Тренд на Collectible design, или коллекционирование предметов интерьерного дизайна, возник относительно недавно, примерно два десятилетия назад. Это явление перемешивает элементы дизайна и современного искусства, становясь особым аспектом интеллектуального и материального интереса для коллекционеров, аукционеров и ценителей красоты в жизни. Перевод названия на русский язык скорее описательный, чем точный, подчеркивая класс и ценность предметов.
Истоки этого тренда частично уходят в музейное пространство. Мировые музеи современного искусства включают в свои коллекции предметы, изначально созданные для повседневного использования – мебель, светильники, аксессуары, бытовую технику и телекоммуникационные устройства.
Для попадания в музей коллекционный предмет должен иметь несколько ключевых параметров: уникальность дизайна, авторство известного мастера, использование новаторских материалов и технологий, а также часто победа в дизайн-конкурсах.
Существуют даже специализированные музеи, посвященные коллекционному дизайну, такие как музей Red Dot в Германии или филиалы Музея современного искусства МоМа. Дизайн играет ключевую роль в этом тренде, но редко обходится без новаторских материалов и технологий. В начале развития коллекционного дизайна, особенно популярными становились предметы, которые представляли собой технологические достижения, например мебель авторства Ле Корбюзье, Эйлин Грей, Алвара Аалто, Пьера Женере, Гаэтано Пеше, Филиппа Старка, Акиле Кастильоне и других великих дизайнеров.
Металлические трубки, используемые как «несущая» мебельная конструкция, были одним из признаков новаторства в дизайне 20 века. Вместе с гнутой клееной фанерой, пластиком, эластичными полотнами и другими необычными материалами, они открывали новые формы и возможности для мебельного дизайна.
Однако, 21 век принес с собой новые вызовы и возможности в области использования материалов и технологий. И в этой эпохе иконы дизайна начали продаваться и покупаться за высокие цены, становясь визуальным акцентом в интерьере, объектом восхищения и коллекционирования. Эти тренды показали, что ценность и редкость могут сочетаться и дополнять друг друга. Восторг для глаз стал важным фактором роста ценности и признания в сфере дизайна.
В последние десятилетия язык описания предметов интерьера претерпел изменения, приобретя термины из мира искусства. Теперь к мебели и бытовым предметам применяются термины, ранее характерные для «чистого искусства», такие как «артобъект», «икона», «шедевр». Таким образом, простые предметы мебели, как кресла, стулья, люстры, стали объектами восхищения и притяжения в пространстве.
Однако современные дизайнеры продолжают создавать новые иконические предметы, которые открывают для нас новые грани красоты и функциональности.
Они – раритеты, памятники эпохи, памятники, которые воздают честь своим создателям, своим предшественникам-брендам, своей легенде, подобно яйцам Фаберже.
Последние два года интерьерные дизайнеры объявили о возвращении максимализма! Дизайн отходит от минималистичного комфорта послепандемической эпохи «коконов», который состоит из приятных на ощупь текстур и натуральных материалов природных оттенков – от бежевых до молочных. Этот тренд продолжает напоминать нам о связи с телом, младенческим периодом, который дарит чувство материнского уюта и безопасности, реагируя на угрожающий глобальный мир.
Период кратковременной мировой стабильности и социальной предсказуемости подошел к концу, и интерьер как «вторая кожа» стала отражением наших желаний и идеалов счастья. Возвращаясь к началу, искусство максимализма воссоздается!
После фазы умиротворения и успокоения интерьеров начала возникать потребность (как и в прошлом – «все уже было!») в обустройстве пространства с изыском, роскошью, насыщенностью, наполняя их произведениями искусства и дизайна в виде мебели, картин, скульптур и декора, используя удивительные обои, ткани, ковры, созданные по старинным образцам, найденным в музеях, архивах, монастырях, исторических виллах, и так далее.
Важно понимать, что за коллекционными предметами стоит не только их ценность, но история, индивидуальность и атмосфера, которые они несут. Collectible design становится все более популярным в современном мире, так как он позволяет подчеркнуть индивидуальность и вкус владельца.
Этот вид дизайна состоит из трех основных элементов. Первый – это реальные раритеты и первоисточники продуктовой линейки, такие как кресла, столы, стеллажи и аксессуары от великих мастеров дизайна, таких как «Ле Корбюзье», «Эйлин Грэй», «Шарлотта Перриан», «Пьер Полен» и другие. Эти предметы ценятся как высокоинвестиционные, они стоят дорого на рынке и продолжают расти в цене, превращаясь в настоящие коллекционные ценности. Например, на аукционе Sotheby's кресло по дизайну Фрэнка Ллойда Райта было продано за 15 тыс долларов. Sotheby's имеет отдельное подразделение – Дизайн ХХ века, поскольку дизайн как профессия зародился именно в XX веке вместе с промышленной революцией и массовым производством. До этого дизайн рассматривался как ремесло.
Второй аспект – это тираж и объемы. Даже обычные предметы бытового обихода, если они выполнены в уникальном дизайнерском стиле, могут стать иконами дизайна и ценными коллекционными экземплярами. Например, соковыжималка для цитрусовых от Филиппа Старка для бренда Alessi моментально стала дизайнерским шедевром, который стал предметом культа среди дизайнеров и коллекционеров. Этот пример показывает, что коллекционный дизайн может быть привлекателен даже в массовом производстве.
Третий аспект – это атмосфера истории, которую несет каждый коллекционный предмет. Каждая вещь имеет свою историю, связанную с мастером, временем и местом создания, что делает ее еще более ценной для коллекционеров и ценителей дизайна.
В итоге, коллекционный дизайн сочетает в себе высокую ценность как инвестиция и эстетическое удовлетворение от прекрасных и уникальных предметов, которые переживут время и станут настоящими сокровищами владельца.
Необходимо отметить, что Филипп Старк - это поистине уникальная фигура: он является принятым гением за свою жизнь и самым популярным (по количеству предметов по его дизайну) дизайнером современности.
Первичные выпуски продукции Старка считаются самыми первоначальными и дорогостоящими. Вторым аспектом и категорией товаров являются реплики.
В последние десять лет эта терминология стала распространяться как синоним фейков (т.е. подделок) и изделий, созданных «по образу и подобию».
По сути, реплики - это точные копии оригинальных предметов (законные, что крайне важно!) с разрешения правообладателя (которыми могут быть сами дизайнеры, их наследники, либо бренды, для которых работал дизайнер по контракту).
В настоящее время производство репликатов становится все более распространенным.
Компании Cassina из Италии и Vitra из Швейцарии имеют права на производство мебели по дизайну Ле Корбюзье.
Итальянский бренд Molteni&C несколько лет назад выпустил линейку культовых мебельных изделий по дизайну Джо Понти (в рамках контракта с правообладателями).
Интересно, что Vitra и Molteni&C также открыли свои собственные музеи дизайна - что можно считать сильным маркетинговым ходом (помимо похвалы к идее сохранения и продвижения культурного наследия).
Таким образом, встает еще одно важное понятие - культурное наследие.
Не стоит забывать, что данный аспект занимает существенное место в нашем списке приоритетов. И слово «культурное», и «наследие» имеют собственную ценность и важность.
Передача информации в точности – сложное искусство. В мире дизайна каждый день появляются новые тенденции, технологии и материалы, и это заставляет компании и дизайнеров быть на волне перемен.
Однако среди всего этого важно помнить о концептуальной уникальности, оригинальности и культурном наследии. Дизайнерские шедевры, такие как мебель «Эйлин Грей» с металлическим трубчатым каркасом или архитектурные изыски «Джо Понти» с деревянной основой, становятся символами современного искусства.
На фоне постоянных изменений и новаторства, важно сохранять и передавать ценности и творческий подход к дизайну. Один из ключевых моментов в дизайне – это материалы и конструкция, которые в совокупности создают нечто совершенно новое и уникальное. Каждое творение должно быть органичным сочетанием визуальной привлекательности и функциональной ценности.
Коллекционный дизайн как отдельное явление начинает занимать все более значимое место как в мировой практике, так и в культурном наследии. Выставки, посвященные интерьерному дизайну, становятся местом встречи для мировых галерей современного искусства.
Одним из ярких представителей в этой области является международная галерея Майкла Пуччи. Не ограничиваясь одной выставкой, семья Пуччи проводит ряд мероприятий, привлекая внимание к уникальному дизайну, архитектуре и искусству.
Важно поддерживать баланс между инновациями и сохранением традиций, чтобы дизайн оставался вечным источником вдохновения и красоты.
Одно из значимых событий - первая сольная выставка дизайнера Рафаэля Наво, который был объявлен дизайнером года на выставке Maison&Objet в Париже в 2023 году.
Дизайн, исходя из определенной перспективы, изначально являлся довольно демократичным явлением для широкой публики, то есть для обычных людей, но в настоящее время все больше приобретает эксклюзивный статус, становясь элитарным и весьма дорогим удовольствием. В каком-то смысле дизайн возвращается к эпохе ремесел - в небольшие мастерские, где преобладает ручной труд и, соответственно, ограниченный тираж.
Существуют бренды, специализирующиеся на авангардном дизайне - каждый новый предмет может стать частью коллекции. Примерами таких брендов являются «Flos» и «Artemide» (итальянские компании), чьи изделия пользуются заслуженным признанием. Каждый предмет этих производителей является шедевром и может стать музейным экспонатом. Искушенные коллекционеры ценят юбилейные или лимитированные серии этих брендов.
Кроме того, фактор «старения» нельзя недооценивать. Возраст вещи автоматически придает ей статус антиквариата, увеличивает ее стоимость и интерес для коллекционеров. Сегодня срок, когда предметы становятся антиквариатом, сокращается. Если раньше для этого требовались 60 лет, потом 50 лет, то сейчас уже достаточно 40 лет.
Таким образом, дизайн не только о деньгах, но важно понимать, почему. Каждый дизайнер ХХ века стремился сделать вещи удобными, красивыми, чтобы приносить удовольствие и улучшать жизнь. Уильям Моррис отмечал, что предметы в интерьере должны быть либо удобными, либо красивыми. И практика показывает, что это стоит своих денег.