Тема технологической повестки на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) на протяжении двух лет обсуждается скорее в философском контексте, чем в практическом, несмотря на четко обозначенные приоритеты развития. К 2024 году участники форума представили стратегические документы, касающиеся развития науки и технологий в России.
С одной стороны, государство и рынок обозначили потребности в новых технологиях, в то время как дискуссии сосредоточились на способности научно-исследовательских центров на них ответить. Чиновники и эксперты видят выход в централизованном управлении разработками.

На ПМЭФ-2024 технологическое развитие стало центральной темой, охватывающей 18 сессий в рамках блока «Технологии, обеспечивающие лидерство». Участники обсуждали риски и приоритеты внедрения инноваций, популяризацию науки и сотрудничество с зарубежными партнерами.
Одно из ключевых обсуждений прошло на сессии «Научно-технологические векторы России», подготовившей почву для заседания Совета по науке и образованию при президенте. В числе участников были вице-премьер Дмитрий Чернышенко, глава Минобрнауки Валерий Фальков и президент РАН Геннадий Красников.
Модератор дискуссии, помощник президента Андрей Фурсенко, поставил перед спикерами вопрос о главном вызове, на который должна ответить наука.
Постановка вопроса о концентрации усилий нашего государства, высокотехнологичных компаний и ученых в приоритетах становится актуальной ввиду необходимости решения важных государственных задач для формирования инновационной экономики.
Это особенно важно в условиях ограниченного бюджетного финансирования и предпочтений инвесторов, склонных выбирать менее рискованные проекты. Среди приоритетов выделяются проблемы демографии, здоровья, а также безопасность в различных аспектах — от обороны до продовольственной и кибербезопасности.
Государством формально определены как минимум девять национальных проектов, направленных на технологическое лидерство в критически важных сферах, включая средства производства и автоматизации, охрану здоровья граждан и продовольственную безопасность.
Дмитрий Чернышенко отметил, что в ближайшее время основные усилия будут сосредоточены именно вокруг этих проектов, что включает прикладную науку. Самое главное — это наличие собственных технологий и способность быстро масштабировать их в зависимости от текущих условий.
Наличие этих технологий позволит создавать современные цепочки производства и оперативно восстанавливать их в случае непредвиденных обстоятельств.
Важным аспектом является пропорциональный рост частных инвестиций, которые должны достигнуть уровня государственных к 2035 году. На сегодняшний день объем расходов федерального бюджета на науку составляет почти 600 миллиардов рублей. Это говорит о значимости научных разработок и инновационных инициатив для социально-экономического развития страны.
Вклад бизнеса в исследовательскую деятельность составил 200 миллиардов рублей. Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов отметил, что компании начали активнее инвестировать в разработки, ориентируясь на проекты, которые могут быстро привести к созданию новых продуктов и услуг. Он подчеркнул, что наблюдается значительный спрос от государства и бизнеса на адаптацию новых технологий. Интенсивный обмен технологиями между предприятиями и университетами возрастает.
Дмитрий Ливанов отметил, что ключевыми факторами для прогресса в науке являются спрос и мотивация, к которым следует приложить финансирование и квалифицированные кадры. В таких условиях университеты становятся не только образовательными учреждениями, но и полноценными участниками экономических процессов благодаря технологическому обмену с промышленностью. Однако, несмотря на то, что более 50% заявок на патенты поступает из вузов и научных организаций, уровень их коммерциализации остаётся низким.
Директор по инновациям компании ЭФКО Ростислав Ковалевский подчеркнул, что государству следует занять активную роль посредника между бизнесом и учеными. Он объяснил, что разработка любого продукта требует создания как базовых, так и обеспечивающих технологий. Базовые технологии часто требуют значительного научного творчества и прорыва, тогда как обеспечивающие — больше ремесленных навыков. Заказчики должны осознавать, что решение первых задач может быть сложным ввиду текущего уровня технологического прогресса.
Ростислав Ковалевский поднимает важный вопрос о несоответствии научных результатов требованиям бизнеса, что требует активных решений. С 2021 года в вузах и научных организациях начинают развиваться центры трансфера технологий, которые помогают бизнесу размещать заказы на исследования через сервисы, разработанные «Гостехом».
Кроме того, экспертная роль Российской академии наук (РАН) в научно-технологических решениях становится актуальной. На заседании президентского совета 13 июня президент РАН Геннадий Красников отметил, что многие институты не имеют долгосрочных программ научных исследований и не занимаются мониторингом их выполнения. Это приводит к размытому научному профилю и несоответствию специализаций институтов заявленным тематикам.
В результате сформировался разрозненный научный ландшафт, где существуют «пустоты» в области госзаказов, а некоторые направления исследования охвачены несколькими институтами, занимающимися одной и той же темой.
Для исправления ситуации к осени текущего года профильные отделения РАН вместе с другими ведомствами и научными советами должны утвердить долгосрочные программы научных исследований для каждого института, что позволит создать систему мониторинга. На следующем этапе в работу вовлечется Российский научный фонд (РНФ), который будет координировать раздачу грантов и контроль выполнения госзаданий.
Инициативы по интеграции науки и технологий на региональном уровне постепенно развиваются, однако в основном остаются в экспериментальной фазе. В частности, в 20 регионах стартовал пилотный проект по разработке региональных программ в области научно-технологического развития (НТР). Губернатор Новгородской области Андрей Никитин подчеркивает, что способность регионов сочетать образование, науку и промышленность станет конкурентным преимуществом в привлечении инвестиций.
Тем не менее, по мнению чиновников и экспертов, более перспективной выглядит централизация управления научными разработками на уровнях федерального правительства, Российской академии наук (РАН) и Российской научной фонда (РНФ).
Сразу после ПМЭФ был подписан указ президента, который определяет приоритеты научно-технологического развития России. Этот документ во многом продолжает работу, начатую под руководством бывшего вице-премьера Андрея Белоусова в рамках Национальной технологической инициативы. Логика указа направлена на сохранение приверженности к государственному технологическому развитию, что характерно для развивающихся экономик.
Успехи модернизационных проектов последних десятилетий, особенно в Японии, Южной Корее и США в период холодной войны, укрепили доминирующий взгляд на развитие НТР. В то же время, последние десять лет добавили элементы экосистемного подхода в определенные сферы, такие как информационные технологии.
Однако метод имеет ограничения: он не всегда применим к гуманитарным наукам, где подобный подход может быть неэффективным. Важно отметить, что современные государства зачастую не признают значимость взаимосвязи между наукой, технологией и культурой, по крайней мере на текущем этапе.