Использование искусственного интеллекта (ИИ) в российских компаниях значительно возросло: с 20% в 2021 году до 43% в 2024-м, а в таких сферах, как финансы, ИТ, образование и ТЭК, этот показатель достиг 66%. Несмотря на это, лишь 36% организаций уверены в наличии достаточного количества продуктов в области ИИ на рынке, согласно исследованиям ВЦИОМ.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркивает важность интеграции ИИ в образовательную систему, которая, по его мнению, должна стать основой для научно-технологического прорыва. На пленарном заседании Всероссийского совещания он отметил, что без внедрения ИИ невозможно представить дальнейшее развитие технологий, это актуально не только для образования, но и для многих других отраслей.

Тема трансформации образования с учетом новых технологий вызывает множество обсуждений в образовательной среде. Эксперт, кандидат физико-математических наук Антон Конушин, поднимает важные вопросы о том, как изменения в подходах к обучению повлияют на развитие критического мышления обучающихся. Ученые утверждают, что необходимо переключиться с запоминания информации на развитие критического мышления и умения формулировать правильные вопросы.
Однако возникают опасения, смогут ли люди без достаточных знаний правильно интерпретировать информацию, предоставляемую ИИ. Если у человека нет базовых знаний, сможет ли он объективно оценить корректность ответов, предоставляемых машиной? Эти вопросы ставят под сомнение, насколько эффективными будут новые образовательные подходы.
По мнению экспертов, искусственный интеллект (ИИ) способен значительно улучшить индивидуализацию учебного процесса, предложив студентам уровень поддержки, аналогичный тому, что предоставляет репетитор.
Внедрение адаптивных цифровых учебников и технологий виртуальной и дополненной реальности станет стандартом, что позволит сделать обучение более игровым и интерактивным, что, в свою очередь, повысит мотивацию студентов и их вовлеченность в процесс.
Искандер Бариев, директор Университета Иннополис, также подчеркивает важность индивидуального подхода в образовании при помощи ИИ. Такие системы, как «ALEKS» и «Squirrel AI», разрабатываются с целью формирования уникальных образовательных путей, учитывающих скорость учащихся, их когнитивные особенности и эмоциональное состояние.
В образовательной практике все чаще применяются ИИ-ассистенты, которые упрощают автоматическую проверку заданий и заменяют классические тесты практико-ориентированными кейсами. К основным новшествам относятся круглосуточные ИИ-тьюторы, VR/AR-симуляции и микрообучение.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, следует учитывать и определенные риски. Бариев предупреждает о потенциальном усилении цифрового неравенства и возможном снижении уровня развития «мягких навыков», таких как коммуникабельность и эмпатия, из-за недостатка реального взаимодействия с людьми.
По словам эксперта, важно осознать, что ИИ не становится полной заменой педагога, но изменяет его роль в системе образования.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева акцентировала внимание на необходимости сохранить человекоцентричный подход в образовании.
По ее словам, роль преподавателя трансформируется в сторону наставничества и модерации, а не просто передачи знаний.
С учетом развития искусственного интеллекта становится сложнее различать работы студентов и производимые нейросетями тексты, что создает трудности для учителей при оценке знаний.
Одним из решений может стать изменение системы оценки - акцент на защиту проектов и устные дискуссии вместо формальных заданий.
Антон Конушин выделяет, что только через взаимодействие можно точно оценить уровень понимания материала учащимися.
Он также предсказывает возвращение к традиционным форматам проверки знаний, в том числе устным экзаменам и контрольным работам, с повышенными требованиями к домашним заданиям.