Программирование и программная инженерия – это два взаимосвязанных, но различных направления. Программирование сосредоточено на написании кода, тогда как программная инженерия охватывает широкий спектр процессов, включая проектирование, аппаратные аспекты, тестирование и поддержку программного обеспечения. Главной целью программной инженерии является оптимизация работы и эффективное использование ресурсов.
Кафедра программной инженерии в вузе запустила свою деятельность два года назад, отвечая на потребности современного рынка труда. Важный акцент сделан на подготовку профессионалов, способных работать в команде и разрабатывать высокоэффективные программные решения.

В учебной программе применяется комплексный подход. Программирование занимает значительно много времени, но также вводятся важные дисциплины, такие как разработка клиентской и серверной частей, фуллстэк-разработка, прикладное программирование, тестирование программ, оптимизация и дискретная математика. Доказано, что обучение по направлению «Программная инженерия» востребовано не только среди студентов кафедры, но и среди учащихся других факультетов, что подчеркивает универсальность получаемого знания.
На фоне роста качества образования, уровни преподавания информатики в школах, по мнению опытных специалистов, улучшились по сравнению с прошлым. Однако успех зависит от конкретной школы и её подходов к обучению.
Среди выпускников вузов можно выделить две категории: одни приходят с готовыми знаниями программирования на языках, таких как Python, другие же сталкиваются с нехваткой информации. Это подчеркивает необходимость формирования актуальной и эффективной школьной программы по информатике, на которую Министерству образования стоит обратить особое внимание.
Основной задачей образования является обеспечение студентов фундаментальными знаниями и принципами программирования, а также развитие критического мышления.
Образовательная методика включает в себя постоянное повторение изученного материала и решение сложных задач, что способствует формированию гибкости мышления. Это помогает будущим специалистам адаптироваться к требованиям реального мира.
Кроме того, важно показать студентам ресурсы для дополнительного самообразования, так как современное образование невозможно без стремления к постоянному развитию.
Многие студенты, начиная с третьего курса, уже работают по специальности, чаще всего ведя проектную деятельность на фрилансе. Это хорошо, так как они получают опыт, хотя иногда это может негативно сказываться на учебе. Однако они становятся более уверенными в своих целях и нарабатывают практические навыки.
Выпускники востребованы в разнообразных сферах: IT-компаниях, банковском секторе, разработке систем безопасности, телекоммуникациях и программных продуктах для массового потребления, таких как мобильные и веб-приложения, а также в геймдеве и маркетплейсах. Особенно актуальными являются специалисты в области анализа данных и искусственного интеллекта, что говорит о растущем спросе на данные навыки.
На рынке технологий многие участники используют специализированные языки и инструменты, что требует разработки уникальных образовательных курсов. Программирование рассматривается скорее как инструмент, нежели как отдельная наука.
В этой связи у нас есть интересные проекты. В прошлом году один из студентов получил грант на разработку мобильного приложения «Агрегатор мессенджеров», которое объединяет новые сообщения из различных источников.
В настоящее время мы работаем со студентами над созданием вычислительного кластера, состоящего из микрокомпьютеров, который позволит выполнять крупные вычисления. Также планируется интересный проект по геймификации – внедрению игровых технологий в образовательный процесс.
Мы видим развитие в установлении партнерских связей с потенциальными работодателями студентов, сотрудничая с несколькими IT-компаниями, включая банки. Представители этих организаций участвуют в наших мероприятиях, таких как «Цифровая весна» и ярмарки вакансий, организуют курсы и разрабатывают задачи для олимпиад. Один из партнеров даже создал стипендиальный фонд для студентов и предоставил свой продукт для обучения. Это дает возможность компании развивать свой продукт и одновременно готовить квалифицированные кадры.
Тем не менее, работа в таком формате требует долгосрочных усилий, что готовы поддерживать не все. Образование в области IT продолжает оставаться нестабильным и требует постоянного обновления подходов.
Для каждой специальности в IT важно разрабатывать индивидуальные образовательные формы с учетом их особенностей. Однако с появлением новых направлений в данной области это становится всё сложнее.
IT-сфера отличается высокой динамичностью, и, например, искусственный интеллект стал главной темой для обсуждения благодаря успешному выходу на рынок готовых продуктов, доступных для широкой аудитории. Это создало вокруг ИИ определённый интерес, хотя мы, как специалисты, следили за развитием нейросетей уже давно, имея подходящие курсы в вузах.
С учетом повсеместного распространения нейросетей, необходимо создать отдельную дисциплину, которая объединит все аспекты работы с ними. Это поможет студентам не только понять принципы функционирования нейросетей, но и научиться извлекать из них выгоду в практической деятельности.
В то же время следует пересмотреть программы по направлению «Программная инженерия», исключив несущественные дисциплины, так как быстрое развитие технологий требует актуализации учебного плана.
Существуют три уровня профессионального роста разработчиков: Junior, Middle и Senior. Важно отметить, что широкое внедрение ИИ может сократить уровень Junior, так как новички, создавая лишь простые конструкции, могут быть заменены машинами.
Кроме того, образование сталкивается с новыми вызовами — уже сейчас студенты используют нейросети для выполнения курсовых и контрольных работ, выдавая их за собственные. Это приводит к необходимости пересмотра подходов в обучении и оценки знаний студентов.
Распространение искусственного интеллекта (ИИ) можно сравнить с появлением калькулятора, так как оба инструмента создают иллюзию возможности обходиться без обучения. Важно, чтобы образовательные учреждения осознанно внедряли нейросети, подчеркивая необходимость глубоких знаний и навыков у студентов.
Кроме того, сейчас важно обсуждать безопасность ИИ в двух аспектах: защиту от злоумышленников и безопасность самой технологии. Нейросети имеют уникальное свойство — они способны обучаться. Однако, если их подкармливать некорректной информацией, есть риск, что они начнут выдавать неверные результаты.
Компании, осознавая потенциальные угрозы ИИ, разрабатывают законодательные инициативы для ограничения его использования, что дает им время адаптироваться к стремительному распространению этой технологии. Однако пользователи зачастую недовольны растущими запретами, так как уже оценили пользу и удобство ИИ, не осознавая при этом связанных с ним рисков. Поэтому крайне важно проводить разъяснительные работы, организовывать вебинары и обучающие курсы для всех возрастов, чтобы повысить осведомленность о возможных проблемах использования ИИ.
Также важной темой является импортозамещение программного обеспечения (ПО). За последние три года российские специалисты продемонстрировали заметный прогресс в этой области, вызванный изменением мировой ситуации. Увеличение спроса на отечественные решения привело к появлению многих аналогов иностранного ПО.
Примером может служить ПГУТИ, ставший первым университетом, полностью перешедшим на российские операционные системы. Несмотря на то, что эти системы в настоящее время уступают своим импортным аналогам по ряду параметров и могут быть трудными в использовании, они уже достаточно функциональны для офисной работы. Однако значительная часть задач остается нерешенной, и не все сектора рынка охвачены предлагаемыми решениями.
В условиях постоянного появления новых вызовов, таких как развитие ИИ, спрос на квалифицированных специалистов в области программного обеспечения будет продолжать расти.