62-летний мужчина по имени Джон Барнетт был обнаружен мертвым в своем автомобиле на парковке отеля в Южной Каролине 9 марта. Полицейский коронер, прибывший на место происшествия, зафиксировал, что причиной смерти, вероятно, было самоубийство огнестрельным оружием.
Хотя такие случаи, как правило, не привлекают широкого внимания СМИ, дело Барнетта оказалось необычным из-за его прошлой деятельности. Джон Барнетт был известным экспертом по выявлению нарушений на производстве в компании Boeing, и он внес свой вклад в расследование корпорации.
Его случайный и внезапный уход оказался неожиданным ударом для компании, находившейся уже в кризисе. Барнетт отработал в Boeing 35 лет, из которых последние семь лет он был менеджером по контролю качества на производстве 787 Dreamliner.
Однако перед уходом Барнетта случился сердечный приступ из-за стресса на работе. После увольнения он обратился в различные организации с жалобами на рабочую обстановку в компании.
Его опасения были оправданы после двух авиакатастроф 737 MAX и обвинений в неисправностях системы MCAS, о которых уже писали в прессе. Кроме того, Барнетт подал иск против Boeing, утверждая, что компания мешала его дальнейшему трудоустройству.
Смерть Джона Барнетта вызвала волну раздумий и вызвала большой интерес со стороны общественности и СМИ, тем самым подчеркнув важность его расследовательской работы.
История смерти разоблачителя авиакорпорации Boeing, Дьявола в чистом поле по имени «посттравматическое стрессовое расстройство» и ироничные футболки с лозунгом «Если это не Boeing, я не лечу» стали главными темами обсуждения среди общественности.
Вся эта история напоминает сюжет из детективного романа, но несет в себе весьма серьезный подтекст. Погибший Барнетт был важным свидетелем, дававшим показания в каком-то делом, и его смерть вызвала шок в обществе. Семья покойного утверждает, что причиной смерти стало посттравматическое стрессовое расстройство и панические атаки, которые он испытывал из-за давления со стороны компании.
Названия статей о найденном мертвом разоблачителе Boeing вызывают множество вопросов и суждений у публики. На официальном сайте Boeing до сих пор продаются футболки и кружки с лозунгом If It's Not Boeing I'm Not Going, который является символом веры американцев в надежность этой авиакорпорации.
Однако, пока нет определенных доказательств, чтобы делать официальные выводы. Ситуация с разоблачителем Boeing и его таинственной смертью носит шокирующий и загадочный характер, который отражает сложные и противоречивые отношения между корпорациями и обществом. В конечном итоге, правда о произошедшем может быть раскрыта только с помощью тщательного расследования и выяснения всех обстоятельств.
Пассажиры и члены экипажа испытали сильный испуг, но если бы декомпрессия произошла на уровне полета на высоте примерно 10 километров, последствия могли бы быть гораздо более серьезными. Благодаря тому, что обнаруженный дефект не затронул область непосредственно у заглушки, пассажир на этом месте, даже если бы он был пристегнут, мог получить серьезные травмы или погибнуть.
Причиной произошедшего стал брак на производстве. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) потребовало временно прекратить полеты Boeing 737 MAX-9 с установленными заглушками до тщательной проверки каждого самолета с данной деталью.
Ситуации добавляет драматичности то, что вскоре до инцидента Boeing призвала авиакомпании осмотреть болты в системе управления рулем направления, и один из зарубежных операторов во время технического обслуживания обнаружил отсутствие нескольких гаек.
После каждого отчета о проблемах, происходящих из-за недостаточного контроля качества, компания обещает предпринять меры. Однако вскоре становится известно о новых проблемах. Доверие к Boeing, которому был предоставлен почти неограниченный запас кредитов, иссякает не только у пассажиров, но и у регулирующих органов США.
Недавно к компании проявлялись чрезмерно лояльные: в процессе сертификации самолетов она сама проводила большую часть проверок, фактически сама себя проверяла. Это стало частичной причиной двух авиакатастроф Boeing 737 MAX, вызванных системой MCAS: FAA не была проинформирована о ее окончательном виде и опасности некорректной работы, так как Boeing предоставила лишь удобную информацию.
На данный момент американские авиарегуляторы оказались в ситуации, когда защита их репутации стала приоритетом, особенно учитывая выявленные коррупционные схемы в процессе расследования с MCAS. Следует отметить, что проведенные проверки на производстве у подрядчика Spirit AeroSystems также выявили серьезные нарушения в культуре производства.
После происшествия с Alaska Airlines Boeing, авиакомпания «по своей инициативе» отозвала просьбы о поблажках в сертификации двух машин семейства 737 MAX – 7 и 10. Это привело к задержке получения сертификатов на эксплуатацию указанных моделей до второй половины 2025 года из-за проблем с противообледенительной системой и обшивкой воздухозаборника двигателя. Эти же проблемы существуют и у модификаций 8/9, однако для них была разработана инструкция ограничивающая использование данного устройства на длительные периоды. Компания Boeing рассматривала возможность сертификации 7-й версии с таким же допущением, предлагая устранить проблему к 2025–2026 годам, но в свете актуальных событий этот план не прошел.
Кроме того, FAA ввело временный запрет на увеличение темпов производства 737 MAX, что ограничивает возможность конкурировать с Airbus, у которого поставки Airbus A320neo запланированы на длительный период. В связи с проблемами сертификации нового широкофюзеляжного флагмана Boeing 777X, запуск поставок этой модели будет возможен только в 2025 году, что на шесть лет позже, чем изначально планировалось.
Воздушная гонка между Boeing и Airbus продолжается, и каждый год приносит новые результаты. По итогам прошлого года Boeing в пятый раз подряд уступила Airbus по количеству поставленных самолетов, и отрыв между компаниями стал еще больше.
В 2023 году американский производитель поставил 528 самолетов, из которых 396 были узкофюзеляжными и 132 широкофюзеляжными, в то время как европейский конкурент доставил 735 самолетов, включая 639 узкофюзеляжных и 96 широкофюзеляжных.
Только в сегменте дальнемагистральных авиалайнеров Boeing сохранила лидерство, в основном за счет выпуска транспортных версий своих широкофюзеляжных самолетов и включения в статистику поставок военных самолетов-заправщиков.
В то время как в более популярном среднемагистральном сегменте семейство Airbus A320neo обходит Boeing 737 MAX по поставкам почти вдвое. Это отражается и в портфеле заказов, где заказы на A320neo достигли огромной цифры более 7000 самолетов, что говорит о их популярности на рынке.
Несмотря на рост производства, эти самолеты уже распроданы на десять лет вперед. У Boeing также непростая ситуация с военными заказами, где конкурент Airbus давит на них.
Проблема заключается не только в количестве поставленных самолетов, но и в финансовых условиях. Boeing подписала контракты в оборонной и космической сферах по схеме «fixed-price», где сумма контракта устанавливается при заключении сделки, и если стоимость оказывается недооцененной, то подрядчик несет дополнительные расходы.
Это создает дополнительные риски для Boeing, в то время как Airbus работает по более стандартной схеме «cost-plus», где подрядчик получает компенсацию расходов и определенный процент прибыли.
В целом, конкуренция между Boeing и Airbus остается острой, и каждая компания старается удержать свои позиции на рынке и привлечь новых клиентов своими самолетами.
Из-за использования схемы фиксированной цены целая серия крупных оборонных контрактов, заключенных в последние годы, принесла крупные убытки для поставщиков. Однако Boeing вновь выделяется на фоне конкурентов: другие участники оборонного рынка либо успешнее реализовывали проекты, либо были более осторожными во время переговоров.
Например, проект по производству двух новых бортов VC-25B уже привел к убыткам в размере 1,3 миллиарда долларов из-за задержек. Эти самолеты, предназначенные для перевозки президента США, изначально были построены для российской авиакомпании «Трансаэро», но не были выкуплены из-за банкротства компании.
Новый учебно-тренировочный самолет T-7A Red Hawk также принес убытки в размере 1,3 миллиарда долларов. Проблемы с танкером KC-46A Pegasus, контракт на который был получен в результате жесткой конкуренции (европейский самолет-заправщик победил в тендере ВВС США), привели к более чем 7-ми миллиардам долларов убытков.
Исправление системы заправки танкера регулярно откладывается, поставки прерывались из-за производственных проблем. Это лишь небольшая часть проблем. Строк непродуктивных побед привели к решению: в конце прошлого года Boeing объявила, что отказывается от участия в конкурсе на разработку нового правительственного воздушного командного пункта для замены E-4B Nightwatch.
Boeing не единственная компания, страдающая от схемы фиксированных цен. Многие участники американской оборонной промышленности выражают недовольство по этому поводу. Это не только вызвано желанием избежать убытков: представители отрасли справедливо отмечают, что конкуренция порой становится чрезмерно жесткой – побеждает тот, кто готов понести большие потери.
В данной ситуации единственный способ заработать - это обеспечение последующей поддержки программы через десятилетия. Возможно, система будет пересмотрена в будущем. Однако сейчас Boeing страдает от этой ситуации больше всего.
Представитель NASA даже заявил публично, что, вероятно, контракты с фиксированной стоимостью не подходят для Boeing. У NASA есть для этого причины - из-за огромных убытков и задержек корпорация Boeing сталкивается с трудностями в доведении космической капсулы CST-100 Starliner до летного состояния.
Ранее этот проект шел наравне с Crew Dragon, но у SpaceX уже было 13 пилотируемых полетов, в то время как у Starliner - ни одного, лишь надежды на первый пилотируемый испытательный полет в апреле-мае этого года, после многократных переносов.
Деловая репутация авиагиганта из Сиэтла серьезно пострадала. Даже термин «из Сиэтла» потерял свое значение - в 2001 году штаб-квартира Boeing была перенесена в Чикаго, после ожесточенной борьбы между несколькими штатами за налоговые льготы.
А в мае 2022 года, следуя современным тенденциям в американской ВПК и крупном бизнесе, штаб-квартира Boeing снова была перемещена, на этот раз в Арлингтон, штат Вирджиния. Считается, что вид на столицу из окон главного офиса - это преимущество для бизнеса, так как соседями Boeing в новом офисе являются такие крупные компании как BAE Systems, Leidos, Raytheon и даже штаб-квартира Amazon.
Проблемы компании Boeing, по мнению американских экспертов, связаны с культурой управления - говорят, что сэнсэи убило слияние в 1997 году с McDonnell Douglas, когда топовые позиции в компании заняли люди без инженерного опыта, что привело к ухудшению ее положения за четверть века.
Конечно, власти США не могут позволить себе банкротство крупнейшего в стране производителя гражданских магистральных самолетов. Компания Boeing имеет слишком большое финансовое значение и значимость как работодатель, и ее коллапс приведет к серьезному общенациональному экономическому кризису (простой в выпуске 737 MAX в период с 2019 по 2020 год обошелся американской экономике в 0,5% ВВП).
Однако пока не стоит говорить о полном крахе – речь идет о продолжительном кризисе. Выйти из него зависит исключительно от самой компании, которая должна в первую очередь восстановить порядок на производстве как у себя на предприятии, так и у основных подрядчиков. Как только это будет считаться приемлемым с точки зрения репутации, правительство США будет готово оказать Boeing поддержку через заключение контрактов, предоставление налоговых льгот и другие меры. Это может включать послабления в процедурах сертификации...
Вероятно, в условиях отсутствия внутренней конкуренции в данной сфере возникновение коррупции неизбежно, и это является примером того, что важно извлекать уроки из чужих провалов.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все ключевые новости доступны в телеграм-канале «Профиль».