30 августа во время дискуссии на тему «Российское ПО для вузов: учим на своем», организованной МАРХИ и Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) в Москве, заместитель президента Российской академии архитектуры и проректор МАРХИ по проектному управлению и воспитательной работе Павел Жбанов поделился своими мыслями о необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это мероприятие проходило на площадке ВЭБ Центра и привлекло внимание многих специалистов в области образования и информационных технологий.
Павел Жбанов подчеркнул, что образовательная нагрузка на студентов архитектурного вуза значительно выше, чем на учащихся в большинстве других бакалавриатах, поскольку обучение длится пять лет и включает в себя множество дисциплин. По его словам, в приложениях к дипломам выпускников МАРХИ присутствует целых 60 наименований различных предметов и курсов, что является свидетельством сложной учебной программы.
Он привел пример грузовой нагрузки на студентов: «Лучшей иллюстрацией тяжести учебной нагрузки служит тот факт, что в службе психологической поддержки запись на индивидуальный прием заполнена до ноября 2024 года». Это, по его мнению, подтверждает настоятельную необходимость применения ИТ-решений для создания оптимальных условий обучения, ориентированных на снижение стресса у студентов. «ИТ-технологии должны разгрузить наших студентов», - отметил Жбанов.
Основной целью внедрения технологий является создание интегрированной информационной среды для всех образовательных программ, которая позволит облегчить процесс обучения и повысить его качество. В условиях современного мира, где информация продолжает расти и обновляться в геометрической прогрессии, будущие архитекторы и студенты сталкиваются с колоссальными объемами данных, которые необходимо перерабатывать для принятия проектных решений.
В дополнение к своему выступлению, Павел Жбанов ответил на вопросы корреспондента ComNews, еще раз акцентировав внимание на том, что для архитекторов важно уметь работать с большими массивами информации. «Объем данных, который необходимо осмыслить для принятия архитектурного решения, часто превышает параметры активного участка баллистической ракеты», - сказал он, иллюстрируя масштабы информационной нагрузки.
Таким образом, внедрение информационных технологий в учебный процесс МАРХИ представляется ключевым моментом, способствующим созданию более комфортной и продуктивной образовательной среды для будущих архитекторов. По мнению Жбанова, это позволит студентам не только эффективно осваивать учебные программы, но и успешно справляться с современными вызовами в области архитектуры и дизайна, что, безусловно, упростит их обучение и подготовку к профессиональной деятельности.
На данный момент ракеты обладают 38 уникальными параметрами, в то время как архитектурные решения, которые принимают студенты, имеют значительно более сложную структуру, насчитывающую свыше 100 показателей. В этой связи разработка информационных моделей может значительно облегчить процесс обучения, формируя единую цифровую среду для Московского архитектурного института (МАРХИ). Это было отмечено одним из экспертов, который подчеркнул важность интеграции таких курсов, как «Основы архитектурного проектирования», в данную модель.
Однако, как сообщает Павел Жбанов, институциональные средства на создание этой среды в МАРХИ отсутствуют. Вуз функционирует в рамках государственного задания, которое не содержит программативных пунктов, касающихся цифровой трансформации. Данная тема является актуальной для Министерства науки и высшего образования, которое выделяет субсидии на такие мероприятия, но в этом году еще не осуществило нужные финансовые вливания.
На вопрос о том, готов ли фонд РФРИТ выделить средства на создание информационной среды для МАРХИ, пресс-служба фонда ответила, что все сведения о конкурсах и возможностях участия публикуются на их официальных ресурсах. В это время на сайте фонда идет прием заявок на гранты для разработки отечественных IT-решений, а также для внедрения российских технологий в области информационных технологий. Это создает определенные возможности для образовательных учреждений, включая МАРХИ, для участия в конкурсах, которые потенциально могут финансировать нужные инициативы.
Корреспондент ComNews также обратился в пресс-службу Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), где с мая 2024 года функционирует дигитальный кампус «Вышка Онлайн». Однако полученный ответ от представителя пресс-службы оказался безрезультатным, что может свидетельствовать о множестве затратных и бюрократических аспектов, которые часто сопровождают такие проекты.
В дополнение стоит отметить, что директор компании «Ренга Софтвэа», которая разрабатывает систему информационного моделирования зданий Renga, Евгений Шувалов, подтвердил, что МАРХИ является пользователем образовательных лицензий на продукт Renga Professional. Он также указал на возможность сотрудничества с университетом в будущем, что зависит от дальнейшего изучения уникального опыта, который предлагает МАРХИ.
Темой государственной политики в России стали новости о возможности использования криптовалют в внешней торговле. С первого сентября в стране стартовал экспериментальный правовой режим, позволяющий ответственным импортерам и экспортерам применять цифровые валюты в трансакциях связи с заграничными расчетами. Это можно считать значительным шагом вперед в легализации и интеграции криптовалют в экономическую систему страны.
С того же первого сентября Центробанк России инициировал новый этап тестирования операций с цифровыми рублями, в рамках которого активное участие примут 9000 индивидуальных пользователей и 1200 компаний. Транзакции с цифровой национальной валютой станут доступными для клиентов 12 банков, которые принимают участие в данном эксперименте. Этот процесс, безусловно, станет важной вехой в развитии финансовых технологий в стране и предоставит новые возможности для бизнеса и граждан, желающих использовать преимущества цифровых валют.