В 2022 году в Российской Федерации более 400 государственных учебных заведений столкнулись с серьёзными трудностями, утратив более 80% лицензий на использование западного программного обеспечения. Эта обстоятельство стало катализатором для Министерства науки и высшего образования, которое инициировало создание Единого реестра отечественного программного обеспечения. В этот реестр вошло более 400 различных программных решений, предназначенных для нужд образовательных учреждений. Несмотря на эти усилия, многие учебные заведения всё же испытывают значительные затруднения в процессе внедрения и использования предложенного софта.
Результаты опроса, проведенного среди руководителей технических программ в вузах, показали, что 66% респондентов оценивают свою зависимость от импортного ПО как среднюю. При этом 13% образовательных учреждений в основном работают с продуктами, разработанными в России. В то же время, 24% опрошенных выражают сомнения относительно скорого и успешного перехода на отечественные программные решения, что, безусловно, подчеркивает существующие проблемы в данной области.
Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), считает, что многие опасения по поводу импортозамещения являются несколько преувеличенными. По его мнению, отечественные программные решения зачастую имеют более доступные ценовые предложения и лучше адаптированы под реальные нужды системы образования. Тем не менее, многие эксперты указывают на наличие множества препятствий, стоящих на пути к успешному переходу на российское ПО. К числу таких препятствий относятся необходимость обеспечения стабильности работы программ, их степени безопасности и возможности интеграции различных сервисов.
Особые сложности возникают в специфических областях, таких как математическое моделирование, разработка программного обеспечения и работа с большими данными. Эти сферы требуют не только качественных продуктов, но и адаптации технологий под специфику работы учебных заведений, а также обучения сотрудников для работы с новыми инструментами. Препятствия, связанные с переходом на отечественные разработки, могут также включать в себя недостаток необходимого обучения, неразработанные методические материалы и ограниченное количество техподдержки для новых продуктов.
Как показывают исследования, для полного успешного перехода на отечественные программные решения необходимо не только создать качественные продукты, но и обеспечить поддержку на всех уровнях – от государственного до уровня каждого отдельно взятого образовательного учреждения. Сложность задачи обуславливает значительные риски, которые могут возникнуть при отсутствии должного уровня подготовки и внедрения новых технологий. Это все указывает на необходимость комплексного подхода, который учитывает не только программные решения, но и все аспекты интеграции отечественных технологий в образовательный процесс.