства, но и время, усилия, а также создавать подходящую среду для развития ребенка. Чем раньше начать, тем более заметным будет итоговый результат. Важно не путать это с ранним развитием, когда детей нагружают сложными дисциплинами. Речь идет о формировании не просто знаний, а окружающей интеллектуальной атмосферы, активного досуга и поощрения стремления к обучению.
Например, можно посещать музеи и научные центры с ребенком, что поможет развивать его творческие способности и вкусы, а также предотвратит увлечение нежелательными компаниями.
Далее, например, в 10 лет стоит задуматься об интересных и углубленных программах обучения — гимназиях, авторских экскурсиях, лекциях. Идеальный сценарий: в 15 лет ребенок самостоятельно поступает в престижное учебное заведение, участвует в олимпиадах и получает высокие баллы на экзаменах. Конечно, такой результат в значительной степени зависит от усилий родителей.
Организовать процесс обучения не просто, и связано это с необходимостью пожертвовать немало времени и усилий. Это требует серьезных вложений, и многие задумываются о том, стоят ли такие жертвы времени и средств? В конечном итоге, образование всегда лучше, чем его отсутствие, и если кто-то готов заплатить, будь то деньгами или временем, то стоит продолжать стремиться к лучшему.
Однако, если ресурсов нет, приходится смириться с обстоятельствами, убеждая себя, что не все так плохо.