Реорганизация технологического прогресса в России

Май 9, 2025 / 18:28

Белый дом инициирует реорганизацию технологического прогресса в России, и как стало известно «Ъ», большинство необходимых документов уже готовы или находятся в доработке.

Ответственность за внедрение новых технологий в условиях изоляции страны разделена между несколькими министерствами: Минэкономики координирует процесс, Минобрнауки отвечает за научные аспекты, а Минпромторг занимается практической реализацией. Контроль на уровне правительства теперь осуществляет Денис Мантуров, сменивший Андрея Белоусова как первый вице-премьер.

Реорганизация технологического прогресса в России

Среди основных проблем остаются недостаток долгосрочных инвестиций и неопределенное распределение рисков между государством и частным сектором, что затрудняет перспективы открытия рынка для зарубежных партнеров. В условиях неопределенности поиск необходимых технологий для действующей промышленности будет осуществляться в проектном режиме.

Минэкономики опубликовало значительное количество подзаконных актов для реализации закона «О технологической политике», который должен стимулировать «суверенный» технический прогресс в условиях растущей изоляции страны от мировой экономики.

Недавно на regulation.gov.ru был размещен проект правил для заключения соглашений о развитии сквозных технологий с компаниями. Также представлено постановление о планировании технологической политики, которое закладывает основы для разработки перечней критически важных и сквозных технологий, а также моделей высокотехнологичного производства на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Дополнительные документы определяют инструменты технологической политики, роли участников «технологического суверенитета» и порядок устранения существующих барьеров, а также правила мониторинга эффективности государственной политики в этой области.

Министерство экономического развития намерено внедрить новые механизмы поддержки технологических компаний, включая возможность для участников принимать «право на риск». Это позволит прогнозировать долгосрочные потребности государства в критических и сквозных технологиях, а также улучшить всю цепочку — от разработки до реализации продуктов.

Важное изменение в деятельности Российской академии наук (РАН) будет подготовлено Минобрнауки, что также связано с экспертизой в области технологической политики. Эти меры необходимы для запуска «суверенного» инновационного процесса в стране.

В мае 2023 года правительство утвердило Концепцию технологического развития, а в декабре 2024 года президент подписал закон о технологической политике. Этот закон ориентирован на потребности текущего дня и создание инфраструктуры для новых направлений в технологии. Основной целью является организация «прогресса сверху», что подразумевает последовательность от исследований к серийному производству.

Предшествующие попытки импортозамещения показывают, что с 2014 года добиться эффективного согласования инициатив отечественных компаний было сложно. Даже с помощью правительственной комиссии по импортозамещению, проекты по использованию заменителей существующих технологий часто сталкивались с трудностями в реализации. Эти предыдущие факторы вдохнули необходимость в новых подходах к технологическому развитию и являются причиной принятия комплекса новых инициатив.

Разработка новой конструкции началась под руководством экс-первого вице-премьера Андрея Белоусова. После его назначения министром обороны в мае 2024 года, контроль за проектом перешел к Денису Мантурову, первому вице-премьеру в сфере промышленности.

Ведомство Максима Решетникова стало ответственным за координацию технологической политики, в которой важную роль будет играть Центр сопровождения, создаваемый на основе Федерального института промышленной собственности. Эксперт из НИУ ВШЭ, Евгений Куценко, отметил, что именно Минэкономики исторически управляет вопросами инноваций сосредоточенно, учитывая их межведомственный и межотраслевой характер.

Минобрнауки, в свою очередь, занимается формированием научно-технологической стратегии. Оно участвует в модернизации инфраструктуры и подготовке научных кадров, а также финансирует начальные этапы исследований, от научных концепций до создания прототипов. Ведомство координирует программы трансфера технологий и взаимодействие научных организаций с промышленностью, включая создание инжиниринговых центров и технопарков.

В последние годы «Ъ» активно освещал, как Минобрнауки работало над «привязкой» исследований к практическим задачам и развитием коммерциализации научных работ, финансируемых из бюджета. Министерство добилось права регулировать управление государственными правами на результаты интеллектуальной деятельности для улучшения коммерциализации патентов.

Информация о развитии научных тем и планов в России была представлена в статье «Ъ» от 24 марта. В рамках этой инициативы вся научная деятельность интегрируется в отраслевую геоинформационную систему (ГИС), что позволяет эффективно управлять бюджетом и проектами, направленными на достижение технологического суверенитета. Ключевую роль в реализации данной политики играет Министерство промышленности и торговли (Минпромторг).

В 2020 году ведомство провело комплексный анализ структуры импорта, используя отраслевые классификаторы. Это позволило выявить недостаточно обеспеченные технологические позиции и сформировать перечень критически важных направлений для достижения технологического суверенитета. На основе этой работы возникла концепция современных проектов по технологическому лидерству, ориентированных на производство одного из ключевых оборудований: электроника, химические материалы и другие компоненты, необходимые для создания высокотехнологичной продукции в таких отраслях, как энергетика, транспорт, приборостроение и машиностроение.

На сегодняшний день Минпромторг курирует сразу четыре национальных проекта в сфере технологического лидерства, которые включают «Средства производства и автоматизации», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые материалы и химия» и «Беспилотные авиационные системы». Важно отметить, что в этом году к ним добавится новый нацпроект — «Биоэкономика». Кроме того, другие ведомства также разрабатывают свои собственные проекты. Например, Минэнерго отвечает за «Новые атомные и энергетические технологии», Минсельхоз — за «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», а Минздрав — за «Новые технологии для сохранения здоровья».

Таким образом, в России формируется целостная система обеспечения технологического самообеспечения и инновационного развития.

Минпромторг России разработал инфраструктуру для поддержки импортозамещения, в которую входят механизмы, такие как «СПИК 2.0», программы Фонда развития промышленности и субсидии на инновации по постановлению №1649 от 12 декабря 2019 года.

Основой этой системы является постановление №719 от 17 июля 2015 года, которое устанавливает критерии для локализации производств и служит отборочным фильтром для бюджетного финансирования.

Министерство акцентирует внимание на участках с высокой технологической зрелостью (TRL 5), что означает, что разработки уже прошли лабораторные испытания и могут быть протестированы в реальных условиях.

Такой подход позволяет сосредоточиться на прикладных задачах, включая реверс-инжиниринг и адаптацию зарубежных технологий под требования системных заказчиков, оставляя фундаментальные исследования и стартапы в ведении академического сектора.

Однако одним из основных препятствий для успешной реализации инновационных проектов считается недостаток устойчивых инструментов длинного финансирования. Хотя меры поддержки расширяются и появляются новые институты развития, госфинансирование остается фрагментированным и часто меняется. Это ограничивает возможность реализации проектов с длительными сроками, несмотря на защиту бюджета от неподконтрольных трат.

Государственное доминирование по-прежнему характерно для прикладных НИОКР, и многие научные проекты не приводят к реальным рыночным результатам. Тем не менее, технологическая политика впервые удостоилась приоритета, и её финансирование защищено от сокращений.

Однако возник новый риск из-за передачи решения о субсидиях от правительства ведомствам, что снижает уровень гарантий для рынка. Эксперты ставят под сомнение эффективность государственной поддержки: согласно данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, лишь 9,3% опрошенных предприятий воспользовались господдержкой. Основная помощь направлена крупным компаниям, что противоречит тому факту, что именно малые предприятия часто достигают более значимых результатов.

Счетная палата также отмечает, что льготы, как правило, получают лишь «крепкие» компании, не нуждающиеся в помощи. Кроме того, господдержка сосредоточена на высоких уровнях готовности технологий, что создает дополнительные риски.

За интересом к господдержке следят правоохранительные органы, и первый заместитель Генерального прокурора Анатолий Разинкин сообщил о выявленных нарушениях в планировании расходов на техносуверенитет. Это может замедлить реализацию инновационной политики, что на фоне неопределенности политической ситуации ставит под угрозу крупные инвестиции в «суверенные технологии».

Проблема особенно актуальна для обсуждения условий возвращения зарубежных компаний на российский рынок. Минфин ранее утверждал, что вопрос регулирования новых инвестиций «концептуально решен», однако, на практике сохраняются большие сложности, так как допуск иностранцев на рынок и ограничения в технологической политике сильно пересекаются.

Выбор между новыми зарубежными проектами и внутренними инициативами «технолидерства» остается неочевидным и непростым.

По материалам: www.kommersant.ru