За период с марта 2023 года по март 2024 года число судебных решений в спорах, связанных с применением искусственного интеллекта (ИИ), выросло на 60%. Это означает, что российские суды вынесли 406 решений в таких спорах, что на 60% больше, чем в предыдущем году. Такие данные были представлены командой RTM Group и опубликованы в газете «Коммерсантъ».
Управляющий группы, Евгений Царев, отметил, что интерес к теме искусственного интеллекта растет, и в ближайшем будущем ожидается дальнейший рост судебных споров в этой сфере не менее чем на 80%.
По результатам исследования основными категориями судебных споров, связанных с применением ИИ, стали вопросы звонков или рассылки, использующих искусственный интеллект для взыскания долгов, грантов на разработку IT-продуктов с применением ИИ и лицензионные или договорные вопросы по разработке программного обеспечения, использующего ИИ. Царев подчеркнул, что основные нарушения законодательства возникают в деятельности банков по взысканию задолженности и коллекторских агентств.
50% рассмотренных дел приходилось именно на эту категорию споров, причем штрафы в таких делах обычно не превышают 100 000 рублей. Около 40% всех судебных споров с ИИ были гражданско-правовыми.
В отношении грантов, судебные споры чаще всего касались сумм в размере примерно 12 млн рублей, в то время как по вопросам договоров суммы споров были в районе 240 000 рублей.
Кирилл Никитин, руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex, подчеркнул, что до того, как появятся полноценные законодательные нормы в отрасли, правила игры устанавливаются, в том числе, на уровне судебной практики. Партнер компании Semenov & Pevzner, Роман Лукьянов, согласился с мнением об установлении фундамента для будущих изменений в регуляторной среде. Он отметил, что сложившаяся практика судебных разбирательств вряд ли негативно отразится на разработчиках ИИ.
Работая на поле разработки и внедрения искусственного интеллекта, становится важным соблюдение правовых норм и требований. Дарья Носова, партнер юридической компании «О2 Консалтинг», подчеркнула, что сегодня в договорах все чаще включаются положения о ответственности разработчика и конечного пользователя, проводящего обучение и последующую настройку системы ИИ.
Таким образом, разработчик перекладывает часть ответственности и рисков, связанных с использованием ИИ, на пользователя, который самостоятельно обучает систему. Это помогает снизить возможные негативные последствия искусственного интеллекта в деловой сфере и предотвратить возможные юридические споры в будущем.