Зарубежные IT-гиганты, получающие огромные прибыли на международном рынке, не стремятся брать на себя ответственность за распространение информации, что делает их менее привлекательными в России.
В то же время, отечественные онлайн-платформы, уже имеющие устойчивые позиции, за последние два года значительно улучшили свои форматы и технологии.

Эффективный опыт в этой сфере стоит развивать, сосредоточившись на усовершенствовании законодательства об инвестициях и мерах по удержанию IT-кадров.
Для специалистов необходимо не только обеспечить достойные зарплаты, но и создать долгосрочную систему мотивации, чтобы они чувствовали себя частью растущего бизнеса.
Об этом и других аспектах развития IT-отрасли говорил заместитель министра цифрового развития Сергей Кучушев на панельной сессии «ПМЭФ-2025».
В России уже есть собственные маркетплейсы, мессенджеры и национальная платежная система, однако, по мнению модератора, ощущается необходимость дальнейшего прогресса в этой области.
Кучушев отметил, что процесс импортозамещения в сфере онлайн-сервисов полностью завершён. С 1997 года российские платформы претерпели множество изменений и адаптаций, что способствует их самодостаточности.
В 2000-е годы в России интенсивно развивались местные IT-сервисы, многие из которых появились раньше, чем их зарубежные аналоги, такие как популярная почтовая служба.
По словам заместителя министра цифрового развития Сергея Кучушева, российские компании первыми запустили системы карт и поисковые сервисы, опередив глобальных конкурентов на три года.
Однако, с ростом конкуренции в 2010-х годах на российский рынок пришли международные игроки, стремясь привлечь пользователей с помощью финансовых вложений. Несмотря на это, попытки международных компаний не увенчались успехом, что подтвердилось их уходом с рынка в 2022 году — этот факт не вызвал значительного неудобства у пользователей, о чем свидетельствует опрос в зале с минимальным количеством негативных отзывов.
Кучушев выразил уверенность, что текущая ситуация и отсутствие дискомфорта свидетельствуют о крепости российских сервисов. Он подметил, что дальнейшее развитие IT-отрасли требует внимания со стороны государства, чтобы предотвратить отставание в инновациях.
В качестве примера успешного развития госуслуг Сергей отметил уникальный портал, который изменил подход граждан к получению паспортов и других документов, сделав этот процесс доступным через интернет за считанные минуты, что еще 15 лет назад казалось бы невозможным.
На текущий момент платформа привлекает более 14 миллионов пользователей ежедневно и обрабатывает свыше 2,5 миллионов заказов.
Важным направлением для будущего является расширение платформы на смежные отрасли. Кадровая проблема также остается актуальной, и государство принимает меры для ее решения, поддерживая IT-отрасль различными инициативами. Заместитель министра отметил, что IT-компании могут предложить выпускникам вузов отсрочку от призыва в армию. Кроме того, реализован проект «IT-ипотеки», который уже использовали порядка 85 тысяч специалистов с кредитным портфелем более 750 миллиардов рублей.
Государство освободило IT-компании от налогов на прибыль до 2025 года, а страховые взносы установлены на уровне 7,6 %. Региональные власти также предлагают льготные ставки налога на имущество для IT-отрасли. Однако, несмотря на это, стимулы для удержания кадров все еще недостаточны.
Кучушев считает, что следующим шагом должно стать совершенствование законодательства, регулирующего инвестиции и механизмы удержания специалистов. Не всегда возможно удержать сотрудников только финансовыми средствами — важно создать долгосрочные системы мотивации, которые позволят сотрудникам чувствовать свою причастность и ответственность к бизнесу, например, через программы участия в акционерном капитале. Это станет ключевым шагом для компаний, стремящихся конкурировать как с крупными международными игроками, так и для малых предприятий, которые развиваются в благоприятных условиях.
Развитие отрасли информационных технологий требует не только стимулов, но и внедрения современных технологий, считает член Комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин.
В этом контексте особое значение играет искусственный интеллект, процесс развития которого уже запущен. По словам депутата, «искусственный интеллект учится на данных, и с 1 сентября в России вступает в силу закон, регулирующий алгоритмы обработки данных», что важно для обеспечения безопасности и конфиденциальности.
Немкин также подчеркивает значимость локализации данных, используемых открытыми медиа, что делает Россию одним из лидеров в этом направлении.
Цифровой суверенитет является ключевым аспектом для успешного развития отечественной IT-индустрии. Однако, как отметил парламентарий, к процессам регулирования следует подходить осознанно, формируя у граждан понимание целей этих мер.
Основная задача — защита населения и создание условий для разработки алгоритмов, которые помогут противодействовать возможным угрозам.