Новый курс CultTech объединяет культуру и технологии

Апр 14, 2025 / 05:38

1 апреля 2025 года в 13:59 стартовал новый образовательный курс «CultTech: пересечение культуры и технологий», инициированный МФТИ и Домом культуры «ГЭС-2». Директор «Лаборатории Культура» МФТИ Наталья Антропова объясняет важность интеграции технологий в традиционные культурные формы, такие как музеи и театры.

Технологии становятся ключевыми инструментами для решения актуальных культурных задач: повышения доступности искусства, сохранения наследия и увлекательного повествования. Эта не просто оцифровка произведений, а глубокая интеграция технологий в культурные процессы, что открывает перед ними новые возможности.

Новый курс CultTech объединяет культуру и технологии

Одним из примеров являются «умные» экспонаты, такие как ИИ-критики, которые могут предложить новые взгляды на искусство. Также активно используются технологии виртуальной реальности для воссоздания утраченных традиций, что позволяет зрителям погружаться в исторический контекст.

Тем не менее, Наталья Антропова отмечает, что использование AI для прогнозирования культурных трендов все еще имеет свои ограничения. Это связано с тем, что технологии не всегда могут точно предсказать нюансы культурного восприятия.

Взаимодействие искусства и технологий создаёт платформу для нового опыта, позволяя сложным идеям быть переданными более доступно и интерактивно. Это сотрудничество не только обогащает культурную жизнь, но и формирует новую форму взаимодействия между создателями и публикой, меняя традиционные подходы к восприятию искусства. Важно помнить о возможных рисках, таких как создание дипфейков и снижение ценности живого опыта, что требует осознанного подхода к использованию технологий в культурной сфере.

Культура в наше время становится более доступной благодаря интеграции технологий, таких как смартфоны, приложения и онлайн-платформы. Это открывает новые перспективы для творчества как для профессионалов, так и для обычных людей.

Ранее традиционные музеи, театры и библиотеки действовали в рамках предсказуемых форматов. Картины, скульптуры и книги сохраняли свою основную сущность на протяжении веков, несмотря на изменения в стилях и содержании. Эта предсказуемость позволила разработать эффективные методы хранения, изучения и демонстрации произведений искусства, сформировав диалог между зрителем и произведением.

Однако с развитием технологий меняется не только способ создания культуры, но и сам носитель культурных ценностей: теперь это может быть цифровой код или виртуальная реальность. Художники начинают использовать новые инструменты, а продюсеры — для организации и продвижения произведений.

В результате меняются наши восприятия и привычки, что вызывает вопрос о том, соответствуют ли традиционные институты современным реалиям. Культура теперь существует в двух мирах — реальном и цифровом, отражая изменения в жизни людей, которым предназначены эти культурные учреждения.

Современные институции сталкиваются с необходимостью интеграции технологий, и игнорирование этого процесса может привести к их изоляции от актуальной культурной жизни, снижая их значение до уровня архивов.

Вопрос о том, как технологии влияют на искусство и общество, становится критически важным. Люди все чаще интересуются не только историей, но и происходящим в мире искусства сегодня.

Однако, существует риск, что цифровая среда начнет вытеснять реальное общение и ощущения, что можно рассматривать как «девальвацию» живого опыта. Хотя такие опасности существуют, я верю, что мы научимся находить баланс между виртуальным и реальным мирами.

Виртуальная среда, хоть и не предлагает традиционного высокого искусства, наполнена человеческими эмоциями и общением, что также важно для культуры.

Кроме того, искусствоведы поднимают вопрос о манипуляциях с помощью технологий, таких как дипфейки, которые могут искажать исторические факты. Нам предстоит разработать новые методы для проверки подлинности культурных объектов и информации в цифровую эпоху.

Важнейшей идеей CultTech является инклюзия, предполагающая доступность культуры для всех.

Наша Лаборатория рассматривает CultTech как способ расширить доступ к культуре для широкой аудитории, при этом сохраняя ее суть и форму.

Ключевым аспектом является создание комфортных условий в культурных пространствах — музеях, галереях и театрах, что влияет на опыт и ощущения посетителей.

Мы стали партнерами «Открытого факультета медиации» в Доме культуры «ГЭС-2», который сосредоточен на оптимизации взаимодействия с посетителями и проектировании их культурного опыта.

В рамках этой программы мы обсудили, как помочь людям ориентироваться в международных проектах на стыке культуры и технологий, а также как использовать верные формулировки для описания сложных явлений.

Важно, чтобы специалисты из различных областей — художники, технологи, кураторы — обменивались знаниями и работали совместно.

Современные технологии, такие как дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR), стали основными инструментами в искусстве, а также активно используются роботы, интерактивные экраны и проекции.

Это создает новые формы взаимодействия с аудиторией и способствует формированию глубинного культурного опыта.

В последнее время меня привлекают арт-объекты, реагирующие на свет, звук и движение через датчики. Недавно я увидела инсталляцию в галерее на Краснохолмской под названием «Диванный критик». Говоря что-то в микрофон, ты получаешь критические комментарии от искусственного интеллекта, который анализирует сказанное и выделяет ключевые слова. Ответы получаются ироничными и точными.

Также интересной тенденцией становится геймификация, когда в искусстве используется игровой подход. Отличный пример — проект Google Arts & Culture, известный как «Art Zoom Out». Пользователи могут выбрать оцифрованную картину и увидеть, как программа дополняет изображение, показывая то, что могло находиться за его границами. Это увлекательно и позволяет глубже погрузиться в искусство.

Технологии играют важную роль не только в взаимодействии с искусством, но и в сохранении культурного наследия. Они обеспечивают возможность рассказать о малых, потенциально исчезающих культурах, создавая виртуальные музеи и специальные сообщества для общения носителей редких языков. Эта инициатива помогает сделать их более заметными.

Кроме того, современные технологии служат мощным инструментом архивации. Сложное сканирование артефактов, запись уникальных звуков и создание цифровых копий позволяют сохранить культурное наследие в цифровом формате, что особенно важно для уязвимых ресурсов.

Примером успешного проекта в области сохранения культурного наследия является инициатива Google — «Endangered Languages Project», нацеленная на защиту исчезающих языков.

Технологии могут не только сохранять знания, но и «оживлять» прошлое, воссоздавая утраченные обряды и ремесла в виртуальной реальности. Игровые механики позволяют людям не просто узнать о традициях, но и активно участвовать в них, что делает процесс обучения более вовлекающим.

Кроме того, технологии играют важную роль в образовании. С помощью платформы «CultTech» мастера редких ремесел могут проводить онлайн-мастер-классы, передавая уникальные знания широкой аудитории. В Англии был запущен проект «Crafting Futures», направленный на подобную практику.

Тем не менее, каждая организация, будь то музей, театр или библиотека, подбирает свои методы сохранения культурного разнообразия.

Отмечается, что работники культурной сферы испытывают необходимость осваивать новые технологии, так как знания быстро устаревают. Этот запрос стал основой для создания образовательных программ, и интересные факты свидетельствуют о том, что около одной трети студентов уже работают в культурной сфере.

Важным вкладом в это направление стали цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities), которые сильно расширили горизонты изучения литературного наследия и текстов.

CultTech, в частности, включает важные аспекты Digital Humanities, которые во многом появились благодаря работе с текстами. Современные методы оцифровки, создания цифровых каталогов и инструментов анализа текстов возникли из этой сферы. Мы наблюдаем результаты этих усилий в крупных проектах, таких как «Google Books», «The Digital Public Library of America» и «Europeana». Это не просто хранилища, а мощные системы, позволяющие находить, анализировать и делиться знаниями.

В настоящее время аналитические подходы чаще всего применяются к арт-рынку, где исследуется, какие произведения популярны и что будет продаваться. Несмотря на механический характер таких анализов, они важны для галерей и аукционных домов, поскольку понимание трендов напрямую влияет на коммерческий успех. Аукционный дом «Christie’s», к примеру, использует алгоритмы искусственного интеллекта для прогнозирования рыночных тенденций, предугадывая всплеск интереса к цифровому искусству за годы до популяризации технологии NFT.

Кроме того, сетевой анализ помогает выявить, как взаимодействуют участники арт-сообщества, какие темы и визуальные образы на текущий момент наиболее обсуждаемы. Нейросети обрабатывают множество изображений, выявляя общие черты и закономерности в стилях. Однако этот подход остается достаточно поверхностным и механическим, поскольку он лишь комбинирует вероятности без глубокого понимания внутренних изменений в культуре и искусстве. В конечном счете, настоящие преобразования происходят на уровне изменений мировоззрения и ценностей, что требует более сложного и глубокого анализа, чем простое выявление статистических закономерностей.

По материалам: snob.ru