Россия лидирует в развитии беспилотного транспорта

Янв 14, 2025 / 21:13

По словам Игоря Зимина, эксперт по беспилотным технологиям, Россия занимает ведущие позиции в развитии беспилотного транспорта.

Глава Минтранса, Роман Старовойт, отметил, что страна входит в число лидеров в этой области, благодаря проводимым исследованиям и внедрению современных технологий.

Россия лидирует в развитии беспилотного транспорта

Беспилотный транспорт стал неотъемлемой частью высокотехнологичной городской инфраструктуры, обеспечивая быстрое и безопасное движение пассажиров и грузов.

Учитывая текущие тенденции, развитие беспилотников имеет множество преимуществ. Сокращение пробок, минимизация человеческого фактора при авариях, экономия топлива и отсутствие затрат на водителей — это лишь некоторые из них.

Существующие технологии позволяют значительно снизить уровень дорожных происшествий.

Как утверждают производители беспилотных автомобилей, внедрение современных систем автономного управления может снизить количество аварий до 90%.

Игорь Зимин подчеркивает, что при правильной реализации данных систем и минимизации влияния человеческого фактора, можно добиться уменьшения ДТП в десять раз.

Таким образом, беспилотные технологии представляют собой важный шаг к созданию более безопасных и разумных дорог в городах.

Безопасность беспилотных автомобилей вызывает серьезные опасения, так как такие автомобили, весом более тонны и сделанные из металла, могут перемещаться по дорогам на достаточной скорости, чтобы представлять угрозу для жизни и здоровья людей.

Основная проблема заключается в том, как обеспечить безопасность окружающих. Венская конвенция о дорожном движении 1968 года требует присутствия водителя в транспортном средстве, что, несмотря на устаревание, до сих пор сдерживает развитие автономного транспорта из-за общественного страха.

Опасения в отношении беспилотников не лишены оснований. Производители не раскрывают полную статистику аварий, однако сообщают, что автономные системы управления, в среднем, менее склонны к дорожно-транспортным происшествиям. Например, за полгода в аварии попало 3% автомобилей «Waymo», 7% автомобилей «Cruise» и 17% автомобилей компании «Zoox».

Главное, что сами производители признают, что в неидеальных условиях безопасность беспилотников падает: в условиях низкой освещенности вероятность аварий возрастает в пять раз, а при выполнении маневров – в два.

Тем не менее, технологии, обеспечивающие безопасное использование беспилотников, стремительно развиваются. Совместное использование радаров, лидаров и камер обеспечивает обзор на 360 градусов, а HD-карты позволяют точно определять местоположение автомобиля. Искусственный интеллект помогает прогнозировать поведение других участников дорожного движения и выбирать оптимальную траекторию движения в реальном времени.

Быстрый прогресс в области безопасности беспилотников предсказывает замещение традиционного транспорта на беспилотный, особенно в крупных городах.

Государства готовятся к этому изменению как технологически, так и законодательно. В России, например, Минтранс разработал законопроект, определяющий, что ответственность за ущерб от беспилотного автомобиля несет его владелец.

Таким образом, при ДТП с участием беспилотника, как и с обычным автомобилем, ответственность лежит на юридическом или физическом лице, которому он принадлежит.

Законодательство для регулирования дорожного движения с беспилотнымtransportом вводится и в других странах. В Китае, например, в декабре 2023 года были опубликованы новые правила, требующие, чтобы в каждом беспилотнике находился либо водитель, либо контролер безопасности.

Аналогичные меры разрабатываются в США, Великобритании и странах Европейского Союза. В России также активно развивается беспилотный транспорт, наравне с международными трендами, где отечественные разработки, например, роботы-курьеры компании «Яндекс», занимают лидирующие позиции.

Эти роботы работают не только в российских городах, но и за границей, включая американские Остин, Даллас, Джерси-сити и университет в Огайо, а также в Южной Корее.

Беспилотные технологии активно внедряются в различных сферах, включая грузоперевозки и пассажирский транспорт.

В России крупные автопроизводители, такие как КАМАЗ и ГАЗ, разрабатывают беспилотные автомобили для перевозки как грузов, так и людей.

Например, речные паромы уже перевезли почти 1,5 миллиона тонн грузов, а в агропромышленном секторе внедряются беспилотные комбайны и тракторы.

В общественном транспорте страна уже 6 лет использует беспилотные такси, и в Москве к 2030 году планируется увеличить долю беспилотных трамваев до 50%.

Китай является одним из лидеров в этой области, где правительство оказывает поддержку через жесткое регулирование и создание условий для инвестиций.

В Шанхае была построена первая в мире дорога длиной 205 км, полностью оборудованная системой 5G-A, которая, в отличие от стандартного 5G, обеспечивает мгновенную передачу данных при любых погодных условиях.

Сейчас такие дороги протянулись более чем на 2000 километров, по которым курсирует около тысяч беспилотных такси.

Общественный транспорт является важным направлением в развитии беспилотных технологий.

Так, в Чжучжоу был запущен первый в мире беспилотный трамвай, который вмещает до 500 пассажиров и может развивать скорость до 70 км/ч по специально нанесенной разметке.

В Сингапуре, как одном из самых высокотехнологичных городов мира с ограниченной территорией, власти также сосредоточили усилия на модернизации городской транспортной инфраструктуры, делая ставку на развитие общественного транспорта.

Сингапур, известный как «юго-восточный тигр», активно развивает общественный транспорт, ограничивая использование индивидуального. Это достигается благодаря высокому уровню налогов на личные автомобили.

В городе создана умная транспортная инфраструктура с беспилотными автобусами и такси, которые интегрированы в общий транспортный поток через системы связи V2X. Эксперты подчеркивают, что внедрение автономных транспортных систем в городах требует решения не только технических, но и правовых задач.

Необходимы четкие правила для обеспечения безопасного и эффективного использования беспилотников. Такие системы могут значительно повысить уровень безопасности и оптимизировать использование городских ресурсов.

В контексте технологий, Россия также делает шаги вперед, внедряя стандарт стабильной связи, который улучшит управление беспилотниками в удаленных районах.

В то же время, на другом фронте, предприниматель Билл Гейтс признает свои ошибки в управлении Microsoft, что привело к огромным финансовым потерям. Это подчеркивает важность качественного управления и стратегии в быстроразвивающейся технологической среде.

По материалам: www.cnews.ru